Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 января 2004 г. N 14491/03
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2004 г.
Решение изготовлено в полном объеме 21 января 2004 г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Тумаркина В.М., судей Антоновой Л.М. и Вышняк Н.Г. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Авиакомпания "Сибирь" к Правительству Российской Федерации о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.12.1994 N 1898-р и распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.12.1999 N 2131-р.
В заседании приняли участие:
от ОАО "Авиакомпания "Сибирь" - юрисконсульт Узбекова И.И. (доверенность от 01.12.2003), адвокат коллегии адвокатов "Инюркон" Мартен А.А. (доверенность от 30.05.2003 N 392);
от Правительства Российской Федерации - ведущий специалист Правового департамента Минтранса России Анистратова О.В. (доверенность от 05.12.2003 N РД-26/90-ИС), ведущий специалист Правового департамента Минэкономразвития России Литовка О.Ю. (доверенность от 01.10.2003 N ГГ-75), представляющие интересы Правительства Российской Федерации на основании поручения от 28.11.2003 N ВЯ-П10-14205;
от ОАО "Авиационная компания "Трансаэро", привлеченного определением от 08.12.2003 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - адвокат коллегии адвокатов "Линьков и партнеры" Линьков С.С. (доверенность от 02.12.2003).
Протокол вела помощник судьи Никитина Л.В.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Открытое акционерное общество "Авиакомпания "Сибирь" (далее - авиакомпания "Сибирь") обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительными распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.12.1994 N 1898-р и распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.12.1999 N 2131-р.
Заявитель полагает, что Правительство Российской Федерации в нарушение статьи 10 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 72 Таможенного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Положения об особенностях правового регулирования таможенного режима временного ввоза (вывоза), применяемого к транспортным средствам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 N 517, пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" установило для ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" (далее - авиакомпания "Трансаэро") индивидуальную льготу, освобождающую от уплаты таможенных пошлин, сборов и налогов в отношении авиационной техники, ввозимой в Российскую Федерацию в таможенном режиме временного ввоза. Это поставило заявителя в неравное экономическое положение в сфере оказываемых им аналогичных услуг, что нарушает его права и законные интересы.
Представители Правительства Российской Федерации, возражая против иска, утверждают, что полное освобождение от уплаты таможенных платежей в отношении временно ввезенных в Российскую Федерацию самолетов иностранного производства, оборудования для их эксплуатации и обслуживания, а также запасных частей и двигателей не является произвольным, имеет экономическое обоснование и было предоставлено авиакомпании "Трансаэро" и иным авиакомпаниям в соответствии с действовавшим в 1994 и 1999 годах законодательством. Указанное освобождение обусловлено наличием взаимных обязательств, оговоренных в инвестиционном соглашении от 25.11.1999, контроль за надлежащим исполнением которого осуществляет Минэкономразвития России. Заявитель, в отличие от авиакомпании "Трансаэро", не принимал на себя обязательств по приобретению авиационной техники российского производства, поэтому его довод о том, что он находится не в равном экономическом положении по сравнению с авиакомпаниями, получившими соответствующие освобождения, является необоснованным. Оспариваемые распоряжения приняты Правительством Российской Федерации в соответствии с предоставленными полномочиями. В этой связи Правительство Российской Федерации просит отказать авиакомпании "Сибирь" в удовлетворении заявленного требования.
Авиакомпания "Трансаэро" пояснила, что является назначенным перевозчиком, то есть осуществляет международные перевозки грузов и пассажиров в соответствии с взаимными договоренностями авиационных властей и межправительственными соглашениями о воздушном сообщении на постоянной основе. Применительно к налоговому законодательству авиакомпании, относящиеся к назначенным перевозчикам, признаются категорией налогоплательщиков, в отношении которых допустимо устанавливать налоговые льготы. Поэтому распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.12.1994 N 1898-р соответствовало законодательству, регулирующему налоговые и таможенные правоотношения. В 1997 и 1998 годах авиакомпанией "Трансаэро" были заключены контракты на приобретение шести самолетов иностранного производства, а также инвестиционное соглашение от 25.11.1999 с Минэкономики России и соглашение от 25.11.1999 о приобретении у ОАО "Авиастар" десяти самолетов российского производства. Таким образом, на дату принятия Правительством Российской Федерации распоряжения от 28.12.1999 были соблюдены условия освобождения от уплаты таможенных платежей, предусмотренные действовавшим законодательством.
