Отраслевое тарифное соглашение по дорожному хозяйству на 2002-2004 годы
(утв. Минтрансом РФ, Общероссийским профсоюзом работников автомобильного
транспорта и дорожного хозяйства, Российской ассоциацией территориальных
органов управления автомобильными дорогами и Российской ассоциацией
подрядных организаций в дорожном хозяйстве 22 марта 2002 г.)
Настоящее отраслевое тарифное соглашение прекратило действие в связи с истечением срока
См. справку об отраслевых (тарифных) соглашениях
Росавтодор был и остается на той позиции, что уважение к человеку труда должно определять всю политику взаимоотношений дорожной администрации России и подрядных организаций. Базовое тарифное соглашение - это не просто борьба с бедностью, это наше понимание принципов социальной справедливости.
И.Н. Слюняев,
Первый заместитель
Министра транспорта
Российской Федерации
Мы как никогда близко подошли к тому, чтобы сбалансировать интересы работодателя и человека труда. Росавтодор, профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, АСПОР и РАДОР выступили с едиными требованиями и одинаковым мнением по поводу того, какими должны быть трудовые взаимоотношения в дорожной отрасли.
В.И. Мохначев,
Председатель Общероссийского
профсоюза работников
автотранспорта и дорожного
хозяйства
Настоящее Соглашение заключено на основании действующего законодательства в целях согласования интересов государства, работодателей и работников об обеспечении эффективной производственной и экономической деятельности организаций дорожного хозяйства, осуществляющих государственные функции управления, включая функции заказчика в отношении автомобильных дорог, работы по проектированию, строительству (реконструкции), ремонту и содержанию автомобильных дорог и иной производственно-экономической деятельности, социальной защиты работников, установлении норм оплаты и других условий труда, а также социальных гарантий и льгот для работников дорожного хозяйства.
1. Стороны и участники Соглашения
Сторонами настоящего Соглашения являются:
Работники предприятий и организаций (далее - организаций) дорожного хозяйства, на которых действуют организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Российской Федерации в лице ЦК Общероссийского профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства.
Работодатели в лице их представителей:
Министерства транспорта Российской Федерации - Государственной службы дорожного хозяйства (Росавтодор) (представитель федеральных предприятий и организаций дорожного хозяйства, находящихся в федеральной собственности, а также государственных (субъектов Российской Федерации) предприятий и организаций, находящихся в государственной (субъектов Российской Федерации) собственности (при наличии соответствующих полномочий на их представление); Российской ассоциации подрядных организаций в дорожном хозяйстве "АСПОР" (представитель работодателей - учредителей Ассоциации и организаций, уполномочивших "АСПОР" заключить Соглашение от их имени); Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР" (представители работодателей, уполномочивших "РАДОР" на заключение настоящего Соглашения от их имени).
Участником настоящего Соглашения является Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
2. Срок действия Соглашения
Соглашение вступает в силу с момента подписания и действует до 31 декабря 2004 г. Ни одна из сторон, заключивших настоящее Соглашение, не может в течение срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
Настоящее Соглашение может быть досрочно аннулировано, изменено, дополнено по взаимной договоренности сторон. В случае, если до 31 декабря 2004 г. не будет заключено новое соглашение на очередной период, настоящее Соглашение продолжает действовать до момента заключения другого соглашения, но не более чем 3 месяца.
3. Сфера действия положений Соглашения
3.1. Настоящее Соглашение:
3.1.1. Распространяется на работников и работодателей подрядных организаций, на работников и работодателей организаций, занятых управлением дорожным хозяйством (органов управления автомобильными дорогами, заказчиков), не являющихся государственными служащими, которые уполномочили участников Соглашения разработать и заключить его от их имени, а также на профсоюзных работников.
3.1.2. Устанавливает минимальные социальные гарантии работникам и не ограничивает права организаций в расширении этих гарантий. При этом все социальные гарантии реализуются за счет средств организаций в порядке и на условиях, не противоречащих действующему законодательству.
3.1.3. Является основой для заключения коллективных договоров в организациях дорожного хозяйства и отраслевых региональных соглашений на уровне субъектов Российской Федерации. Стороны считают целесообразным заключение региональных отраслевых соглашений между республиканскими, краевыми, областными комитетами профсоюза, представителями работодателей и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3.2. Настоящее Соглашение является правовым актом и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется.
Условия региональных соглашений и коллективных договоров, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством и настоящим Соглашением, недействительны.
3.3. Затраты, связанные с обеспечением социальных гарантий, принятых настоящим Соглашением для работников дорожного хозяйства, выполняющих работы по проектированию, строительству (реконструкции), ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, включаются в установленном порядке в договорную цену на эту продукцию (работы, услуги), утверждаемые нормативы затрат на содержание автомобильных дорог.
Указанные затраты для работников органов управления дорожным хозяйством, не являющихся государственными служащими, включаются в сметы расходов на управление.
3.4. В соответствии с действующим законодательством органам исполнительной власти и местного самоуправления запрещается всякое вмешательство, способное ограничить законные права работников и их представителей или воспрепятствовать их осуществлению при пересмотре и выполнении Соглашения.
