См. комментарий к настоящему письму
См. письмо Минфина РФ от 27 декабря 2004 г. N 03-06-05-02/25
Федеральная налоговая служба в связи с многочисленными обращениями от Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации по вопросу отличия позиции Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) от позиции ФНС России по порядку постановки на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности считает необходимым сообщить следующее.
Нормы пункта 2 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязывают налогоплательщиков ЕНВД, не состоящих на учете в налоговых органах того субъекта Российской Федерации, в котором они осуществляют виды предпринимательской деятельности, установленные пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса, встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога, установленного в этом субъекте Российской Федерации.
В справочной правовой системе "ГАРАНТ" размещены письма Минфина России от 23.07.2003 N 04-05-12/77, от 07.09.2004 N 03-06-05-04/14, согласно которым осуществление предпринимательской деятельности в разных муниципальных образованиях одного и того же субъекта Российской Федерации не требует постановки налогоплательщика на учет в нескольких районах одного субъекта Российской Федерации.
Позиция ФНС России по данному вопросу разъясняется письмом МНС России от 10.04.2003 N ММ-6-09/421 "О порядке постановки на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности" (далее - письмо N 421).
В соответствии с письмом N 421 организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса, в том числе имеющие разъездной характер, на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен ЕНВД, и не состоящие на учете в налоговых органах данного субъекта Российской Федерации, в котором они осуществляют предпринимательскую деятельность, обязаны встать на учет в каждом налоговом органе по месту осуществления такой деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности, независимо от того, состоят налогоплательщики на учете по каким-либо основаниям в другом налоговом органе или других налоговых органах на территории данного субъекта Российской Федерации или на территории другого субъекта Российской Федерации.
Для налогоплательщиков ЕНВД, осуществляющих указанные виды предпринимательской деятельности на территории, подведомственной налоговому органу, в котором они уже состоят на учете по любому иному основанию, установленному Кодексом, обязанность постановки на учет в данном налоговом органе не предусмотрена.
Возможность различного толкования Минфином России и ФНС России нормы пункта 2 статьи 346.28 Кодекса дала, видимо, ее нечеткая редакция.
Кроме того, следует отметить, что постановка на учет только в одном налоговом органе субъекта Российской Федерации при осуществлении деятельности на территории нескольких муниципальных образований (районов) одного и того же субъекта Российской Федерации не позволяет реализовать положения Бюджетного кодекса Российской Федерации в части установленного им порядка зачисления доходов от уплаты ЕНВД в соответствующие местные бюджеты (различные ОКАТО).
В целях реализации пункта 2 статьи 346.28 Кодекса МНС России издан приказ от 19.12.2002 N БГ-3-09/722 "Об утверждении форм документов и порядка постановки на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности" (далее - приказ МНС России), зарегистрированный в Минюсте России 08.01.2003 N 4097, который устанавливает формы документов и порядок постановки на учет организаций и индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков ЕНВД в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности.
Установленный приказом МНС России порядок постановки на учет организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками ЕНВД, в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности обеспечивает:
- соблюдение единых методологических принципов в организации работы по учету налогоплательщиков;
- наиболее оптимальные условия для проведения налогового контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиками ЕНВД, исключающие дополнительные трудовые и материальные затраты при проведении выездных налоговых проверок по местам осуществления деятельности налогоплательщиков, поскольку они находятся на территориях, неподведомственных налоговому органу по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя;
- возможность открытия карточек лицевых счетов по каждому налогоплательщику ЕНВД в налоговом органе по месту осуществления деятельности, а также возможность зачисления доходов от уплаты ЕНВД в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с Кодексом постановка налогоплательщиков на учет осуществляется налоговыми органами по территориальному принципу.
С 1 января 2006 года вступает в силу пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах", которым вносятся поправки в главу 26.3 Кодекса, в том числе устанавливающие обязанность налогоплательщиков ЕНВД встать на учет в налоговом органе каждого муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых ими осуществляется предпринимательская деятельность.
Кроме того, с 1 января 2006 года вступает в силу пункт 4 статьи 65 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), в соответствии с которым территориальные органы федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам ведут учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию и предоставляют финансовому органу местной администрации информацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также пункты 16 (в части ст. 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и 18 - 22 Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" (далее - Федеральный закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ), устанавливающие новый порядок зачисления доходов от уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по уровням бюджетной системы Российской Федерации.
Принимая во внимание указанные выше изменения законодательства Российской Федерации и учитывая действующую в настоящее время организационную структуру ФНС России (большинство действующих территориальных налоговых органов являются органами межрайонного (межмуниципального) уровня), постановка на учет налогоплательщиков ЕНВД в каждом объекте административно-территориального деления (муниципальном образовании) не представляется технически возможной.
В связи с этим полагаем, что утвержденный приказом МНС России порядок постановки на учет налогоплательщиков ЕНВД является правомерным и в отношении условий постановки на учет, предусмотренных пунктом 2 статьи 346.28 Кодекса (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ) и пунктом 4 статьи 65 Закона N 131-ФЗ, а также порядка зачисления доходов от уплаты ЕНВД, установленного Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ.
Учитывая вышеизложенное, ФНС России просит подтвердить правомерность осуществления налоговыми органами постановки на учет в каждом налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщиков ЕНВД, не состоящих по иным основаниям, предусмотренным Кодексом, на учете в налоговых органах субъекта Российской Федерации, на территории которых они осуществляют виды предпринимательской деятельности, либо сообщить механизм реализации вышеуказанных изменений в законодательстве Российской Федерации.
Одновременно с этим, ФНС России считает необходимым внесение изменений в статью 346.28 Кодекса в части совершенствования учета налогоплательщиков ЕНВД.
Целью внесения указанных изменений является обеспечение возможности организации налоговыми органами действенного налогового контроля в отношении налогоплательщиков ЕНВД, урегулирование проблем, возникающих у индивидуальных предпринимателей - налогоплательщиков ЕНВД при постановке на учет в налоговых органах по месту осуществления их деятельности, связанных с наличием нескольких мест осуществления такой деятельности (на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации) и непродолжительным периодом времени ее осуществления в том или ином месте, а также однозначное толкование положений пункта 2 статьи 346.28 Кодекса.
Заместитель руководителя |
С.Н. Шульгин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Для налогоплательщиков ЕНВД, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории, подведомственной налоговому органу, в котором они уже состоят на учете по любому иному основанию, обязанность постановки на учет в данном налоговом органе не предусмотрена.
С 1 января 2006 г. вступает в силу п. 7 ст. 2 ФЗ от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах", которым вносятся поправки, в том числе устанавливающие обязанность налогоплательщиков ЕНВД встать на учет в налоговом органе каждого муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых ими осуществляется предпринимательская деятельность.
Письмо Федеральной налоговой службы от 9 декабря 2004 г. N 09-4-02/4866 "О постановке на учет налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности"
Текст письма опубликован в "Вестнике Московского бухгалтера" от 28 февраля -6 марта 2005 г. N 8, в региональном выпуске газеты "Учет. Налоги. Право в Москве" от 8-14 марта 2005 г. N 9