Решение Верховного Суда РФ
от 16 сентября 2003 г. N ВКПИ03-47
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению гражданина Б. о признании незаконными абзацев 11, 12, 13 и 14 раздела второго и абзаца 5 раздела 4 Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 71 от 20 января 1998 года (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.04.2000 N 315, от 19.03.2002 N 168, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 28.01.1998 N 102, Постановлениями Правительства РФ от 17.09.2001 N 675, от 21.06.2002 N 450), и абзаца 1 пункта 5 и пункта 7 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 168 от 19 марта 2002 года установила:
Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором оспаривает положения абзацев 11, 12, 13 и 14 раздела второго Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" и пункта 7 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в части, устанавливающей основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации, нормы абзаца 5 раздела 4 Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" в части слов "состоящих на учете для улучшения жилищных условий в указанных органах", а также нормы абзаца 1 пункта 5 Правил и в части ограничения права на получение жилищного сертификата от наличия у гражданина жилья для постоянного проживания.
В судебном заседании заявитель Б., поддержав ранее заявленные требования о признании недействующими абзаца 1 пункта 5 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 168 от 19 марта 2002 года, в части слов "не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и", касающихся военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы, от остальных своих требований отказался. При этом Б. пояснил, что воинские должностные лица отказывают ему в выдаче жилищного сертификата, ссылаясь на то, что по месту службы он обеспечен жильем и не признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Представители Правительства Российской Федерации и возражали против удовлетворения заявления Б. При этом представители Правительства РФ пояснили, что решением Верховного Суда РФ от 20 мая 2002 года N ВКПИ 02-48 аналогичная норма, содержащаяся в абзацах 6 и 7 раздела 2 Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" признана несоответствующей закону. Однако Б. не представил суду доказательств, что нормой, изложенной в абзаце 1 пункта 5 Правил выпуска и погашения сертификатов, нарушаются его права.
Выслушав объяснения заявителя, представителей Правительства РФ и исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры, полагавшего необходимым удовлетворить заявление Б. частично, признав незаконными абзац 1 пункта 5 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в части слов "не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и", касающихся военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы. Военная коллегия Верховного Суда РФ находит жалобу Б. подлежащей частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Право граждан, увольняемых (уволенных) с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями путем получения государственного жилищного сертификата от органов местного самоуправления либо от Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) предусмотрено п.14 ст.15 и п.1 ст.23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 28 мая 1998 года, согласно которому порядок выдачи сертификатов определяется Правительством Российской Федерации.
При этом выдача сертификатов военнослужащим осуществляется в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
В соответствии с указанными нормами Закона Правительством РФ утверждена Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" (Постановление Правительства РФ от 20 января 1998 года N 71, в редакции Постановлений Правительства РФ от 8.04.2000 г. N 315, от 19.03.2002 г. N 168 и от 08.08.2003 N 475, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 28.01.1998 N 102, Постановлениями Правительства РФ от 17.09.2001 N 675, от 21.06.2002 N 450).
По смыслу Жилищного кодекса РСФСР и Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на получение в последний год военной службы жилищного сертификата имеют военнослужащие при следующих условиях: наличие выслуги 10 лет и более, увольнение с военной службы по одному из льготных оснований, признание нуждающимися в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства.
Абзацем 1 пункта 5 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 168 от 19 марта 2002 года, предусмотрено, что право на получение сертификата имеют определенные в подпунктах а), б) и в) указанного пункта категории граждан Российской Федерации, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 20.05.2002 г., оставленным без изменения определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22.08.2002 N КАС 02-380, абзацы 6 и 7 раздела 2 признаны не соответствующим закону в части слов "не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и".
В обоснование указанного судебного решения Верховный суд указал, что Правительство Российской Федерации, установив к военнослужащим, увольняющимся с военной службы, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, дополнительное требование: отсутствие жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ и за ее пределами, ограничило право на участие в Программе для получения безвозмездных субсидий в целях приобретения жилья данную категорию граждан.
Такое указание фактически сужает установленный Федеральным законом РФ "О статусе военнослужащих" круг военнослужащих, имеющих право на получение сертификата, и выходит за пределы предоставленных Правительству РФ полномочий.