3.5. Лица, по вине которых нарушаются и не выполняются обязательства, предусмотренные Соглашением, несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством.
3.6. В случае реорганизации представителя Стороны (Сторон) его права и обязанности по Соглашению переходят к его правопреемнику (правопреемникам) и сохраняются до заключения нового Соглашения или внесения изменений и дополнений в Соглашение.
3.7. В Соглашение по взаимному согласию Сторон могут быть внесены изменения и дополнения в порядке, установленном действующим законодательством.
3.8. Соглашение открыто для присоединения к нему организаций, органов исполнительной власти и территориальных органов управления автомобильными дорогами, не делегировавших ранее полномочий на его заключение и заявивших представителям сторон Соглашения о своем согласии распространить на них его действие (в этом случае заявления подаются и от стороны работников и от стороны работодателя).
4. Обязательства Сторон и участников Соглашения
4.1. В области стабилизации работы отраслевых организаций
4.1.1. Государственная служба дорожного хозяйства Минтранса России (Росавтодор), Ассоциации "АСПОР" и "РАДОР" совместно с ЦК Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства будут:
- участвовать в установленном порядке в разработке и принятии проектов законодательных и нормативно-правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников дорожного хозяйства;
- содействовать заключению коллективных договоров во всех организациях дорожного хозяйства;
- содействовать укреплению и объединению дорожных организаций как единого технологического производственно-хозяйственного комплекса.
4.1.2. Государственная служба дорожного хозяйства Минтранса России:
- будет способствовать обеспечению равного доступа на конкурсной основе на рынок подрядных работ дорожных организаций независимо от форм собственности;
- проведет работу с органами, уполномоченными управлять автомобильными дорогами территорий, по реализации условий настоящего Соглашения.
4.1.3. Министерство труда и социального развития Российской Федерации:
- окажет поддержку отраслевым органам государственного и хозяйственного управления, в том числе через свои органы на местах, по созданию объединений (союзов) работодателей;
- рассматривает с привлечением Федеральной инспекции труда и ее органов в регионах, Государственной службы дорожного хозяйства и ее территориальных органов представления профсоюзных комитетов о нарушении законодательства о труде в дорожных организациях. При необходимости создает совместные комиссии с участием инспекций труда ЦК профсоюза;
- примет соответствующие меры по осуществлению контроля со стороны Рострудинспекции за соблюдением трудового законодательства в части своевременности выплаты заработной платы и проведения по предложению профсоюза совместных регулярных проверок организаций всех форм собственности.
4.1.4. Организации дорожного хозяйства обеспечивают:
- бесперебойное и безопасное функционирование автомобильных дорог общего пользования;
- качественное выполнение работ по проектированию, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог в соответствии с требованиями норм и условиями договоров на выполнение дорожных работ и, при необходимости, участие в мобилизационной подготовке и ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий;
- ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров на согласованных Сторонами условиях в соответствии с законодательством и настоящим Соглашением.
4.1.5. ЦК Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства своей деятельностью способствует созданию благоприятных трудовых отношений в коллективах, сотрудничеству между работодателями и работниками по вопросам, представляющим взаимный интерес, укреплению трудовой дисциплины, внедрению новых методов управления и хозяйственной деятельности.
4.1.6. Работодатели и их представители считают необходимым наличие отраслевого органа печати и будут содействовать сохранению и развитию средств массовой информации дорожного хозяйства, а также будут осуществлять поддержку и необходимую помощь отраслевым некоммерческим организациям, созданным для решения задач по социальной защите работников.
4.2. В области обеспечения занятости
4.2.1. В целях обеспечения реализации государственной политики занятости населения работодатели обеспечивают выполнение Отраслевой программы содействия занятости на 2002-2005 годы.
