См. также письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 27 января 2005 г. N 03-06-05-02/11
В связи с запросом Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу применения гл. 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сообщает.
Пунктом 1 ст. 346.1 Кодекса установлено, что система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается Кодексом и применяется наряду с общим режимом налогообложения.
При этом исходя из положений гл. 26.1 Кодекса следует, что на уплату единого сельскохозяйственного налога вправе переходить организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с п. 1 ст. 346.2 Кодекса и соблюдающие условия, установленные п. п. 2 и 3 этой статьи Кодекса.
Пунктом 3 ст. 346.2 Кодекса введены жесткие ограничения, не позволяющие перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, в частности, организациям, переведенным на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с гл. 26.3 Кодекса (пп. 2), а также организациям, имеющим филиалы и (или) представительства (пп. 3).
В отличие от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, установленной гл. 26.3 Кодекса, на уплату единого сельскохозяйственного налога переводится не конкретный вид предпринимательской деятельности, осуществляемый организацией, а переходит в целом организация. С учетом этого положениями гл. 26.1 Кодекса не предусмотрена возможность одновременного применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и иного режима налогообложения.
Как следует из письма, в январе 2004 г. ООО было подано заявление в налоговый орган о переходе с 1 января 2004 г. на уплату единого сельскохозяйственного налога. При этом в феврале 2004 г. организацией было принято решение об открытии розничных точек для реализации собственной сельскохозяйственной и сопутствующей продукции на территории субъекта Российской Федерации, где введен единый налог на вмененный доход для розничной торговли.
В данном случае необходимо учитывать, что для целей применения гл. 26.3 Кодекса под розничной торговлей понимается торговля товарами, и оказание услуг покупателям за наличный расчет и с применением платежных карт.
Таким образом, если организация осуществляет розничную продажу товара за наличный расчет и с применением платежных карт, то данная деятельность подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход.
При этом необходимо учитывать, что предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли связана с предоставлением услуг и работами по продаже (перепродаже без видоизменения) новых и бывших в употреблении товаров, приобретенных продавцом для дальнейшей реализации в целях осуществления своей деятельности либо полученных иным не запрещенным действующим законодательством Российской Федерации способом.
К товарам, реализуемым через розничную торговую сеть, относится также и продукция собственного производства.
Однако деятельность в сфере производства готовой продукции является самостоятельным видом предпринимательской деятельности, направленным на извлечение доходов от реализации изготовленной продукции как через розничную, так и через оптовую торговую сеть.
При этом реализация продукции собственного производства через розничную сеть является одним из способов извлечения субъектами предпринимательской деятельности доходов от осуществления деятельности в сфере производства готовой продукции.
Учитывая, что данный вид деятельности не подпадает под действие гл. 26.3 Кодекса, доходы, извлекаемые организацией от реализации продукции собственного производства через используемый ею объект торговой сети, подлежат налогообложению в соответствии с иным режимом налогообложения.
При применении пп. 3 п.З ст. 346.2 Кодекса следует исходить из положений п. 1 ст. 11 Кодекса Российской Федерации и ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
Таким образом, не вправе переходить на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей организациями, которые
имеют обособленные подразделения, являющиеся филиалами и представительствами и указанные в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций.
Наличие у организации обособленного подразделения, соответствующего критериям, определенным п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации, но не указанного в учредительных документах организации, не является основанием для отказа организации в праве применять систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Таким образом, если через открытые ООО розничные точки осуществляется реализация только собственной продукции и указанные розничные точки не обладают признаками филиала (представительства), определенного ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, то организация считается перешедшей с 1 января 2004 г. на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В том случае если через вышеназванные розничные точки осуществляется не только реализация продукции собственного производства, но и розничная торговля покупными товарами, то такая деятельность организации рассматривается как деятельность, подлежащая переводу на уплату единого налога на вмененный доход. В данном случае организация не вправе перейти на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в связи с чем в отношении иных осуществляемых организацией видов предпринимательской деятельности, не подлежащих переводу на уплату единого налога на вмененный доход, в 2004 г. должен применяться общий режим налогообложения.
Заместитель директора |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
НК РФ предусматриваются жесткие ограничения, не позволяющие перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, в частности, организациям, переведенным на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также организациям, имеющим филиалы и (или) представительства.
Если через открытые организацией розничные точки осуществляется реализация только собственной продукции и указанные розничные точки не обладают признаками филиала (представительства), то такая организация может перейти на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако, если через вышеназванные розничные точки осуществляется также розничная торговля покупными товарами, то такая деятельность рассматривается как деятельность, подлежащая переводу на уплату единого налога на вмененный доход. В данном случае организация не вправе перейти на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в связи с чем в отношении иных осуществляемых организацией видов предпринимательской деятельности, не подлежащих переводу на уплату единого налога на вмененный доход, должен применяться общий режим налогообложения.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 25 июня 2004 г. Т 03-05-13/11 "О невозможности совмещения специальных режимов налогообложения: ЕНВД и единого сельскохозяйственного налога"
Текст письма опубликован в газете "Экономика и жизнь" (приложение ЭЖ Досье), сентябрь 2004 г., N 38