Согласовано:
Заместитель Министра - Главный государственный
инспектор труда Российской Федерации
Министерства труда и социального развития
Российской Федерации
В.Варов
9 октября 2003 г.
г. Москва
Предисловие
В соответствии со статьями 45 и 46 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение может устанавливать общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, а конкретные содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон. В связи с этим предлагаемый Макет федерального отраслевого (межотраслевого) соглашения (далее - Макет) представляет собой рекомендации по подготовке соглашения.
Разработка Макета обусловлена многочисленными запросами представителей профсоюзов и работодателей, а также стремлением оказать содействие представителям сторон в разработке, согласовании и оформлении текста соглашения, а также ускорении процедуры его уведомительной регистрации.
Как правило, включать в текст соглашения обязательные для исполнения положения действующего законодательства, иных нормативных правовых актов не следует, достаточно указывать в соглашениях ссылки на них.
Вместе с тем эти и другие нормы могут включаться полностью или частично, если в соглашении в соответствии с действующим законодательством они конкретизируются, улучшаются по договоренности сторон, в них устанавливаются непротиворечащие законодательству процедуры.
При подготовке Макета были проанализированы ранее заключенные соглашения, действующее законодательство, учтены предложения и замечания профсоюзов, работодателей, федеральных органов исполнительной власти.
Предполагается, что при работе над соглашением представители сторон в зависимости от специфики отрасли будут сокращать и/или дополнять текст Макета с учетом конкретных отраслевых особенностей.
Председатель общероссийского Руководитель общероссийского
профсоюза (объединения профсоюзов) объединения работодателей -
(наименование профсоюза представитель работодателей
(объединения профсоюзов))
____________ ____________________ _________ ___________________
(подпись) (инициалы фамилия) (подпись) (инициалы, фамилия)
"___"________ 200_ г. "___"_________ 200_ г.
(печать) (печать)
Руководитель федерального органа Руководитель федерального
исполнительной власти (при органа исполнительной власти
бюджетном финансировании - представитель работодателей
организаций)
Варианты названия:
1. Федеральное отраслевое соглашение
по ________________ отрасли Российской федерации
на 200_-200_ годы
2. Федеральное отраслевое соглашение
по организациям ___________________ (наименование отрасли)
Российской федерации на 200_-200_ годы
3. Федеральное отраслевое соглашение
по __________________ промышленности Российской Федерации
на 200_- 200_ годы
4. Федеральное отраслевое соглашение
по ___________________ транспорту Российской Федерации
на 200_- 200_ годы
5. Федеральное межотраслевое соглашение
по ___________________ отрасли Российской Федерации
на 200_-200_ годы
Соглашение прошло уведомительную
регистрацию в Минтруде России
Регистрационный N ___ от "__"______200_ г.
Первый заместитель
Министра труда
и социального развития
Российской Федерации В.А.Январев
(печать)
Москва
Справочно: тексты федеральных отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне, вводятся в Регистр соглашений и коллективных договоров.
I. Общие положения
1.1. Сторонами Соглашения являются:
работники, в лице их представителя - общероссийских профессиональных союзов и их объединений, в соответствии с их уставами, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных статьями 30 и 31 Трудового кодекса Российской Федерации;
работодатели, в лице их представителя(ей) - общероссийского объединения работодателей (некоммерческая организация) в соответствии с его уставом, действующим федеральным законодательством и Трудовым кодексом Российской Федерации;
федеральные органы исполнительной власти при условии полного или частичного финансирования за счет средств федерального бюджета.
1.2. Действие Соглашения распространяется:
на работников и работодателей, уполномочивших соответствующих представителей сторон разработать и заключить его от их имени;
на органы государственной власти, в пределах взятых ими на себя обязательств;
на работников и работодателей, присоединившихся к Соглашению после его заключения;
на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключивших Соглашение.
1.3. В период действия Соглашения профсоюз (профсоюзные организации) не организует(ют) забастовки и (или) иные массовые выступления работников, предоставивших полномочия на заключение и подписание Соглашения, в случае их несогласия с его положениями (или положениями действующего федерального законодательства).