4.2.2. В целях повышения социальной защищенности работников Стороны договорились о том, что:
- способствуют укреплению сложившейся системы средних специальных учебных заведений, ИПК, курсов повышения квалификации по подготовке и переквалификации работников дорожного хозяйства на основе прогноза занятости и качественных изменений рабочей силы;
- продолжат работу по переподготовке всех категорий руководящего состава и специалистов по овладению особенностями управления в условиях рыночных отношений;
- будут способствовать предотвращению нелегального найма иностранных работников и усилению контроля за использованием иностранной рабочей силы;
- увольнение работников по сокращению штата, численности применять только как вынужденную меру, когда исчерпаны все возможности их трудоустройства;
- увольнение работников по инициативе работодателя не допускается без предварительного согласия профсоюзного комитета организации в следующих случаях (фиксируется в коллективном договоре организации):
- сокращения численности или штата работников организации;
- однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:
1) прогула (отсутствия на работе без уважительных причин более четырех часов в течение рабочего дня);
2) разглашения государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей;
- в случае неизбежного массового (свыше 10 процентов) сокращения работников работодатели, не менее чем за три месяца до момента сокращения, в полном объеме представляют органам службы занятости и профсоюзному комитету организации информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, числе и категориях работников, которых они могут коснуться, и сроке, в течение которого их намечено осуществить. В течение этого срока работодатели осуществляют меры, обеспечивающие за счет средств организаций переквалификацию и трудоустройство высвобождаемых работников, бесплатное обучение их новым профессиям и создание новых рабочих мест. При переквалификации работников с отрывом от производства за ними сохраняется средняя заработная плата на весь срок обучения;
- работники извещаются о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата не менее чем за три месяца;
- работники предпенсионного возраста (за три года до момента возникновения права на пенсию), лица, в семье которых один из супругов имеет статус безработного, матери-одиночки не могут быть уволены без трудоустройства по сокращению штата или численности в действующих организациях; работодатели будут способствовать трудоустройству вышеуказанных категорий работников при ликвидации организации;
- обеспечивается приоритетное предоставление вновь созданных рабочих мест работникам, высвобожденным ранее из данной организации, с учетом их деловых качеств;
- выпускникам учебных заведений (в т.ч. рабочим), обучавшимся по договорам или направлениям организации и прибывшим для работы в эти организации, предоставляется работа по специальности и создаются условия труда в соответствии с действующими нормами законодательства о труде;
- работодатели разрабатывают и реализуют в соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20.04.96 г. N 36-ФЗ) социальный план организации, предусматривающий сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;
- предусматриваются в коллективных договорах дополнительные меры по обеспечению занятости работников.
4.3. В области рабочего времени, времени отдыха и охраны труда
4.3.1 Государственная служба дорожного хозяйства Минтранса России, Ассоциации "АСПОР" и "РАДОР" примут меры по:
- созданию служб охраны труда в дорожных организациях в соответствии со ст. 12 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 г. N 181-ФЗ и осуществлению организационно-методического руководства ими;
- организационно-методическому руководству и контролю за проведением в дорожных организациях аттестации рабочих мест по условиям труда согласно постановлению Минтруда России от 14.03.97 N 12 с последующей сертификацией работ по охране труда, обеспечением здоровых и безопасных условий труда работающих, соблюдением действующего законодательства о труде, правил и норм по охране труда и безопасности дорожного движения;
- реализации отраслевой программы по улучшению условий, охраны труда на 2002-2005 гг.;
- проведению анализа состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в отрасли, подготовке предложений по их предупреждению в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.99 N 279 с дополнением N 406 от 24.05.2000 г.;
- проверке знаний правил, норм и инструкций по охране труда работодателями при заключении с ними трудового договора;
- организации обучения и проверке знаний по охране труда работников согласно статье 18 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 г. N 181-ФЗ; с учетом отраслевой направленности в производственной деятельности.
- разработке, переработке нормативных документов по охране труда в дорожном хозяйстве и финансированию НИР по охране труда.
4.3.2. ЦК Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства обязуется совместно с профсоюзными комитетами всех уровней:
- способствовать осуществлению мер, направленных на улучшение условий труда и профилактику производственного травматизма, профессиональной заболеваемости работников отрасли;
- проводить работу по осуществлению общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников, отраженных в коллективных договорах и соглашениях по охране труда;
- содействовать созданию на предприятиях дорожного хозяйства совместных комитетов (комиссий) по охране труда;
- принимать практические меры по организации и осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда, избранию в организациях уполномоченных профсоюзного комитета по охране труда в соответствии с Типовым положением, утвержденным постановлением Исполкома Генерального Совета ФНПР от 30.05.96 N 3-8;
- участвовать в разработке и пересмотре отраслевых норм, правил и типовых инструкций по охране труда;
- подготавливать и представлять в установленном порядке предложения о внесении дополнений и изменений в законодательные акты по охране труда;
- оказывать консультативную помощь работникам отрасли по вопросам условий и охраны труда в целях защиты их интересов по предоставлению льгот и компенсаций за работу с вредными и тяжелыми условиями труда, при получении травм в результате несчастных случаев на производстве.
4.3.3. Работодатели организаций дорожного хозяйства обеспечивают:
- создание служб по охране труда согласно Федеральному закону "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 г. N 181-ФЗ;
- создание на паритетной основе совместных комитетов (комиссий) по охране труда в целях сотрудничества по данному вопросу работодателей и работников;
- выполнение требований Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.1999 N 279 с дополнением N 406 от 24.05.2000 г.
