Решение Верховного Суда РФ от 22 мая 2003 г. N ВКПИ03-9
Верховный Суд Российской Федерации в открытом судебном заседании, в помещении Верховного Суда РФ,
рассмотрел гражданское дело по жалобе К., в которой он поставил вопрос о признании Постановления Правительства РФ от 26 июня 2002 года N 462 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих" незаконным и не действующим со дня его издания, поскольку указанным Постановлением нарушаются его конституционные права на полное и своевременное обеспечение денежным довольствием.
По мнению заявителя, месячные оклады по воинским званиям военнослужащих данным Постановлением Правительства РФ установлены в меньших размерах, чем предписано было Правительству РФ Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 года N 1638.
С учетом плохого материального положения семьи, заявитель также просил освободить его от уплаты государственной пошлины.
Верховный Суд Российской Федерации - установил:
Заявитель обратился в Верховный Суд РФ с указанными выше требованиями и в жалобе указывает, что Правительством РФ Постановлением N 462 установлены размеры окладов по воинскому званию военнослужащим с 1 января 2003 года простым увеличением в 1,5 раза того размера, который был установлен Постановлением Правительства РФ от 19 января 1999 г. N 72. Ему, имеющему воинское звание "капитан", этот размер оклада установлен в сумме 810 руб., тогда как с учетом решения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации N ВКПИ 01-16 по жалобе Годанюка С.Ф., новый оклад по воинскому званию "капитан" должен составлять 838 руб. 10 коп.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеупомянутого решения Военной коллегии Верховного Суда РФ следует читать "N ВКПИ 00-16"
По просьбе заявителя гражданское дело рассмотрено в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Правительства РФ полковник С., действовавший на основании поручения Правительства РФ от 12 апреля 2003 г. N АТ-П4-4168 и доверенности от 22 апреля 2003 г. заместителя Министра обороны РФ, требования заявителя не признал, поскольку с 1 июня 2002 года изменился принцип исчисления окладов по воинским званиям военнослужащих, приравненных к квалификационным разрядам государственных служащих. В основе обжалуемого Постановления лежит не арифметическое действие, как утверждает К., а новый подход в исчислении окладов военнослужащих, направленный на повышение их социальной защищенности. Он состоит в приравнивании военнослужащих по их статусу к государственным служащим.
Заслушав объяснения С., исследовав письменные доказательства и заключение прокурора, полагавшего жалобу К. необоснованной и не подлежащей удовлетворению, Верховный Суд РФ находит, что жалоба заявителя не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Исследованными в судебном заседании доказательствами установлено, что в целях совершенствования системы денежного довольствия военнослужащих, усиления их социальной защиты, Федеральным законом от 7 мая 2002 года N 49-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и представления им отдельных льгот" размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, установлены не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти (п.2 ст.12 Закона "О статусе военнослужащих").
Указом Президента РФ от 1 июня 2002 года N 537 "О денежном довольствии военнослужащих" утвержден Табель соответствия воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, квалификационным разрядам государственных служащих. Согласно Табелю военное звание "капитан, капитан-лейтенант" соответствует квалификационному разряду государственного служащего "советника Российской Федерации 2 класса".
Во исполнение п.2 вышеуказанного Указа Президента РФ Правительство РФ приняло Постановление N 462 от 26 июня 2002 года "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих", которым с 1 января 2003 года установлены размеры окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, согласно приложению N 3 .
В частности, оклад по воинскому званию "капитан, капитан-лейтенант" этим Постановлением установлен в размере 810 руб., что соответствует размеру квалификационного разряда "советник Российской Федерации 2 класса".
Оба указанных выше правовых документа: Указ Президента РФ от 1 июня 2002 года N 537 и Постановление Правительства РФ от 26 июня 2002 года N 462, изданы на основании Федерального закона от 7 мая 2002 года N 49-ФЗ, статьей 4 которого предусмотрено, что соответствие основных типовых воинских должностей и воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, а также соотношения окладов по другим типовым воинским должностям для установления окладов денежного содержания военнослужащих утверждаются Президентом Российской Федерации.
Далее этой статьей Закона предусмотрено, что размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных выплат определяется Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны РФ с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.
При повышении (индексации) размеров денежного содержания федеральных государственных служащих одновременно в той же пропорции повышаются (индексируются) размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
По изложенным основаниям утверждения К. о том, что размер оклада по воинскому званию "капитан" с 1 января 2003 года Правительство РФ Постановлением от 26 июня 2002 года N 462 установило простым увеличением в 1,5 раза размера оклада, который был установлен Постановлением от 19 января 1999 г. N 72, является необоснованным, поскольку в действительности было произведено не арифметическое увеличение, а изменение принципа исчисления месячных окладов по воинскому званию военнослужащих, предусмотренное новой системой стимулирования труда военнослужащих.
В связи с этим утверждение заявителя о незаконности Постановления Правительства РФ от 26 июня 2002 года N 462 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих" является несостоятельным и его просьба о признании Постановления не действующим со дня его издания удовлетворению не подлежит.
Что касается просьбы К. об освобождении его от уплаты государственной пошлины, то как видно из приведенных им доводов и предоставленных документов, его семья многодетна, имеет материальные затруднения, в связи с чем, на основании п.3 ст.88 ГПК РФ, просьба подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь требованиями ст.ст.194, 195-199, 253 ГПК РФ Верховный Суд Российской Федерации решил:
К. в удовлетворении жалобы о признании Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 года N 462 "Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих" незаконным и не действующим со дня его издания отказать.
По изложенным выше основаниям удовлетворить просьбу К. и освободить его от уплаты государственной пошлины по данному делу в размере 15 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течении десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
генерал-лейтенант юстиции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 22 мая 2003 г. N ВКПИ03-9
Текст решения официально опубликован не был