1.4. Коллективные и трудовые договоры, заключаемые в организациях, работники и работодатели которых предоставили соответствующие полномочия сторонам Соглашения, не могут ограничивать или снижать уровень прав, гарантий и компенсаций работников, установленных Трудовым законодательством и настоящим Соглашением.
II. Оплата труда
2.1. Системы заработной платы, размеры тарифных ставок (окладов), различного вида выплаты работникам организаций, не финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, сверх предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами, устанавливаются, по взаимной договоренности сторон Соглашения, в коллективных договорах, локальных нормативных актах организаций, трудовых договорах.
2.2. Минимальный размер оплаты труда, с учетом норм, установленных федеральным законом, по договоренности сторон Соглашения, а также при наличии необходимых финансовых средств в организации в соответствии с финансовыми возможностями организации, может повышаться (как варианты: поэтапно, с указанием конкретных средств, в течение срока действия Соглашения).
2.3. Минимальный размер оплаты труда работника организации, с учетом норм, установленных федеральным законом, по договоренности сторон Соглашения, а также при наличии необходимых финансовых средств, может устанавливаться в процентном соотношении (%) к величине прожиточного минимума трудоспособного населения Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) с установлением или без указания конкретных сроков реализации указанного мероприятия.
2.4. Индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в организациях, не финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, производится по договоренности сторон Соглашения и при наличии необходимых финансовых средств, в порядке и в сроки, предусматриваемые коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
2.5. Часть заработной платы, повышенной в предыдущие годы за счет внутренних резервов организации, может быть индексирована в порядке, устанавливаемом в коллективных договорах в пределах имеющихся у организации финансовых средств.
2.6. Оплата труда работников организаций, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, осуществляется на основе Единой тарифной сетки в соответствии с федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами.
2.7. Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
2.8. Тарифная система оплаты труда работников, не финансируемых из бюджетов всех уровней, может определяться соглашениями, коллективными договорами с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда.
2.9. Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с соблюдением процедуры учета мнения представительного органа работников. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца.
2.10. Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, устанавливается работодателем в повышенном размере с соблюдением процедуры учета мнения представительного органа работников, либо коллективным договором, трудовым договором.
2.11. Установление различных систем премирования и других форм стимулирования труда работодатель осуществляет с соблюдением процедуры учета мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором, а в отношении отдельных работников - трудовым договором.
III. Охрана труда
3.1. Работодатель обязан обеспечить безопасные и здоровые условия труда и охрану труда для работников в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 17.07.1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, правилами, инструкциями по охране труда, федеральными и отраслевыми целевыми и другими программами, Соглашением.
3.2. В организациях разрабатывается необходимая нормативно-техническая документация, проводятся организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и другие необходимые мероприятия по предотвращению или снижению воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды на работников.
3.3. Работодатель обеспечивает разработку годовых программ улучшения условий и охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий с соблюдением процедуры учета мнения соответствующего профсоюзного органа.
3.4. Работодатель в сроки, определенные коллективным договором организации (вариант: соглашением по охране труда), но не реже одного раза в пять лет, проводит с участием представителя(ей) выборного профсоюзного органа аттестацию рабочих мест с измерением параметров опасных и вредных производственных факторов с оценкой травмобезопасности производственного оборудования, обеспеченности средствами индивидуальной защиты и т. д.
3.5. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации и иметь сертификаты соответствия.
3.6. Работодатель в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязан организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников.
3.7. На работах с вредными условиями труда работникам выдаются по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а на особо вредных работах - лечебно-профилактическое питание.
Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Молоко или другие равноценные пищевые продукты выдаются работнику за отработанную смену (рабочий день), независимо от ее продолжительности по перечню профессий и работ, устанавливаемых коллективным договором.
3.8. При отказе работника от выполнения работ, в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.
Отказ работника от выполнения, в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.