- ежегодное проведение анализа обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве и на его основе осуществление мер, направленных на снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- организацию обучения всех работников безопасным методам и приемам выполнения работ, своевременное проведение соответствующих инструктажей и ежегодной проверки знаний ими требований правил, норм и инструкций по охране труда (согласно ГОСТ 12.0.004-90);
- организацию информационного обеспечения, направленного на создание здоровых и безопасных условий труда работников согласно Федеральному закону "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 г. N 181-ФЗ;
- обеспечение работников санитарно-бытовыми условиями (душевыми, гардеробными и другими помещениями), средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с утвержденными нормами и коллективными договорами;
- организацию питания работников, осуществляющих работы непосредственно на автомобильных дорогах, а также их проезд к месту выполнения работ и обратно;
- своевременное проведение периодической (не реже 1 раза в 5 лет) аттестации рабочих мест по охране труда для осуществления оздоровительных мероприятий, предоставления льгот и компенсаций за вредные и тяжелые условия труда;
- формирование фонда охраны труда для финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда согласно ст. 19 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 г. N 181-ФЗ;
- соблюдение норм предельно допустимых нагрузок для женщин и для лиц моложе 18 лет при подъеме и переносе тяжестей вручную, утвержденных соответствующими постановлениями Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 06.02.93 N 105 и Минтруда России от 07.04.99 г. N 7;
- соблюдение установленной законодательством Российской Федерации нормальной продолжительности рабочего времени (не более 40 часов в неделю). Норма рабочего времени при всех режимах труда определяется в порядке, установленном Минтрудом России, по графику 5-дневной рабочей недели с соответствующим сокращением продолжительности работы в предвыходные и предпраздничные дни;
- установление режима рабочего времени в организации согласно Правилам внутреннего трудового распорядка, графикам работы, согласованным с выборным профсоюзным органом, с соблюдением баланса рабочего времени за учетный период;
- соблюдение для работников, занятых на вредных работах, и для других отдельных категорий работников сокращенного режима рабочего времени в соответствии с действующим законодательством о труде;
- предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска для всех категорий работников продолжительностью не менее двадцати восьми календарных дней.
Ежегодные дополнительные отпуска: за ненормированный рабочий день, вредные и тяжелые и (или опасные) условия труда, за выслугу лет, за многосменный режим работы, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и другие - предоставляются в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и коллективными договорами.
Коллективным договором может предусматриваться возможность использования работниками ежегодного отпуска по частям.
4.3.4. Стороны рассмотрят возможность возобновления ежегодного проведения конкурсов профессионального мастерства работников, соревнований отраслевых предприятий за лучшие социально-экономические показатели работы, других форм морального и материального поощрения в отрасли с подведением итогов ко дню профессионального праздника.
4.3.5. Профсоюз через комитеты профсоюза дорожных организаций:
- принимает практические меры по организации и осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства по охране труда на предприятии, избирает уполномоченных профсоюзного комитета по охране труда в соответствии с Типовым положением, утвержденным постановлением Исполкома Генерального Совета ФНПР от 30.05.96 г. N 3-8;
- принимает активное участие в создании совместных комитетов (комиссий) по охране труда, для чего на паритетной основе выделяет своих представителей из числа уполномоченных.
4.4. В области оплаты и стимулирования труда
4.4.1. Минимальная тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях дорожного хозяйства устанавливается с 1 января 2002 г. в размере прожиточного минимума по Российской Федерации в III квартале 2001 г. - 1658 руб. в месяц (см. изменения Приложения 1-7).
Минимальная тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях дорожного хозяйства ежеквартально индексируется пропорционально росту потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации за прошедший квартал на основании данных Госкомстата России. Стороны соглашения ежеквартально уведомляют организации о размерах индекса цен и минимальной тарифной ставки совместным письмом.
4.4.2. Минимальная месячная тарифная ставка, установленная в соответствии с п. 4.4.1 настоящего Соглашения, служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. Тарифные ставки рабочих последующих разрядов и должностные оклады работников других профессионально-квалификационных групп устанавливаются в коллективных договорах на основании действующих на предприятии межразрядных тарифных коэффициентов и соотношений между категориями работников.
Рекомендуемая тарифная сетка по оплате труда работников приведена в приложении N 1 к настоящему Соглашению.
Конкретные размеры межразрядных коэффициентов и ставок (окладов) тарифной сетки работников устанавливаются работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом организации, но не ниже, чем предусмотрено в п. 4.4.1 настоящего Соглашения. При этом действующие в организациях дорожного хозяйства тарифные ставки (оклады) не подлежат уменьшению в связи с вступлением в силу настоящего Соглашения.
4.4.3. Размер заработной платы за месяц работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не может быть ниже прожиточного минимума в регионе расположения организации.