Поскольку абзац 1 пункта 5 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов также содержит дополнительное, не предусмотренное Федеральным законом требование к гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, претендующим на получение сертификата, а именно: "не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федераций и за ее пределами и", то с учетом преюдициального значения вышеуказанного судебного решения необходимо прийти к выводу, что в части указанных слов, касающихся военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы, он должен быть признан недействующим.
Согласно ч.3 ст.252 ГПК РФ, отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу, в связи с этим суд обязан принять решение и по тем требованиям Б., от которых он отказался в судебном заседании.
В соответствии с абзацами 11, 12, 13 и 14 раздела второго Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 71 от 20 января 1998 года, применительно к настоящей Программе основаниями для признания в установленном порядке граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами являются: отсутствие жилого помещения; проживание в общежитии и служебном жилом помещении при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; проживание на условиях поднайма при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
Аналогичные нормы содержатся в пункте 7 Правил выпуска и погашения ГЖС.
Данные нормы, вопреки утверждению в жалобе Б., не противоречат федеральному закону, поскольку каких-либо ограничений для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий не устанавливают.
В соответствии со ст.13 Закона РФ от 24.12.92 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых помещений, установленных органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Таким образом, основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий не ограничиваются определенными в ст.29 Жилищного Кодекса РФ основаниями и могут быть расширены, в том числе и Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, каких либо новых, дополнительных оснований для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий оспариваемые нормы не устанавливают.
Кроме того, поскольку абзацы 6 и 7 раздела 2 федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" признаны Верховным Судом РФ несоответствующими закону в части слов "не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и", которые касаются только военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, то нормы, изложенные в абзацах 11, 12, 13, 14 раздела 2 Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" и аналогичные нормы п.7 Правил выпуска и погашения ГЖС в силу указанного судебного решения не распространяются на военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а относятся к иным лицам.
В связи с этим в указанной части заявленных Б. требований ему надлежит отказать.
Пунктом 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов.
Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства утверждены постановлением Правительства РФ 6 сентября 1998 года N 1054.
Согласно пункта 7 указанных Правил учета, одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы, а основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.
Таким образом, в случае признания подлежащего увольнению военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий в избранном месте жительства, как в отличном от последнего места военной службы, так и в совпадающем с ним, обязанность по обеспечению его жилищным сертификатом в силу п.1 ст.23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возлагается на федеральный орган исполнительной власти, в котором он проходит военную службу.
В соответствии с абзацами 4-6 раздела 4 Программы ГЖС формирование очереди и выдача государственных жилищных сертификатов осуществляются в отношении: военнослужащих, увольняемых с военной службы, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, увольняемых со службы, граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, а также граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации без предоставления жилых помещений для постоянного проживания, состоящих на учете для улучшения жилищных условий в указанных органах, - федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации; граждан, уволенных с военной службы, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, состоящих на учете для улучшения жилищных условий в органах местного самоуправления на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с соответствующими военными комиссариатами, правоохранительными органами и органами местного самоуправления.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт устанавливает обязанность федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, формировать список по выдаче сертификатов не только из тех военнослужащих, которые состоят в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту военной службы, но и из тех, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном законом порядке по избранному месту жительства органами местного самоуправления.
Что же касается слов "состоящих на учете для улучшения жилищных условий в указанных органах", то они относятся только к одной категории граждан, а именно: уволенных с военной службы без предоставления жилых помещений для постоянного проживания.
В связи с вышеизложенным абзац 5 раздела 4 Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" по основаниям, указанным заявителем, не противоречит п.1 ст.23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и в этой части требований ему надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ, решила:
Заявление Б. удовлетворить частично:
Признать недействующими со дня их принятия абзац 1 пункта 5 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 168 от 19 марта 2002 года, в части слов "не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и", касающихся военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы.
В остальной части Б. в удовлетворении заявления о признании незаконными абзацев 11, 12, 13 и 14 раздела второго и абзаца 5 раздела 4 Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 71 от 20 января 1998 года (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.04.2000 N 315, от 19.03.2002 N 168, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 28.01.1998 N 102, Постановлениями Правительства РФ от 17.09.2001 N 675, от 21.06.2002 N 450), и пункта 7 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 168 от 19 марта 2002 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 16 сентября 2003 г. N ВКПИ03-47
Текст решения официально опубликован не был