3.9. Условиями, которые могут быть оговорены в коллективных договорах, для проведения работ при превышении нормативных значений вредных и (или) опасных производственных факторов и факторов трудового процесса на рабочем месте, являются: (в качестве примера возможные варианты):
- сокращение нормальной продолжительности рабочей смены на один час с сохранением при этом всех льгот и оплаты труда за полную рабочую смену;
- предоставление дополнительного отпуска за вредные условия труда;
- обязательное использование средств индивидуальной защиты и др.
Расходы на предоставление компенсаций сверх установленных нормативными правовыми актами осуществляются за счет средств работодателя.
3.10. Работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
Работник имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
3.11. По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа в организации создается комитет (комиссия) по охране труда, в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.
3.12. Уполномоченным (доверенным) лицам профсоюза по охране труда для исполнения возложенных на них функций может предоставляться в течение рабочей смены свободное время в размере, определенном в коллективном договоре.
3.13. Работодатель в порядке, установленном федеральным законодательством, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором обязан проводить расследование и учет несчастных случаев, произошедших с работниками и другими лицами, в том числе подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при исполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или работодателя - физического лица.
3.14. Работодатель в порядке, установленном федеральным законодательством, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором обеспечивает обучение по охране труда и проверку знаний требованиям охраны труда всех работников организации, в том числе руководителей.
3.15. Работодатель обеспечивает обучение поступающих на работу лиц, а также работников, переводимых на другую работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов.
3.16. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда работодатель, в соответствии с коллективным договором, за счет собственных средств, может установить соответствующие льготы и компенсации, сверх установленных федеральным законодательством, иными нормативными правовыми актами.
3.17. На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Работодатель обязан обеспечивать хранение, стирку, сушку, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию и ремонт выданных работникам по установленным нормам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
3.18. Установленные в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, коллективными договорами перечни рабочих инструментов и приспособлений, приборов, средств индивидуальной и коллективной защиты, необходимые в процессе труда, выдаются работнику бесплатно за счет средств работодателя.
Работник несет ответственность за сохранность и исправность выдаваемого ему рабочего инструмента, приспособлений, приборов и средств индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с законодательством.
3.19. При невозможности обеспечения работника инструментом в полагающемся по технологии комплекте, спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в установленные нормативные сроки, работник может приобрести их за счет собственных средств. Работодатель компенсирует работнику произведенные затраты в 2-недельный срок.
IV. Режимы труда и отдыха
4.1. В соответствии со статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации нормальная продолжительность рабочего времени работников организаций не может превышать 40 часов в неделю.
Для отдельных категорий работников, в соответствии со статьями 92-96 Трудового кодекса Российской Федерации и другими нормами трудового законодательства и заключенным коллективным договором, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени (с учетом специфики):
- для работающих в ночное время;
- для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- для лиц в возрасте от 16 до 18 лет;
- для беременных женщин;
- для женщин, имеющих детей до 14 лет;
- для лиц, совмещающих учебу с работой, и др.
Сокращенные режимы рабочего времени, не предусмотренные действующим законодательством, устанавливаются за счет средств работодателя по договоренности сторон Соглашения (коллективного договора).
4.2. Помимо дополнительных отпусков, предусмотренных законодательством, работникам могут предоставляться в соответствии с коллективным договором оплачиваемые или дополнительные неоплачиваемые отпуска или дни отдыха.
4.3. Порядок предоставления отпусков, их продолжительность и источники финансирования устанавливаются в коллективных договорах.
V. Развитие кадрового потенциала
5.1. В целях профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников организации, особенно молодежи, работодатель организует индивидуальное, бригадное, курсовое и другие формы профессионального обучения на производстве за счет средств организации.
5.2. Теоретические занятия и производственное обучение при подготовке новых рабочих непосредственно на производстве могут проводиться в пределах рабочего времени, установленного действующим законодательством для работников соответствующих возрастов, профессий и производств.
5.3. По окончании профессионального обучения на производстве рабочему присваивается квалификация (разряд, класс, категория и т.д.) и предоставляется работа в соответствии с полученной квалификацией (разрядом, классом, категорией и т.д.).