4.4.4. В организациях дорожного хозяйства производятся:
- оплата времени простоя в соответствии со ст. 157 Трудового кодекса Российской Федерации. Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее тарифной ставки (оклада);
- оплата дней отдыха (отгула) за фактически проработанные часы сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работы из расчета не менее тарифной ставки (оклада);
- доплата за работу в ночное время в размере не менее 40 процентов тарифной ставки;
- оплата сверхурочных работ не менее, чем в двойном размере;
- доплата за работу в тяжелых и вредных условиях труда в размерах, не менее предусмотренных ранее действовавшими нормативно-правовыми актами. Доплаты за работу в тяжелых и вредных, а также в особо тяжелых и особо вредных условиях труда, устанавливаются по результатам аттестации рабочих мест и оценки условий труда на них и начисляются за время фактической занятости работников на таких местах;
- оплата работ в выходные и праздничные дни и выплата других, не оговоренных выше доплат и надбавок, носящих компенсационный характер, в размерах, не ниже установленных законодательством;
- оплата при невыполнении норм труда (должностных обязанностей) по вине работодателя за фактически проработанное время или выполненную работу, но не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной за тот же период времени (выполненную работу);
- выплата вознаграждения за выслугу лет работникам дорожных организаций и их объединений в порядке и размерах, определенных коллективным договором;
- выплата надбавок работникам за разъездной характер работ в размере не менее 50% нормы суточных при командировках на территории Российской Федерации за каждый день нахождения на линии, трассе (перечень работ, носящих разъездной характер, утверждается в дорожных организациях по согласованию с профкомом), а за каждый календарный день нахождения вне места постоянного жительства при подвижном, разъездном характерах работ, выполнении работ вахтовым методом, в полевых условиях - в размере не менее нормы суточных при командировках на территории Российской Федерации. Конкретные размеры и порядок выплаты определяются коллективным договором;
- выплата стимулирующих доплат за высокую квалификацию, классность, профессиональное мастерство, совмещение профессий, премии, вознаграждения и другие в размере и порядке, установленных коллективным договором;
- выплата заработной платы не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором, как правило, в месте выполнения работы, либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).
При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, выплата их производится с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой, действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
В организациях, где на 1 января 2002 г. имеются задержки выплаты заработной платы, в течение месяца с момента подписания настоящего Соглашения с участием соответствующих профсоюзных органов составляется график погашения задолженности и принимаются меры по их ликвидации:
- тарификация работ и присвоение квалификационных разрядов работникам в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 06.06.96 N 32;
- пересмотр и введение новых экономически обоснованных норм труда работников (или на основе технико-экономических обоснований) по согласованию с соответствующим профсоюзным органом и извещением работников не позднее чем за 2 месяца до их введения.
- установление пониженных норм выработки для инвалидов, работников моложе 18 лет, беременных женщин и за два года до достижения работником пенсионного возраста.
4.4.5. В дорожных организациях выплата заработной платы руководителю осуществляется после выплаты заработной платы работникам предприятия.
4.4.6. При заключении коллективных договоров рекомендуется включать следующие положения, предусматривающие:
1) фиксированный минимальный размер доли фонда оплаты труда в валовой выручке от реализации продукции (услуг);
2) повышение стимулирующей роли тарифной системы и обеспечение доли тарифа (оклада) в среднемесячной заработной плате не менее 55 процентов.
4.5. В области социальных льгот, гарантий, компенсаций
4.5.1. В организациях дорожного хозяйства за счет и в пределах собственных средств, других источников, предусмотренных законодательством:
- обеспечивается содержание санаториев-профилакториев, детских дошкольных учреждений и оздоровительных лагерей, находящихся на их балансе;
- в течение 4-х месяцев (подряд, либо в сумме календарных месяцев) производятся работникам, находящимся в отпусках в связи с вынужденной временной приостановкой производства, компенсационные выплаты в размере не менее тарифной ставки работника;
- производится выплата денежных сумм в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей, с учетом индексации в связи с повышением стоимости жизни, но не ниже размеров, установленных законодательством;
- оказываются в соответствии с законодательством за счет имеющихся в распоряжении организации средств различные виды социальной помощи участникам войны, семьям погибших военнослужащих, погибших на производстве, инвалидам, пенсионерам, семьям, имеющим детей;
- обеспечивается выдача пособий, определенных законодательством Российской Федерации, лицам, пострадавшим от радиационного воздействия и подвергшимся радиационному облучению в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов, и принимавшим участие в ликвидации их последствий;
- осуществляется выдача бесплатного лечебно-профилактического питания для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными условиями труда;
- сохраняются представителям работников, являющимся членами примирительных комиссий по урегулированию коллективных трудовых споров, за все время их отвлечения от работы средняя заработная плата и соответствующие льготы;
- производятся компенсационные выплаты работникам, участвующим в забастовке в связи с неурегулированием коллективного трудового спора по причине нарушения условий коллективного договора и соглашений, заключенных профсоюзом, за все время забастовки (в соответствии с утвержденным графиком работы) на условиях, установленных коллективным договором;
- сохраняется за высвобожденными в связи с сокращением численности или штата работниками очередь на получение жилья (улучшение жилищных условий), возможность пользоваться услугами предприятий социальной сферы (лечебных, детских дошкольных учреждений) на равных условиях с работниками данной организации на период нахождения его на учете в центре занятости до устройства на постоянную работу.