Проверив в соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые распоряжения, суд пришел к выводу, что они соответствуют закону и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Правительство Российской Федерации по предложению Минтранса России, согласованному с Минэкономики России, Минфином России и МВЭСом России, приняло распоряжение от 02.12.1994 N 1898-р о полном освобождении сроком на 5 лет от уплаты таможенных пошлин, сборов и налогов самолетов иностранного производства, оборудования для их эксплуатации и обслуживания, а также запасных частей и двигателей, временно ввозимых на территорию Российской Федерации и эксплуатируемых на внутренних и международных авиалиниях авиакомпанией "Трансаэро".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1999 N 2131-р срок действия этого распоряжения продлен на 5 лет в связи с инвестиционным соглашением, заключенным Минэкономики России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1998 N 716 "О дополнительных мерах по государственной поддержке гражданской авиации России".
Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" содержал запрет на предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации (статья 10).
Вместе с тем та же статья предусматривала возможность принятия законодательных актов, которыми устанавливаются льготы в виде освобождения от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков, пониженные налоговые ставки, целевые налоговые льготы.
Такие нормы содержатся в Таможенном кодексе Российской Федерации (далее - ТК), введенном в действие постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.1993 N 5223-1, и Законе Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе".
Согласно статье 68 ТК таможенный режим временного ввоза (вывоза) товаров допускает пользование товарами на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики. Особенностью таможенного режима временного ввоза (вывоза) товаров с полным освобождением товаров от уплаты таможенных пошлин является то, что соответствующие случаи определяются Правительством Российской Федерации (статья 72 ТК).
Согласно статье 34 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров устанавливаются названным Законом и не могут носить индивидуального характера, за исключением случаев, предусмотренных статьями 35, 36 и 37 этого Закона.
Под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, в виде, в частности, освобождения от оплаты пошлиной.
При осуществлении торговой политики Российской Федерации в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде освобождения в исключительных случаях от пошлины товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывозимых с этой территории временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления льгот, установленных вышеназванным Законом, определяется Правительством Российской Федерации. Тарифные льготы предоставляются исключительно по решению Правительства Российской Федерации.
Согласно статье 30 Закона Российской Федерации от 22.12.1992 N 4174-1 "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений Совета Министров Российской Федерации. Решения по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений Совета Министров Российской Федерации. Аналогичная норма содержится в статье 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Правительство Российской Федерации освободило от оплаты таможенных пошлин и налогов авиакомпанию "Аэрофлот - российские международные авиалинии" (распоряжение от 24.05.1994 N 737-р, распоряжение от 09.09.1994 N 1445-р, распоряжение от 17.07.1996 N 1113-р, распоряжение от 28.12.1999 N 2130-р), авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина (распоряжение от 26.07.1994 N 1174-р), авиакомпанию "Трансаэро" (распоряжение от 02.12.1994 N 1898-р, распоряжение от 28.12.1999 N 2131-р), авиакомпанию "Сахалинские авиатрассы" (распоряжение от 17.07.1996 N 1114-р), авиакомпанию "Байкал", авиакомпанию "Красноярские авиалинии" (распоряжение от 07.10.1996 N 1489-р), авиационный научно-технический комплекс имени А.Н. Туполева (распоряжение от 20.04.2000 N 576-р).
Из содержания указанных распоряжений видно, что освобождение от уплаты таможенных платежей касалось аналогичных товаров: транспортных средств и предметов материально-технического снабжения и снаряжения, ввозимых в Российскую Федерацию авиакомпаниями, осуществляющими международные перевозки грузов, багажа и пассажиров в таможенном режиме временного ввоза. Оформление освобождений актами, в которых упоминаются конкретные авиаперевозчики, не свидетельствует об индивидуальном характере льготы, поскольку Правительство Российской Федерации в предусмотренной законодательством форме решало текущие вопросы, связанные с оформлением таможенного режима временного ввоза товаров.