5.4. Работникам, проходящим профессиональное обучение на производстве или обучающимся в учебных заведениях без отрыва от производства, работодатель обязан, в соответствии с трудовым законодательством и коллективным договором, создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением.
5.5. При повышении квалификационных разрядов или при ином продвижении по работе должны учитываться успешное прохождение работниками профессионального обучения на производстве, общеобразовательная и профессиональная подготовка, а также получение ими соответствующего высшего или среднего профессионального образования.
5.6. Уполномоченные на представительство органы объединений работодателей:
5.6.1. Разрабатывают отраслевую программу содействия работодателям в развитии персонала, включающую повышение профессионализма кадров, профилактику массовых увольнений и защиту работников от безработицы, на основе которой формулируются соответствующие разделы коллективных договоров.
5.6.2. Разрабатывают и реализуют соответствующие планы развития, направленные на сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников организаций.
VI. Содействие занятости
6.1. Уполномоченные на представительство объединения работодателей обеспечивают, с участием профсоюза, разработку и реализацию отраслевой программы содействия занятости, предусматривающей меры по созданию и сохранению рабочих мест, организации общественных работ, подготовке, переподготовке персонала, рациональному использованию и перераспределению работников отрасли, а также максимальное использование высвобождаемых работников с учетом их половозрастного состава, квалификации и территориального размещения.
6.2. Работодатель, с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа (представительного органа работников), осуществляет работу по прогнозированию высвобождения работников. В целях предотвращения массового высвобождения работников при временном сокращении объемов производства, работодатели с учетом предложений органов профсоюза (иных представительных органов работников) разрабатывают соответствующие мероприятия.
6.3. Работодатель принимает решение о массовом высвобождении работников, как правило, после соответствующих консультаций с представительным выборным органом работников.
6.4. Работодатель, в соответствии с коллективным договором, принимает меры по формированию дополнительных рабочих мест для лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда.
6.5. При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников работодатель руководствуется положениями Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе:
- производит отбор кандидатур работников, подлежащих высвобождению, а также реализует преимущественное право на оставление на работе, с учетом гарантий, предусмотренных статьями 178, 179, 180 Трудового кодекса Российской Федерации;
- своевременно (не менее чем за 3 месяца) представляют сведения о массовом высвобождении работников в органы соответствующей службы занятости населения и соответствующие органы профсоюза;
- предупреждает каждого работника о предстоящем высвобождении не менее чем за 2 месяца. Одновременно с предупреждением предлагает работнику другую имеющуюся работу в той же организации при наличии квалификации, опыта работы и состояния здоровья.
6.6. Работнику, предупрежденному о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата, может предоставляться время для поиска работы. Продолжительность этого времени определяется его соглашением с работодателем.
6.7. Коллективным договором может быть установлено, что работникам, уволенным в связи с сокращением численности или штата, предоставляется преимущественное право трудоустройства, в соответствии с его квалификацией, в данную организацию в случае создания в ней новых рабочих мест.
6.8. Работникам, высвобождаемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с коллективным договором может оказываться организацией материальная помощь, а также сохраняться право пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с работниками данной организации.
6.9. Работодатель при участии выборного профсоюзного органа организации может включить в коллективный договор положения о создании фонда социальной поддержки работников, за счет которого:
(в качестве примера возможные варианты):
- оказывается материальная помощь высвобождаемым работникам при наличии двух и более иждивенцев, а также лицам, в семье которых нет работников с самостоятельным заработком;
- оказывается материальная помощь всем высвобождаемым работникам организации;
- производится доплата к стипендии на период профессиональной подготовки (переподготовки) по направлению службы занятости;
- выплачивается компенсация при увольнении сверх выходного пособия, установленного законодательством;
- производится выплата единовременного пособия в случае высвобождения работника за два и более года до наступления пенсионного возраста.
6.10. В случае, если высвобождаемый работник не имеет возможности трудоустройства на территории соответствующего региона, и это вынуждает его к переезду в другой регион, в коллективном договоре могут быть установлены нормы по частичному возмещению расходов.