4.5.2. Для повышения уровня социальной защищенности работников рекомендуется также предусматривать в коллективных договорах организаций:
- оказание разовой материальной помощи работникам, пострадавшим в результате стихийных бедствий;
- оказание материальной помощи в размере не менее 50% минимального размера оплаты труда в Российской Федерации на каждого иждивенца в течение 6 месяцев со дня получения работником статуса безработного;
- для работников, переведенных по объективным причинам на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, ежемесячную компенсацию (в течение 6 месяцев) сверх заработной платы;
- бесплатное содержание в детских дошкольных учреждениях детей, в семье которых среднедушевой доход не превышает размера прожиточного минимума в регионе;
- выдачу бесплатных путевок в детские оздоровительные лагеря, в первую очередь семьям, имеющим двух и более несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, и одиноким матерям;
- выплату семьям работников дорожных организаций, погибших вследствие несчастного случая на производстве по вине организации, единовременного пособия в размере не менее двух годовых заработков с учетом суммы единовременной страховой выплаты, предусмотренной ст. 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.98 г. N 125-ФЗ;
- выплату единовременного пособия в зависимости от стажа работы на предприятии при уходе на пенсию в размерах:
свыше 1 до 5 лет включительно - месячная тарифная ставка (должностной оклад);
свыше 5 до 10 лет включительно - 3-месячная тарифная ставка (должностной оклад);
свыше 10 до 15 лет включительно - 5-месячная тарифная ставка (должностной оклад);
свыше 15 до 20 лет включительно - 7-месячная тарифная ставка (должностной оклад);
свыше 20 лет - 10-месячная тарифная ставка (должностной оклад);
- выплату работникам единовременных ежегодных пособий на оздоровление в период отпуска;
- частичную или полную оплату за счет организации проезда к месту работы и обратно и компенсацию за удорожание питания;
- сохранение за работниками, вышедшими на пенсию, возможности пользоваться социальными услугами (медицинское обслуживание и др.);
- выплату денежного вознаграждения работникам, награжденным государственными, отраслевыми и профсоюзными наградами;
- в случае смерти работника предприятия, его близких родственников, а также пенсионера, ушедшего на пенсию из организации, оплата расходов на ритуальные услуги за счет средств организации;
- страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, медицинское страхование, а также другие виды страхования за счет работодателей;
- для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий в организациях независимо от форм собственности трудовыми коллективами в соответствии с действующим типовым положением образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и Профсоюза или избираются уполномоченные по социальному страхованию. Права и обязанности членов Комиссии оговариваются в коллективном договоре или в Положении о комиссии по социальному страхованию организации;
- предоставление работникам в случае болезни трехдневного неоплачиваемого отпуска в течение года по их личному заявлению без предъявления медицинского документа, удостоверяющего факт заболевания, в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
4.6. Обеспечение социальной защиты работников при реорганизации и ликвидации предприятий, а также их несостоятельности (банкротстве)
С целью смягчения социальных последствий несостоятельности (банкротства) в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ и последующими постановлениями Правительства Российской Федерации "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 20 мая 1994 г. N 498, Указами Президента Российской Федерации "О реформе государственных предприятий" от 23 мая 1994 г. N 1003 и "О продаже государственных предприятий-должников" от 2 июня 1994 г. N 1114 и другими нормативными актами стороны будут всемерно способствовать:
- осуществлению порядка приоритетности при распределении имущества должника (конкурсной массы) в соответствии со статьей 30 указанного Закона;
- созданию новых рабочих мест;
- информированию предприятий о рынке труда в отраслях, в том числе о перспективной потребности в кадрах;
- организации профессионального обучения, подготовке и переподготовке кадров, профессиональному консультированию высвобождаемых работников.
В предвидении несостоятельности (банкротства) руководитель организации извещает об этом профсоюзный комитет, предоставляет по просьбе профкома информацию о финансовом состоянии организации и принимает действенные меры по улучшению положения. Стабилизация экономического положения организации не может производиться путем снижения заработной платы работников.
При наличии признаков неплатежеспособности организации в соответствии с критериями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 498:
- руководитель организации с учетом мнения профкома рассматривает вопрос о ходатайстве проведения реорганизационных процедур;
- руководитель совместно с профкомом предприятия организуют общее собрание работников, на котором определяют представителей трудового коллектива для участия в проведении санации, конкурсного производства, а также в арбитражном суде.
Ликвидация организации или массовое увольнение, связанное с банкротством, могут осуществляться только после предварительного уведомления (не менее чем за три месяца) соответствующего профсоюзного комитета и проведения с ним переговоров о соблюдении прав и интересов членов профсоюза.
При этом работодатели будут способствовать трудоустройству высвобождаемых работников.
В случае продажи предприятия работодатель - победитель конкурса обеспечивает трудоустройство не менее 70 процентов работников, занятых на предприятии на момент его продажи. В случае изменения профиля деятельности предприятия в обязанность покупателя входит переобучение или трудоустройство указанных работников.
При смене собственника организации коллективный договор действует в ней в течение 3 месяцев.
Профсоюзные комитеты организации, уполномоченные трудовыми коллективами, могут осуществлять общественный контроль за проведением санации, других процедур реорганизации и ликвидации предприятия, заключением мирового соглашения.
4.7. Обеспечение гарантий работникам приватизируемых предприятий
Обеспечение гарантий работникам приватизируемых предприятий осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года" от 22.07.94 N 1535 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 25.01.99 N 112), Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации "Об особенностях применения Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 г. N 1535" от 21.05.99 N 632 и другими нормативными и законодательными актами.
