Решение Верховного Суда РФ от 24 августа 2004 г. N ВКПИ04-54
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
Председательствующего - судьи Верховного Суда РФ полковника юстиции Ш., при секретаре майоре юстиции П., с участием старшего военного прокурора отдела 6 управления Главной военной прокуратуры подполковника юстиции П., представителя Президента Российской Федерации и Министерства обороны РФ полковника юстиции П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе С. о признании противоречащим пункту 4 статьи 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" пункта 27 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1237 от 16 сентября 1999 года, установил:
С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой оспаривает законность п. 27 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1237 от 16 сентября 1999 года.
Заявитель указывает, что согласно п. 4 статьи 42 Федерального закона "О воинской обязанности и Военной службе" N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года военнослужащий может проходить военную службу не на воинской должности, а в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела - до вынесения решения по уголовному делу.
В соответствии с п. 11 ст. 38 указанного Федерального закона военнослужащий в отношении которого возбуждено уголовное дело, так же не подлежит исключению из списков личного состава части до принятия решения по уголовному делу.
Однако, по мнению заявителя, согласно пункту 27 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащий в отношении которого по уголовному делу принято решение в виде вступившего в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы без лишения воинского звания, подлежит увольнению с военной службы по п.п. "е" п. 1 ст. 51 - ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда.
Таким образом, как полагает заявитель, из изложенного следует, что продолжительность военной службы военнослужащего, в отношении которого по уголовному делу принято решение в виде приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы без лишения воинского звания, согласно п. 4 статьи 42 Федерального закона "О воинской обязанности и Военной службе" N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года исчисляется со дня принятия по уголовному делу окончательного решения, а согласно пункту 27 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы - со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда.
Между тем, отмечает заявитель, день вступления в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы и день начала отбывания наказания в виде лишения свободы, не только не совпадают, но и имеют между собой значительный временной разрыв.
Так, в связи с возбуждением против него уголовного дела, приказом командующего войсками военного округа он с 5 января 1995 года, в соответствии с п. 4 ст. 42 - ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" проходил военною службу не на воинской должности.
Приговором венного суда от 11 июля 1998 года ему было назначено наказание в виде лишения свободы с указанием дня начала отбытия наказания 13 июля 1995 года. Приговор вступил в законную силу 22 марта 2000 года.
15 апреля 2000 года он, С., был уволен с военной службы по п.п. "е" п. 1, ст. 51 данного Федерального закона, с указанием в приказе согласно п. 27 ст. 34 оспариваемого Положения дня увольнения - 13 июня 1995 года, в следствие чего общая продолжительность его военной службы была уменьшена на 4 года 9 месяцев.
В этом С. усматривает противоречие между указанными правовыми актами, что по его мнению, повлекло нарушение его прав, гарантированных Федеральным законом и просит п. 27 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1237 от 16 сентября 1999 года отменить.
Надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания по его заявлению С. в суд не прибыл и просил рассмотреть гражданское дело без его участия.
В судебном заседании представитель Президента Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации П. требования заявителя не признал и пояснил, что в соответствии с п.п. "е" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы, подлежит увольнению с военной службы.
При этом п. 1 ст. 50 Закона содержит отсылочную норму, определяющую, что увольнение военнослужащих с военной службы по любому из оснований, перечисленных в ст. 51, осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы. Следовательно, никакой речи о противоречии норм Положения, определяющих порядок увольнения с военной службы, Закону быть не может.
Согласно п. 27 ст. 34 Положения военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы, увольняется с военной службы со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда.
Заявитель был заключен под стражу 13 июня 1995 года, а в последствии осужден к лишению свободы сроком на 3 года 6 месяцев с зачетом времени предварительного заключения. В части лишения свободы кассационной инстанцией приговор оставлен без изменения и вступил в законную силу. Таким образом, заявитель с 13 июня 1995 года фактически не исполнял никаких обязанностей военной службы, что явилось следствием виновно совершенного им общественно опасного деяния - преступления. Именно 13 июня 1995 года и указано в приговорах судов первой и кассационной инстанций как день начала отбывания наказания.
С учетом вышеизложенного должностными лицами Министерства обороны РФ обоснованно было принято решение об увольнении заявителя с военной службы по п.п. "е" п. 1 ст. 51 Закона с 13 июня 1995 года.
