Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 января 2004 г. N 14770/03
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2004 г.
Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 сентября 2004 г. N 9352/04 приказ МНС РФ от 26 марта 2003 г. N БГ-3-22/135 признан не соответствующим Налоговому кодексу РФ и недействующим
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Зориной М.Г., судей Бизяевой Т.В., Першутова А.Г. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению предпринимателя Коршунова А.Г., осуществляющего деятельность без образования юридического лица, к Министерству Российской Федерации по налогам и сборам о признании недействующим Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 26.03.2003 N БГ-3-22/135 "О внесении изменений и дополнений в приложение N 1 "Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения" и в приложение N 2 "Порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения" к Приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28.10.2002 N БГ-3-22/606".
В судебном заседании приняли участие:
предприниматель Коршунов Алексей Геннадьевич, осуществляющий деятельность без образования юридического лица;
представитель предпринимателя - Макарова Елизавета Михайловна (по доверенности);
от МНС России:
консультант отдела судебно-правовой работы Юридического департамента Нагорная Александра Николаевна (по доверенности);
начальник отдела налогообложения индивидуальных предпринимателей Управления налогообложения малого бизнеса Зимбицкая Нина Михайловна (по доверенности);
от Минюста России:
- главный специалист Департамента регистрации и контроля за ведомственными нормативными актами Мокрова Елена Александровна (по доверенности);
от Минфина России:
- начальник отдела Рассказова Ольга Геннадьевна (по доверенности);
Протокол вела помощник судьи Дементьева И.Е.
Суд установил:
в заявлении предприниматель Коршунов А.Г., осуществляющий деятельность без образования юридического лица, оспаривает Приказ МНС России от 26.03.2003 N БГ-3-22/135, которым внесены изменения в Книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и в Порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (приложения N 1 и N 2 к Приказу МНС России от 28.10.2002 N БГ-3-22/606). В соответствии с Приказом налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения, в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - книга учета доходов и расходов), требуется отражать не только показатели своей деятельности, необходимые для исчисления налоговой базы и суммы единого налога, но и вести учет доходов и расходов, не влияющих на исчисление налоговой базы и суммы единого налога. В связи с этим оспариваемый Приказ существенно нарушает права и законные интересы налогоплательщиков и противоречит нормам Налогового кодекса Российской Федерации. В представленном отзыве на заявление МНС России возражает против данного утверждения, считая, что налогоплательщики при упрощенной системе налогообложения должны вести учет своих доходов и расходов не только для определения объекта налогообложения, но и в иных целях. В частности, необходимость такого учета обусловлена положением пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае, если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 млн. рублей, такой плательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с квартала, в котором было допущено это превышение. По мнению МНС России, с целью обеспечения контроля налоговыми органами за соблюдением вышеназванных ограничений при применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщики должны вести учет всех доходов и расходов.
Предприниматель считает, что контроль в таких целях налоговые органы в состоянии обеспечить путем использования других возможностей, в частности проверкой первичных учетных документов. Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает доказанным, что в соответствии с пунктом 2 статьи 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, утверждается МНС России по согласованию с Минфином России.
Указанные документы утверждены Приказом МНС России от 28.10.2002 N БГ-3-22/606. Ряд их положений изменен Приказом МНС России от 26.03.2003 N БГ-3-22/135. Оба Приказа были согласованы с Минфином России и зарегистрированы Минюстом России.
В соответствии с изменениями, внесенными оспариваемым Приказом, в книгу учета доходов и расходов дополнительно включены две графы, и вместо пяти их стало семь. Измененная форма книги учета доходов и расходов предполагает отражение в ней предпринимателем всех совершаемых операций, а не только тех, от которых зависит размер исчисляемой налоговой базы и, соответственно, сумма налога. Таким образом, в книге должны фиксироваться все доходы и расходы, в том числе и те, которые не требуются для расчета единого налога. Тем самым новые положения оспариваемого Приказа вступают в противоречие с пунктом 1 статьи 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающим, что налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога на основании книги учета доходов и расходов.
МНС России, Минфином России и Минюстом России не приведены в качестве доказательств своей позиции данные об изменениях в законодательстве Российской Федерации, которые свидетельствовали бы о необходимости увеличения объема учета совершаемых предпринимателями хозяйственных операций в целях контроля за их доходами.
Более того, довод МНС России о том, что "в целях соблюдения установленного Кодексом принципа равенства в налогообложении, при получении в течение отчетного (налогового) периода по единому налогу доходов от предпринимательской деятельности, аналогичных доходам, предусмотренным статьей 251 Кодекса, индивидуальные предприниматели определяют объект налогообложения применительно к порядку, установленному пунктом 1 статьи 346.15 Кодекса для налогоплательщиков-организаций", также нельзя признать убедительным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются либо доходы, либо доходы, из которых исключаются расходы. Пунктами 1 и 2 статьи 346.15 Кодекса установлено, что организации и индивидуальные предприниматели учитывают разные доходы при определении объекта налогообложения. Игнорирование этих норм, объясняемое их противоречием принципам налогообложения, содержащимся в статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации, не может быть принято судом в качестве доказательств законности оспариваемого Приказа, поскольку правом на изменение положений Кодекса федеральные министерства не наделены. Таким образом, дополнительное возложение на предпринимателей обязанности по отражению в книге учета доходов и расходов показателей хозяйственной деятельности, не влияющих на исчисление налоговой базы и суммы налога, не основано на нормах Кодекса. При указанных обстоятельствах требование о признании недействующим Приказа МНС России от 26.03.2003 N БГ-3-22/135 "О внесении изменений и дополнений в приложение N 1 "Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения" и в приложение N 2 "Порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения" к Приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28.10.2002 N БГ-3-22/606" является обоснованным, поскольку оспариваемый Приказ в части, касающейся индивидуальных предпринимателей, противоречит смыслу статей 346.14, 346.15, 346.16, 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167, 169, 170, 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
признать Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 26.03.2003 N БГ-3-22/135 "О внесении изменений и дополнений в приложение N 1 "Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения" и в приложение N 2 "Порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения" к Приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28.10.2002 N БГ-3-22/606" в части, касающейся индивидуальных предпринимателей, не соответствующим статьям 346.14, 346.15, 346.16, 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации и не действующим в указанной части. Возвратить заявителю госпошлину в сумме 1000 рублей, уплаченную по квитанции от 18.11.2003.
Председательствующий судья |
М.Г.Зорина |
Судья |
Т.В.Бизяева |
Судья |
А.Г.Першутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заявителем оспаривались положения приказа МНС России от 26 марта 2003 г. N БГ-3-22/135, которым были внесены изменения в Книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и в Порядок отражения хозяйственных операций в ней. В соответствии с изменениями налогоплательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения, в Книге учета доходов и расходов требуется отражать не только показатели своей деятельности, необходимые для исчисления налоговой базы и суммы единого налога, но и вести учет доходов и расходов, не влияющих на указанное исчисление.
Высший Арбитражный Суд РФ признал указанный приказ МНС в части, касающейся индивидуальных предпринимателей, не соответствующим Налоговому кодексу РФ и не действующим в указанной части.
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 января 2004 г. N 14770/03
Текст решения опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2004 г., N 5
Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2004 г.