4.8. В области обеспечения прав и гарантий деятельности профсоюза
Государственная служба дорожного хозяйства России, Ассоциации "АСПОР" и "РАДОР" договорились о том, что в организациях:
- представления профсоюзных органов о нарушениях законодательства о труде, условий настоящего Соглашения и коллективных договоров подлежат безотлагательному рассмотрению и принятию мер по устранению нарушений;
- решения, касающиеся установления условий труда и заработной платы (системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), нормы труда и т.д.), принимаются по согласованию с выборным профсоюзным органом организации. Изменения систем оплаты труда и форм материального поощрения работников федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, подведомственных Государственной службе дорожного хозяйства, согласовываются с Центральным или соответствующими территориальными комитетами Общероссийского профсоюза;
- профсоюзным комитетам дорожных организаций предоставляются в бесплатное пользование оборудованные помещения, транспортные средства и средства связи, множительная техника, помещения для проведения собраний. Республиканским, краевым, областным комитетам профсоюза могут устанавливаться льготы по оплате аренды помещений, пользования транспортными средствами, средствами связи, множительной техникой, других услуг, предоставляемых отраслевыми организациями и их объединениями. Порядок и условия предоставления льгот закрепляются в отраслевых региональных или других соглашениях (договорах), заключаемых с участием этих организаций (объединений);
- членам выборных профсоюзных органов, не освобожденным от производственной работы, для участия в качестве делегатов на съездах, конференциях, созываемых профсоюзом, в работе его пленумов, заседаний исполкомов и комиссий, а также представителям профсоюза, участвующим в переговорах от имени коллектива, предоставляется свободное от работы время с сохранением заработной платы для выполнения общественных обязанностей в интересах коллектива и профсоюза, а также профсоюзной учебы, в порядке, определенном коллективным договором;
- освобожденные профсоюзные работники организаций пользуются правами, льготами и гарантиями, действующими на предприятии, наряду с работниками этого предприятия (премирование, вознаграждение по итогам работы за год и выслугу лет, осуществляемых за счет средств предприятий, при создании акционерных обществ и др.), в порядке, определенном в коллективных договорах.
Дополнительное вознаграждение неосвобожденных председателей профкомов за основные результаты работы организации производится на условиях и в порядке, установленных в коллективном договоре.
Профсоюзные представители имеют право беспрепятственно посещать организации, рабочие места, где работают члены профсоюза, для реализации уставных задач, получения информации от органов хозяйственного управления по вопросам оплаты и охраны труда, жилищно-бытового обслуживания работников, для осуществления контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений.
Администрация организации не вмешивается в деятельность профсоюза, не принимает решений, ограничивающих права и деятельность профсоюза.
Представители профсоюзных органов включаются:
- в комиссии организаций по приватизации государственного имущества, включая объекты социального назначения;
- в число представителей организации, направляемых в соответствующий комитет по управлению имуществом для участия в работе комиссии по приватизации организации.
По уполномочию работников профсоюзные органы могут иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организаций.
Руководители федеральных предприятий информируют профсоюзные комитеты о показателях социальной деятельности предприятия, отраженных в ежеквартальном отчете федеральному государственному органу, заключившему с ним трудовой договор, в т.ч. по вопросам заключения и выполнения коллективного договора, предоставления работникам социальных льгот и другим. По запросу соответствующего профсоюзного органа работодатели (их объединения и представители) предоставляют ему бесплатно информацию по социально-трудовым вопросам для осуществления уставной деятельности профсоюза.
Организации в соответствии с коллективным договором предоставляют в бесплатное пользование профсоюзу находящиеся на балансе предприятия либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные лагеря, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей, и отчисляют выборным профсоюзным органам денежные средства в размере не менее 0,15% от фонда оплаты труда на организацию и проведение культурно-массовой, физкультурной работы в трудовом коллективе. При этом хозяйственное содержание указанных объектов остается за организацией.
При наличии письменных заявлений работников, как являющихся членами профсоюза, так и не состоящих в профсоюзе, работодатель ежемесячно и бесплатно перечисляет членские взносы и средства из заработной платы на счета профсоюзного комитета и вышестоящего профсоюзного органа на условиях и в порядке, предусмотренных соответствующими договорами, коллективным договором организации.
ЦК Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, республиканские, краевые, областные комитеты профсоюза принимают участие в разработке отраслевыми органами управления проектов законодательных и нормативных правовых актов, влияющих на социально-экономическое положение работников отрасли.
Стороны разрабатывают комплекс совместных мер, направленных на обеспечение соблюдения законодательства о труде, занятости, охране труда и в других сферах.
Стороны считают целесообразным оказание работодателями финансовой и иной поддержки профсоюза в организации общественного контроля за реализацией целевых программ содействия занятости, по охране труда и других.
4.9. Разрешение трудовых споров (конфликтов)
Стороны пришли к договоренности, что в период действия настоящего Отраслевого тарифного соглашения ими не выдвигаются новые требования по вопросам, включенным в него, при условии их соблюдения и выполнения. В случае возникновения трудовых споров они разрешаются в соответствии с действующим законодательством.