В распоряжении Правительства Российской Федерации от 09.09.1994 N 1445-р содержалось поручение заинтересованным федеральным органам исполнительной власти разработать меры государственной поддержки авиационной промышленности Российской Федерации, обеспечивающие оснащение российских авиакомпаний современной отечественной авиационной техникой.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 07.07.1998 N 716 "О дополнительных мерах по государственной поддержке гражданской авиации России" установлены условия, при наличии которых в соответствии со статьей 68 и статьей 72 ТК предоставляются освобождения по таможенным платежам в отношении временно ввозимой авиационной техники: отсутствие сертифицированных отечественных аналогов ввозимой авиационной техники на момент подписания контракта о лизинге, заключение российской авиационной компанией с отечественными производителями авиационной техники договоров о закупке или лизинге ввозимой авиационной техники на сумму, которая превышает до 3 раз сумму, образующуюся в результате предоставления таможенных льгот, заключение инвестиционного соглашения между Министерством экономики Российской Федерации и российской авиационной компанией.
Авиакомпания "Трансаэро" в 1997 и 1998 годах заключила лизинговые контракты о приобретении в Великобритании и Ирландии шести самолетов "Боинг-737-200" и представила заключенные с Минэкономики России инвестиционное соглашение от 25.11.1999, предусматривающее приобретение авиакомпанией "Трансаэро" в период с 1999 по 2002 год иностранных воздушных судов ("Боинг-737-200", "Боинг-737-700", "А-310"), двигателей и запасных частей на условиях временного ввоза общей стоимостью 208,5 млн. долларов США и приобретение на условиях лизинга в период с 2001 по 2003 год воздушных судов, изготовленных российским производителем, стоимостью 262 млн. долларов США, соглашение с ЗАО "Ильюшин финанс Ко" от 25.11.1999 о приобретении авиакомпанией в лизинг с 2001 по 2003 год десяти самолетов российского производства, а также заключение от 25.01.2000 авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета, подготовленного по запросу Минэкономики России от 22.12.1999, об отсутствии сертифицированных отечественных аналогов самолету "Боинг-737-200".
Заявитель полагает, что в Российской Федерации производится сертифицированный самолет, аналогичный приобретенным авиакомпанией "Трансаэро", в подтверждение чего им представлено заключение ЦАГИ и ГосНИИГА от 24.08.1999 с сопроводительным письмом Государственной службы гражданской авиации Минтранса России от 13.01.2004 о том, что самолет "Ил-96-300" является сертифицированным аналогом самолету "Боинг-737-300", и поэтому при принятии в 1999 году Правительством Российской Федерации решения о продлении для авиакомпании "Трансаэро" льготы не было соблюдено одно из условий, являющееся основанием для освобождения от уплаты таможенных платежей.
Суд считает, что указанное заключение не опровергает законности принятого Правительством Российской Федерации распоряжения от 28.12.1999 N 2131-р, которое было подготовлено по предложению Минэкономики России и согласовано с Минфином России, МНС России, Росавиакосмосом, ГТК России и ФСВТ России, поскольку в соответствии с Положением о Федеральной службе воздушного транспорта России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.1999 N 1319, участие в сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, в процедурах признания норм летной годности (удостоверений о годности к полетам) гражданских воздушных судов иностранного производства, выдача удостоверений о годности гражданского воздушного судна к полетам (сертификаты летной годности воздушного судна), ведение государственных реестров гражданских воздушных судов, участников и объектов сертификации осуществлялось ФСВТ России.
Исходя из изложенного, суд считает, что Правительство Российской Федерации, принимая названные ненормативные акты, решало в соответствии со статьями 24, 68 и 72 ТК вопросы применения таможенного режима временного ввоза, предусматривающего полное освобождение от уплаты таможенных платежей. Применительно к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах освобождение от уплаты таможенных платежей является целевой налоговой льготой, предоставляемой Правительством Российской Федерации в соответствии и в формах, установленных законодательными актами Российской Федерации.
