Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 декабря 2004 г. N 8981/04
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Яковлева В.Ф.;
членов Президиума: Арифулина А.А., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Наумова О.А., Ренова Э.Н., Савкина С.Ф., Слесарева В.Л., Стрелова И.М., Суховой Г.И., Чистякова А.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление крестьянского хозяйства "Лутовское" о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 05.11.2003, постановления суда апелляционной инстанции от 16.12.2003 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-16828/03-СА39/687 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.04.2004 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи Чистякова А.И., Президиум установил следующее.
Управление внутренних дел Новосибирского района (далее - управление внутренних дел) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении крестьянского хозяйства "Лутовское" (далее - крестьянское хозяйство) к административной ответственности за нарушение правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на основании части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда первой инстанции от 05.11.2003 заявление удовлетворено: крестьянскому хозяйству назначено административное наказание в виде взыскания штрафа в сумме 40 000 рублей с конфискацией алкогольной продукции.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.12.2003 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 14.04.2004 решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, крестьянское хозяйство просит их отменить как не соответствующие законодательству и нарушающие единообразие в толковании и применении судами норм права.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе управлению внутренних дел в удовлетворении требования по следующим основаниям.
Управлением внутренних дел 28.08.2003 проведена проверка торговой деятельности магазина "Надежда", принадлежащего крестьянскому хозяйству.
В ходе проверки установлен факт розничной продажи алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, в связи с чем определением управления внутренних дел от 28.08.2003 возбуждено дело об административном правонарушении и назначении административного расследования.
По результатам административного расследования в отношении крестьянского хозяйства составлен протокол от 08.09.2003 N 166 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 Кодекса.
Привлекая крестьянское хозяйство к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из доказанности факта нарушения крестьянским хозяйством правил продажи алкогольной продукции. При этом судом применен годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Суды апелляционной и кассационной инстанций признали, что в данном случае должен применяться двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, однако указали, что срок давности следует исчислять со дня составления протокола об административном правонарушении (08.09.2003), а не со дня совершения и обнаружения правонарушения (28.08.2003).
Вывод судебных инстанций о наличии в действиях крестьянского хозяйства состава правонарушения соответствует материалам дела и основан на законодательстве.
Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Совершенное крестьянским хозяйством правонарушение - продажа алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, посягает, в первую очередь, на установленный названным Законом режим государственного регулирования в области оборота алкогольной продукции, в связи с чем при рассмотрении настоящего дела следует руководствоваться двухмесячным сроком давности привлечения к административной ответственности, предусмотренным статьей 4.5 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - по истечении двух месяцев со дня его обнаружения.
В соответствии со статьями 28.5, 28.7 Кодекса протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения правонарушения или в течение двух суток, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, а в случае проведения административного расследования - по его окончании.
Поскольку начало течения срока давности привлечения к административной ответственности определяется днем совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - днем его обнаружения, дата составления протокола об административном правонарушении не влияет на исчисление срока давности.
Вменяемое крестьянскому хозяйству правонарушение имело место и было выявлено 28.08.2003, а решение о привлечении хозяйства к административной ответственности принято судом 05.11.2003, то есть за пределами срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса.
В силу пункта 6 статьи 24.5 Кодекса истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, оспариваемые судебные акты в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса подлежат отмене как противоречащие закону и нарушающие единообразие в толковании и применении судами норм права.
В связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности заявление управления внутренних дел удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение суда первой инстанции от 05.11.2003, постановление суда апелляционной инстанции от 16.12.2003 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-16828/03-САЗ9/687 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.04.2004 по тому же делу отменить.
В удовлетворении заявления Управления внутренних дел Новосибирского района о привлечении крестьянского хозяйства "Лутовское" к административной ответственности за нарушение правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на основании части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Председательствующий |
В.Ф. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 декабря 2004 г. N 8981/04
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2005 г., N 4