Решение Верховного Суда РФ от 8 апреля 1998 г. N СП-4/98
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. о признаний незаконными (недействующими) приказа Министра обороны Российской Федерации N 115 от 16 марта 1996 г. "О дополнительных денежных выплатах военнослужащим, проходящим военную службу в отдаленных и с тяжелыми климатическими условиями местностях" и ст.ст. 208-214, 257-285 Положения о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского флота, введенного в действие приказом Министра обороны СССР N 075 от 14 августа 1978 г. установила:
Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанными требованиями к Министру обороны Российской Федерации, сославшись на то, что приказ Министра обороны РФ N 115 от 16 марта 1996 г. и ст.ст. 208-214, 257-285 Положения о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенного в действие приказом Министра обороны СССР N 075 от 14 августа 1978 г., противоречат Закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Закону Российской Федерации от 22 января 1993 г. "О статусе военнослужащих".
По мнению Г. районный коэффициент и процентная надбавка, установленные Законом РФ от 19 февраля 1993 г. должны начисляться ко всему денежному довольствию военнослужащих, включая месячные и иные надбавки и другие дополнительные денежные выплаты, а не на часть денежного довольствия (к окладам по воинской должности и окладам по воинским званиям), как это установлено указанными приказами Министра обороны РФ и Министра обороны СССР.
Кроме того, Г. считает, что приказ Министра обороны РФ N 115 от 16 марта 1996 г., носящий нормативный характер и затрагивающий права и свободы граждан, как не прошедший государственную регистрацию и не опубликованный для всеобщего сведения, в соответствии с действующим законодательством не может быть признан законным и является недействительным.
В судебном заседании Г. свои требования поддержал и просил также возместить ему расходы, связанные с прибытием в суд.
Представитель Министерства обороны РФ полковник Х. требования Г. не признал, но при этом не отрицал, что приказ N 115 от 16 марта 1996 г. не прошел государственную регистрацию и не был опубликован для всеобщего сведения.
Выслушав объяснения Г., представителя Министерства обороны РФ Х., исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора Главной военной прокуратуры полковника юстиции И., полагавшего необходимым требования заявителя удовлетворить частично. Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению.
В силу действовавшего на время издания оспариваемого приказа Министра обороны РФ N 115 от 16 марта 1996 г. п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации" нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, принятые после 1 марта 1993 г., не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в законную силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения каких бы то ни было санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
В последующем эти правовые положения были закреплены и в Указе Президента Российской Федерации N 763 от 23 мая 1996 г.
Как установлено судом, оспариваемый заявителем приказ Министра обороны РФ N 115 от 16 марта 1996 г. "О дополнительных денежных выплатах военнослужащим, проходящим службу в отдаленных и с тяжелыми климатическими условиями местностях" государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации не прошел и не был опубликован для всеобщего сведения. Однако, несмотря на это он был направлен для исполнения в войсковые части и другие, подведомственные Министерству обороны РФ, организации и учреждения.
Эти обстоятельства подтверждаются материалами дела и, в частности, письмом первого заместителя начальника Департамента регистрации и контроля за ведомственными нормативными актами С. N 07-770 от 6 апреля 1998 г., из которого следует, что приказ Министра обороны РФ N 115 от 16 марта 1996 г. был возвращен без регистрации, так как были нарушены установленный порядок представления акта на государственную регистрацию и Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 1009 от 13 августа 1997 г. Повторно указанный приказ на государственную регистрацию не представлялся.
Эти обстоятельства не оспаривались в судебном заседании представителем Министерства обороны РФ.
С учетом названных выше обстоятельств оспариваемый заявителем приказ Министра обороны N 115 от 16 марта 1996 г., как не прошедший государственную регистрацию и не опубликованный для всеобщего сведения, подлежит признанию недействующим.
Что касается требования Г. о признании незаконными ст.ст. 208-214, 257-285 Положения о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенного в действие приказом Министра обороны СССР N 075 от 14 августа 1978 г., то оно удовлетворению не подлежит, так как правовые нормы, изложенные в указанных статьях данного Положения не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
Довод Г. о том, что районный коэффициент и процентная надбавка, установленные Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" должны начисляться ко всему денежному довольствию военнослужащих, включая месячные и иные надбавки и другие дополнительные денежные выплаты, а не на часть денежного довольствия (к окладам по воинской должности и окладам по воинским званиям), нельзя признать обоснованным, поскольку он противоречит Закону Российской Федерации "О статусе военнослужащих" и Закону Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Согласно п. 2 ст. 12 Закона РФ "О статусе военнослужащих" размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям, надбавок и выплат определяются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств РФ, в которых законом предусмотрена военная служба. Такие выплаты должностных окладов и надбавки военнослужащим, проходящим службу в отдаленных и с тяжелыми климатическими условиями местностях, установлены соответствующими постановлениями Правительства, в частности, постановлением Правительства N 188-75 от 7 марта 1974 г.
Что же касается Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", то в его ст. 1 определен круг лиц, на которых он распространяется.
В частности, действие настоящего Закона распространяется помимо лиц, работающих по найму на предприятиях в учреждениях, организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, так же и На не работающих пенсионеров, военнослужащих, - уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил РФ и других лиц указанных в ст. 1 Закона.
Анализ этой нормы позволяет сделать вывод, что указанный закон распространяется лишь на определенный круг лиц, непосредственно указанный в ст. 1. Военнослужащие же, проходящие военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в Законе не указаны и на них действие закона распространяться не может.
С учетом этого заявленное Г. в этой части требование не может быть признано обоснованным.
Возмещение расходов, связанных с явкой в суд, заявленных Г., законом не предусмотрено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-197 и 239-7 ГПК РСФСР, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации решила:
требования Г. удовлетворить частично.
Приказ Министра обороны Российской Федерации N 115 от 16 марта 1996 г. "О дополнительных денежных выплатах военнослужащим, проходящим военную службу в отдаленных и с тяжелыми климатическими условиями местностях" признать недействующим.
В удовлетворении требований о признании незаконным (недействующим) ст.ст. 208-214, 257-285 Положения о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота, введенного в действие приказом Министра обороны СССР N 075 от 14 августа 1978 г. и о распространении положений Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" на все виды денежного довольствия военнослужащих, а также в возмещении расходов, связанных с явкой в суд, Г. отказать.
Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его провозглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 8 апреля 1998 г. N СП-4/98
Текст решения официально опубликован не был