Указанный вывод не противоречит статье 56 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку согласно статье 2 названного Кодекса к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено этим Кодексом. Частью первой и главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено каких-либо правил взимания таможенных платежей, в том числе налога на добавленную стоимость, и освобождения от их уплаты, отличных от правил, установленных для соответствующих таможенных режимов таможенным законодательством.
Несостоятельны доводы заявителя со ссылкой на пункт 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", поскольку освобождение от уплаты таможенных платежей является содержанием таможенного режима временного ввоза товаров в Российскую Федерацию, осуществляемой в рамках проводимой Российской Федерацией торговой политики, и поэтому применение названного таможенного режима не может быть признано необоснованным.
Не нашли своего подтверждения и доводы заявителя о нарушении оспариваемыми распоряжениями его прав и законных интересов.
Авиакомпания "Сибирь" указывает, что до октября 2003 года не предполагала о нарушении указанными распоряжениями своих прав и законных интересов, поскольку не приобретало авиационную технику иностранного производства, и полагало, что в случае обращения в Правительство Российской Федерации с просьбой о предоставлении налоговых льгот, аналогичных тем, которые были установлены для самолетов, оборудования и запасных частей, временно ввозимых в Российскую Федерацию авиакомпанией "Трансаэро", заявитель также вправе рассчитывать на получение аналогичных налоговых льгот в отношении таких же категорий товаров.
Заявитель 18.07.2003 непосредственно и 19.08.2003 через депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.И. Стрельченко обращался в Правительство Российской Федерации с письмами о принятии распоряжения, освобождающего его от уплаты таможенных платежей при ввозе самолетов иностранного производства, оборудования для их эксплуатации и двигателей к ним, временно ввозимых на территорию Российской Федерации для эксплуатации на внутренних и международных авиалиниях.
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 01.09.2003 N КА-П2-10568ГД Минфин России в письме от 07.10.2003 N 01-02-03/04-599 сообщил депутату, что случаи полного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении транспортных средств определены в постановлении Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 N 517 "О временном ввозе (вывозе) транспортных средств". На товары, ввозимые авиакомпанией "Сибирь", действие этого постановления не распространяется.
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.1998 N 716 "О дополнительных мерах по государственной поддержке гражданской авиации России" признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2001 N 574 "О некоторых вопросах регулирования временного ввоза авиационной техники иностранного производства".
Согласно последнему из названных постановлений сохраняются условия полного освобождения от таможенных пошлин и налогов на сроки временного ввоза, установленными соответствующими решениями Правительства Российской Федерации, в отношении ввезенных на основании ранее принятых решений Правительства Российской Федерации иностранной авиационной техники, запасных частей и двигателей к ней.
Авиакомпания "Сибирь" до отмены в 2001 году действовавших условий освобождения от уплаты таможенных платежей с соответствующим заявлением не обращалась.
На момент обращения авиакомпании "Сибирь" в Правительство Российской Федерации о предоставлении ей полного освобождения от уплаты таможенных платежей, в случае ввоза авиационной техники в таможенном режиме временного ввоза товаров, основания для применения такого освобождения предусматривались в Положении об особенностях правового регулирования таможенного режима временного ввоза (вывоза), применяемого к транспортным средствам, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 N 517. Названное постановление в отличие от утратившего силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.1998 N 716 "О дополнительных мерах по государственной поддержке гражданской авиации России" установила иные условия, при наличии которых допускается полное освобождение от обложения таможенными платежами ввозимых товаров.
У заявителя не было оснований претендовать на указанное освобождение на тех условиях, которыми такие освобождения были предоставлены авиакомпании "Трансаэро".
Следовательно, оспариваемые распоряжения не нарушают прав и законных интересов авиакомпании "Сибирь".
Руководствуясь статьями 167, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении требования открытого акционерного общества "Авиакомпания "Сибирь" о признании недействительными распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.12.1994 N 1898-р и распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.12.1999 N 2131-р отказать полностью.
Председательствующий судья |
В.М. Тумаркин |
Судья |
Л.М. Антонова |
Судья |
Н.Г. Вышняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 января 2004 г. N 14491/03
Текст решения опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2004 г., N 5