Более того, считает представитель ответчиков П. норма п. 27 ст. 34 Положения не может противоречить п. 4 ст. 42 Закона еще и потому, что п. 4 ст. 42 Закона устанавливает лишь случаи и максимальные сроки возможного прохождения военнослужащими военной службы не на воинских должностях. Следовательно, ни к порядку увольнения с военной службы в целом, ни к его неотъемлемой составной части - определению дня увольнения с военной службы конкретного военнослужащего по соответствующему основанию, п. 4 ст. 42 Закона никакого отношения не имеет.
Таким образом, оспариваемый заявителем п. 27 ст. 34 Положения не противоречит ни п. 4 ст. 42 Закона, ни каким либо иным нормам действующего законодательства и не нарушает его права.
Заслушав объяснения представителя Президента Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации П., возражавшего против требований заявителя, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора П., полагавшего в удовлетворении требований заявителя отказать, Верховный Суд РФ находит, что требования С. удовлетворению не подлежат.
Как усматривается из содержания п. 4 ст. 42 Федерального закона "О воинской обязанности и Военной службе" N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях нахождения в распоряжении командира (начальника), нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и нахождения в распоряжении командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела - до вынесения решения по уголовному делу, а так же в других случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.
В п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года сказано, что окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда военнослужащий находится под следствием.
Согласно п. 27 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1237 от 16 сентября 1999 года военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы, ограничению свободы или лишению воинского звания, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда.
Под принятием решения по смыслу ст. 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года следует понимать как постановление обвинительного или оправдательного приговора, так и прекращение уголовного дела по основаниям изложенным в ст. 24 УПК РФ.
При этом п. 1 ст. 50 Закона определяет, что увольнение военнослужащих с военной службы, по любому основанию, указанному в ст. 51 этого же Закона осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
К тому же п. 4 ст. 42 Закона устанавливает лишь случаи и максимальные сроки возможного прохождения военнослужащим военной службы не на воинских должностях и к порядку увольнения с военной службы в целом и к его неотъемлемой части - определению дня увольнения с военной службы конкретного военнослужащего по соответствующему основанию, данная норма закона отношения не имеет.
Таким образом ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы является конкретизирующей нормой, регламентирующей порядок увольнения с военной службы военнослужащего лишь в связи с вынесением в отношении него обвинительного приговора и полностью соответствует требованиям Конституции Российской Федерации и иным нормам действующего законодательства и не нарушает прав заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 и 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации, решил:
В удовлетворении жалобы С. о признании противоречащим пункту 4 статьи 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" пункта 27 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1237 от 16 сентября 1999 года - отказать.
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено кассационное представление в течение 10 дней в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда РФ |
Ш. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Верховный Суд Российской Федерации признал пункт 27 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1237 от 16 сентября 1999 года признан непротиворечащим пункту 4 статьи 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и другим нормам действующего законодательства.
Как усматривается из содержания п. 4 ст. 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случае нахождения в распоряжении командира в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела - до вынесения решения по уголовному делу.
Согласно п. 27 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, осужденный за совершенное преступление к лишению свободы, ограничению свободы или лишению воинского звания, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда.
Под принятием решения по смыслу ст. 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" следует понимать как постановление обвинительного или оправдательного приговора, так и прекращение уголовного дела по основаниям изложенным в ст. 24 УПК РФ.
При этом п. 1 ст. 50 Закона определяет, что увольнение военнослужащих с военной службы, по любому основанию, указанному в ст. 51 этого же Закона осуществляется в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
Положения п. 4 ст. 42 Закона устанавливают лишь случаи и максимальные сроки возможного прохождения военнослужащим военной службы не на воинских должностях и к порядку увольнения с военной службы в целом и к его неотъемлемой части - определению дня увольнения с военной службы конкретного военнослужащего по соответствующему основанию, данная норма закона отношения не имеет.
Cт. 34 Положения о порядке прохождения военной службы является конкретизирующей нормой, регламентирующей порядок увольнения с военной службы военнослужащего лишь в связи с вынесением в отношении него обвинительного приговора и полностью соответствует требованиям Конституции Российской Федерации и иным нормам действующего законодательства.
Решение Верховного Суда РФ от 24 августа 2004 г. N ВКПИ04-54
Текст решения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, апрель 2006 г., N 4 (в извлечении)