Письмо Государственного антимонопольного комитета РФ от 11 ноября 1997 г. N НФ/4853
О применении статьи 18 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" см. также:
письмо МАП РФ от 9 июня 2000 г. N АЦ/6427
письмо МАП РФ от 9 декабря 1999 г. N НФ/10608
письмо МАП РФ от 7 октября 1999 г. N НФ/7883
письмо МАП РФ от 26 марта 1999 г. N НФ/1674
письмо МАП РФ от 2 февраля 1999 г. N НФ/369
письмо ГАК РФ от 18 января 1999 г. N НФ/187
В связи с вопросами, поступающими в ГАК России, и в соответствии с правом давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства, предоставленным Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон), ГАК России дает разъяснения по применению ст.18 Закона в порядке оказания методической помощи.
1. О порядке применения п.1 (абзац 4) ст.18 Закона.
Если хозяйствующий субъект - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель приобретает основные производственные средства или нематериальные активы другого хозяйствующего субъекта - юридического лица, то такая сделка подпадает под действие п.1 (абзац 4) ст.18 Закона (при условии соблюдения требований п.2 ст.18 Закона).
Если хозяйствующий субъект - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель приобретает основные производственные средства или нематериальные активы другого хозяйствующего субъекта - индивидуального предпринимателя, то такая сделка не подпадает под действие п.1 (абзац 4) ст.18 Закона.
Пример: 3 физических лица (каждое в отдельности) приобрели у одного хозяйственного общества основные производственные средства, составляющие более 10% от балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов этого общества. Данные сделки подпадают под действие п.1. ст.18 Закона.
Далее, физическое лицо - индивидуальный предприниматель приобретает у указанных физических лиц основные производственные средства хозяйственного общества. Данные сделки не подпадают под действие п.1 ст.18 Закона.
2. Сделка приобретения акций.
Согласно ст.4 Закона под приобретением акций понимается получение возможности осуществления прав голоса, воплощенных в этих акциях. Согласно ст.29 федерального закона "О рынке ценных бумаг" приобретатель получает такую возможность только после:
а) внесения приходной записи по счету депо приобретателя - в случае учета прав на ценные бумаги у депозитария;
б) внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя - в случае учета прав на ценные бумаги у реестродержателя.
Поэтому при установлении нарушения ст.18 Закона требуется наличие факта заключения договора купли-продажи, залога, доверительного управления и др. в совокупности с осуществлением операции по внесению в реестр акционеров.
3. Механизм согласования с антимонопольными органами нескольких сделок приобретения акций одного хозяйственного общества.
Согласно п.3.1.1 Положения о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона РСФСР "О конкуренции..." предварительное согласие на осуществление сделок, указанных в п.1 (абзац 2) ст.18 Закона, требуется при каждом приобретении акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если приобретатель (лицо, группа лиц) получит в совокупности с уже имеющимися в его распоряжении право распоряжаться более чем 20% акций (долей) с правом голоса указанного хозяйственного общества.
Вместе с тем, приобретатель может запросить согласие антимонопольного органа на любой пакет акций. Лицо, получившее разрешение антимонопольных органов на приобретение пакета акций какого-либо хозяйственного общества, не обязано приобретать указанные акции в полном объеме, а может приобрести указанные акции поэтапно. При этом согласования каждой сделки с антимонопольными органами не требуется до тех пор, пока не будет сформирован пакет акций, указанный в разрешении антимонопольных органов.
4. О применении п.5 ст.18 Закона.
При избрании физического лица Генеральным директором - единоличным исполнительным органом акционерного общества предварительное согласие антимонопольных органов не требуется.
Вместе с тем, согласно п.5 ст.18 Закона физическое лицо, участвующее в советах директоров, исполнительных органах двух и более хозяйствующих субъектов, при наличии условий, установленных п.5 ст.18 Закона, должно направить в антимонопольные органы соответствующее уведомление.
5. Соотношение ходатайств по п.1 ст.17 Закона и п.1 ст.18 Закона.
При осуществлении реорганизации в виде присоединения одной коммерческой организации к другой коммерческой организации, ходатайство в соответствии с требованиями п.1 ст.17 Закона подается коммерческой организацией, к которой присоединяются, т.е. организацией, к которой в порядке правопреемства переходят активы, имущество, акции, права присоединяемой организации.
В случаях, когда в результате присоединения коммерческой организации к другой коммерческой организации, к последней также переходят права на акции (доли), превышающие 20% акций с правом голоса в уставном капитале какой-либо организации, имевшиеся у присоединяемой организации, лицо, получающее указанные акции (доли), обязано обратиться в антимонопольные органы с ходатайством в соответствии с требованиями п.1 ст.18 Закона.
6. Действия антимонопольного органа при неуплате заявителем платы за рассмотрение ходатайства.
Антимонопольный орган вправе отказать в удовлетворении ходатайства о совершении сделок и действий, предусмотренных п.1 ст.17 и п.1 ст.18 Закона, только по основаниям, содержащимся в п.3 ст.17 и п.4 ст.18 Закона.
В случае, если заявитель не оплатил рассмотрение ходатайства в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.95 г. N 1284, антимонопольный орган должен обратиться в Арбитражный суд с иском о взыскании платы за рассмотрение ходатайства.
Постановлением Правительства РФ от 26 января 2007 г. N 50 названное постановление признано утратившим силу
7. Подпадает ли под действие ст.18 Закона ситуации, когда акционер получает более 20% голосующих акций в результате уменьшения уставного капитала общества и какова в таком случае позиция антимонопольных органов.
Указанная ситуация подпадает под действие ст.18 Закона.
Однако, в данном случае Комитет полагает, что акционер, получивший более 20% голосующих акций хозяйственного общества в результате уменьшения уставного капитала этого общества, должен только уведомить антимонопольный орган о приобретенных акциях, в антимонопольный орган должен рассмотреть указанную сделку с позиций п.4 ст.18 Закона.
8. О приобретении государственными органами субъектов Российской Федерации акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ.
Государственные органы субъекта Российской Федерации не вправе самостоятельно выступать стороной в сделках, связанных с приобретением акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ, поскольку такие сделки порождают участие в названных обществах, что прямо запрещено в п.4 ст.66 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Исключение составляют случаи, предусмотренные законодательными актами (Закон РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления").
Государственные органы субъекта Российской Федерации вправе выступать от имени соответствующего субъекта Российской Федерации в сделках, связанных с приобретением акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ. При этом необходимо иметь в виду, что возможность осуществления такого приобретения должна быть закреплена в соответствующих актах (п.1 ст.125 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Приобретение от имени субъекта Российской Федерации акций (долей) хозяйственного общества должно осуществляться с предварительного согласия антимонопольного органа при условии соблюдения требований п.2 ст.18 Закона.
9. Общие требования к заключениям на ходатайства по ст.18 Закона.
Заключение должно содержать:
- наименование документа - Заключение,
- юридические адреса приобретателя и хозяйственного общества акции (доли), имущество, права в отношении которого приобретаются,
- размер пакета акций (долей) приобретаемого в результате рассматриваемой сделки и совокупный размер пакета акций (долей), т.е. суммированный с уже имеющимся у приобретателя,
- решение по ходатайству в соответствии с п.8.1.2. Положения о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона, утвержденного приказом ГКАП России от 13.11.95 г. N 145.
|
Н.Е.Фонарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ГАК РФ от 11 ноября 1997 г. N НФ/4853
Текст письма официально опубликован не был