4.10. В области государственной поддержки
Стороны и участники Соглашения признают необходимость осуществления государственной поддержки дорожного хозяйства.
5. Контроль за ходом выполнения Соглашения
Контроль за ходом выполнения Соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, сформированной сторонами комиссией (приложение N 2), а также соответствующими органами по труду. Контрольные функции за выполнением Соглашения на соответствующих уровнях также осуществляют профсоюзные комитеты в лице выборных профсоюзных органов, которые вправе обратиться по существу вопроса в адрес отраслевой комиссии, непосредственно к участникам Соглашения или работодателям (их объединениям).
Комиссия, не реже одного раза в полугодие, рассматривает выполнение обязательств, определенных Отраслевым тарифным соглашением, и о результатах информирует трудовые коллективы. При установлении нарушений или невыполнения обязательств Соглашения комиссия делает представление органам, должностным лицам, в компетенцию которых входит решение этих вопросов.
Текст настоящего Соглашения доводится в двухнедельный срок со дня его подписания до каждой дорожной организации, на работников которой оно распространяется.
Первый заместитель Министра
транспорта Российской Федерации,
руководитель Государственной
службы дорожного хозяйства России |
И.Н. Слюняев |
Председатель Общероссийского
профсоюза работников
автомобильного транспорта
и дорожного хозяйства |
В.И. Мохначев |
Генеральный директор
Российской ассоциации
подрядных организаций
в дорожном хозяйстве |
А.С. Малов |
Генеральный директор
Российской ассоциации
территориальных органов
управления автомобильными дорогами |
А.М. Афанасьев |
22 марта 2002 г.
Настоящее Отраслевое тарифное соглашение по дорожному хозяйству на 2002-2004 годы не противоречит законодательству Российской Федерации о труде и зарегистрировано.
Регистрационный номер 2283-89 от 17 апреля 2002 г.
Первый Заместитель
Министра труда
и социального развития
Российской Федерации |
В.А. Январев |
Председатель Общероссийского
профсоюза работников автомобильного
транспорта и дорожного хозяйства |
В.И. Мохначев |
Первый заместитель Министра
транспорта Российской Федерации |
И.Н. Слюняев |
Генеральный директор
Российской ассоциации подрядных
организаций в дорожном хозяйстве |
А.С. Малов |
Генеральный директор
Российской ассоциации
территориальных органов управления
автомобильными дорогами |
А.М. Афанасьев |
N ЭЗ-489 от 16.07.2002 г.
Первый заместитель Министра
транспорта Российской Федерации |
И.Н. Слюняев |
Председатель Общероссийского
профсоюза работников
автотранспорта и дорожного хозяйства |
В.И. Мохначев |
Генеральный директор
Российской ассоциации
подрядных организаций
в дорожном хозяйстве |
А.С. Малов |
Генеральный директор
Российской ассоциации
территориальных органов
управления автомобильными дорогами |
А.М. Афанасьев |
N ЭЗ-392 от 29.10.2002 г.
Первый заместитель Министра
транспорта Российской Федерации |
И.Н. Слюняев |
Председатель Общероссийского
профсоюза работников
автомобильного транспорта
и дорожного хозяйства |
В.И. Мохначев |
Генеральный директор
Российской ассоциации
подрядных организаций
в дорожном хозяйстве |
А.С. Малов |
Генеральный директор
Российской ассоциации
территориальных органов
управления автомобильными дорогами |
А.М. Афанасьев |
Первый заместитель Министра
транспорта Российской Федерации |
И.Н. Слюняев |
Председатель Общероссийского
профсоюза работников
автомобильного транспорта
и дорожного хозяйства |
В.И. Мохначев |
Генеральный директор
Российской ассоциации
подрядных организаций
в дорожном хозяйстве |
А.С. Малов |
Генеральный директор
Российской ассоциации
территориальных органов
управления автомобильными дорогами |
А.М. Афанасьев |
Первый заместитель Министра
транспорта Российской Федерации |
И.Н. Слюняев |
Председатель Общероссийского
профсоюза работников
автомобильного транспорта
и дорожного хозяйства |
В.И. Мохначев |
Генеральный директор
Российской ассоциации
подрядных организаций
в дорожном хозяйстве |
А.С. Малов |
Генеральный директор
Российской ассоциации
территориальных органов
управления автомобильными дорогами |
А.М. Афанасьев |
Первый заместитель
Министра транспорта
Российской Федерации,
руководитель Государственной
службы дорожного хозяйства |
И.Н. Слюняев |
Согласовано:
Председатель
Общероссийского профсоюза
работников автомобильного
транспорта и дорожного хозяйства |
В.И. Мохначев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Отраслевое тарифное соглашение по дорожному хозяйству на 2002-2004 годы (утв. Минтрансом РФ, Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами и Российской ассоциацией подрядных организаций в дорожном хозяйстве 22 марта 2002 г.)
Текст Отраслевого соглашения официально опубликован не был
Настоящее отраслевое тарифное соглашение прекратило действие в связи с истечением срока