6.11. Работодатель, с учетом мнения профсоюзного органа, создает условия для профессиональной переподготовки и переобучения работников в соответствии с техническим перевооружением и развитием организации.
6.12. При направлении по инициативе работодателя работников на переподготовку (переквалификацию) с отрывом от производства, в соответствии с коллективным договором, за ними на весь период обучения может сохраняться средняя заработная плата.
6.13. Работникам, проработавшим в организации 10 и более лет, коллективным договором может быть установлено выходное пособие в повышенном размере.
VII. Создание условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа
7.1. Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа в организации регламентируются статьей 377 Трудового кодекса Российской Федерации и могут улучшаться и развиваться по взаимному согласию сторон, в коллективных договорах.
VIII. Контроль за выполнением соглашения
8.1. Стороны разрабатывают и утверждают план мероприятий по обеспечению выполнения Соглашения. Контроль за выполнением этих мероприятий осуществляется сторонами и их представителем - отраслевой комиссией.
8.2. Контрольные функции за выполнением Соглашения осуществляют также уполномоченные органы профсоюза и работодателей, которые вправе обратиться по существу вопроса к представителю другой стороны Соглашения или в отраслевую комиссию.
8.3. Выборные профсоюзные органы организации и другие органы профсоюза в соответствии с федеральными законами осуществляют профсоюзный контроль за выполнением Соглашения.
8.4. При невыполнении положений Соглашения представители сторон в рамках отраслевой комиссии проводят взаимные консультации по существу представленной информации, готовят предложения по исправлению создавшегося положения и представляют их лицам, подписавшим Соглашение.
8.5. В случае нарушения сторонами условий Соглашения, соответствующие органы сторон направляют представление об устранении этих нарушений, которое рассматривается в недельный срок.
В случае отказа устранить эти нарушения или недостижения соглашения в указанный срок, разногласия рассматриваются в соответствии с законодательством.
IX. Ответственность сторон
9.1. Ответственность за уклонение от участия в переговорах по заключению Соглашения, внесению изменений и дополнений в действующее Соглашение и (или) нарушение сроков проведения переговоров, необеспечение работы соответствующей отраслевой комиссии установлена положениями Трудового кодекса Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 5.28-5.33).
Заключительные положения
10.1. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения Соглашения, заключенного в период его членства.
10.2. Действующее Соглашение открыто для присоединения к нему работников и работодателей, изъявивших на то свое согласие.
10.3. В отрасли на равноправной основе из числа уполномоченных на то представителей работников и работодателей, при необходимости, с участием представителей органов федеральной исполнительной власти, для ведения переговоров по подготовке, заключению и осуществлению контроля за выполнением Соглашения, внесения в него изменений и дополнений, урегулированию возникающих разногласий образуется отраслевая комиссия.
10.4. В случае отсутствия в организации, интересы которой представлены сторонами Соглашения, коллективного договора, Соглашение имеет прямое действие.
10.5. Стороны Соглашения обеспечивают доведение Соглашения до своих организаций и органов в течение 1 месяца со дня его подписания.
10.6. Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного Соглашением, и не зависит от факта проведения его уведомительной регистрации в Минтруде России.
10.7. В период действия Соглашения стороны вправе проводить коллективные переговоры о внесении в него изменений и дополнений на основе взаимной договоренности и в порядке, установленном статьями 49 и 47 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 46 Трудового кодекса Российской Федерации "содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение".
Тем не менее практика разработки и реализации отраслевых соглашений, заключаемых на федеральном уровне, показывает, что, с учетом отраслевой специфики, предметом рассмотрения Соглашений являются также вопросы развития социального партнерства, предоставления дополнительных льгот и гарантий работникам организаций и членам их семей, обеспечения функционирования подведомственных организаций социальной сферы.
Согласовано:
Заместитель Министра - Главный государственный |
В.Варов |
9 октября 2003 г.
г. Москва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Макет федерального отраслевого (межотраслевого) соглашения
Текст документа опубликован в Бюллетене Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 2003 г., N 11