См. комментарии к настоящему постановлению
В соответствии с пунктом 9 Положения о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 г. N 480 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 17, ст.2019; 2003, N 34, ст.3369), пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 16, ст.1529), Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Фондом социального страхования Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое разъяснение "Об исчислении среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 году".
Министр труда и социального развития |
А.Починок |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 января 2004 г.
Регистрационный N 5408
Разъяснение Минтруда РФ от 24 декабря 2003 г. N 5
"Об исчислении среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 году"
(утверждено постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 декабря 2003 г. N 89)
Согласно постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 870 с 1 января 2007 г. исчисление среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ
См. комментарии к настоящему разъяснению
В связи с поступающими запросами о расчете пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в 2004 году, в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год"* (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст.4852) и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 213** (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 16, ст.1529), Министерство труда и социального развития Российской Федерации разъясняет:
Частью первой статьи 8 Закона установлено, что в 2004 году при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам исчисление среднего заработка работника осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (часть I), ст.3).
В связи с этим в 2004 году указанные пособия исчисляются из среднего заработка, определяемого в соответствии с Положением, с учетом положений статьи 8 Закона и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.
В соответствии с частью первой статьи 8 Закона пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам исчисляются из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
В среднем заработке при исчислении пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в организации, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются налоги и (или) страховые взносы, поступающие в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации. При этом в соответствии с частью первой статьи 8 Закона учитывается заработная плата только по основному месту работы.
В соответствии с абзацем первым пункта 3 Положения и частью первой статьи 8 Закона расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени в 12 календарных месяцах, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
Работнику, который в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам проработал фактически менее трех месяцев, в соответствии с частью второй статьи 8 Закона в 2004 году пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием), пособие по беременности и родам выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых установлены коэффициенты к заработной плате - минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.
При определении периода фактической работы в последних 12 календарных месяцах перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам не учитываются периоды, в течение которых работник фактически не работал:
работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;
работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;
работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;
работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В период фактической работы в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам включается время, в течение которого работник фактически работал и за ним сохранялась средняя заработная плата в соответствии с законодательством Российской Федерации:
при направлении в служебные командировки;
при переводе на нижеоплачиваемую работу.
В случае если работник в последние 12 календарных месяцев работал у нескольких работодателей, при определении трех месяцев фактической работы учитывается также период его работы у предыдущего работодателя (работодателей) в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании копий трудовых договоров.
Если работник в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам проработал фактически три и более месяцев, расчетный период в конкретной ситуации определяется в порядке, установленном пунктами 4, 5, 6 и 7 Положения.
Средний дневной заработок определяется в порядке, установленном пунктом 8 Положения. Средний часовой заработок работника при суммированном учете рабочего времени определяется в порядке, установленном пунктом 13 Положения. При расчете среднего заработка премии и вознаграждения учитываются в порядке, установленном пунктом 14 Положения.
Дальнейший порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам производится в соответствии со статьей 8 Закона по общим правилам с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании.
В соответствии с частью первой статьи 8 Закона в случае повышения заработной платы в расчетном периоде такое повышение учитывается с даты повышения фактической заработной платы. В связи с этим при определении среднего заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам пункты 15 и 16 Положения не применяются.
Статьей 19 Закона установлено, что данный закон вступает в силу с 1 января 2004 г. В связи с этим по страховым случаям, наступившим до 1 января 2004 г., пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам исчисляются по ранее действующим правилам.
______________________________
* Далее именуется - Закон.
** Далее именуется - Положение.
В среднем заработке учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в организации, на которые начисляются налоги и (или) страховые взносы, поступающие в бюджет ФСС России. При этом учитывается заработная плата только по основному месту работы.
Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени в 12 календарных месяцах, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
Работнику, который проработал фактически менее трех месяцев, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием), пособие по беременности и родам выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц установленного федеральным законом МРОТ.
По страховым случаям, наступившим до 1 января 2004 г., пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам исчисляются по ранее действующим правилам.
Постановление Минтруда РФ от 24 декабря 2003 г. N 89 "Об утверждении разъяснения "Об исчислении среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 году"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 января 2004 г.
Регистрационный N 5408
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 20 января 2004 г. N 7, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 9 февраля 2004 г. N 6, в журнале "Еженедельный бюллетень законодательных и ведомственных актов", февраль 2004 г., N 7, в приложении к "Российской газете" - "Новые законы и нормативные акты", 2004 г., N 6, в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", февраль 2004 г., N 6