Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 февраля 2005 г. N 11708/04
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Арифулина А.А., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Зориной М.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Стрелова И.М., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф.,
рассмотрел заявление открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 27.11.2003, постановления суда апелляционной инстанции от 20.02.2004 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-3796, 3797, 3798, 3945/02-05 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.06.2004 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" - Васильев О.Л., Комаров М.В., Кузьменко А.П., Минеева О.В., Тимофеев А.Н.;
от Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Камчатской области и Корякскому автономному округу - Борисова Н.А., Бурмакина Е.В., Думинская О.С., Елина Н.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Зориной М.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - ОАО "Камчатскэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительными решений Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Камчатской области и Корякскому автономному округу от 18.11.2002 N 12-13/7165, N 12-13/7166, N 12-13/7167 и решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петропавловску-Камчатскому Камчатской области от 05.12.2002 N 11-13/33576, которыми обществу доначислен налог на добавленную стоимость.
Решением суда первой инстанции от 27.11.2003 в удовлетворении требований обществу отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.02.2004 решение от 27.11.2003 оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 23.06.2004 названные судебные акты оставил в силе.
Судебные инстанции сочли, что поскольку обществу не выделялись дотации в связи с применением государственных регулируемых цен, а предоставлялись денежные средства в виде субвенции, которые подлежали использованию для закупки топлива, к данным правоотношениям неприменим пункт 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и суммы налога на добавленную стоимость за занижение налогооблагаемой базы доначислены правомерно.
Суды, сославшись на положения подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса, предусматривающего увеличение налоговой базы по налогу на добавленную стоимость на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), пришли к выводу об отсутствии оснований для признания недействительными оспариваемых решений налоговых органов.
Кроме того, по мнению судов, льготы в виде пониженных тарифов на электроэнергию предоставлены отдельным потребителям, находящимся на территории Камчатской области, не в соответствии с федеральным законодательством, а на основании законодательства субъекта Российской Федерации.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций ОАО "Камчатскэнерго" просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на то, что оно реализует потребителям электрическую энергию по государственным регулируемым ценам. В связи с этим в 2002 году на основании статьи 48 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" ему выделялись из федерального бюджета на компенсацию тарифов на электроэнергию денежные средства, за счет которых отдельным потребителям электроэнергия поставлялась по льготным тарифам. Поэтому общество, применив положения пункта 13 статьи 40 и абзаца второго пункта 2 статьи 154 Кодекса, не включило поступившие из федерального бюджета денежные средства в налоговую базу для исчисления налога на добавленную стоимость за июль-октябрь 2002 года.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей сторон, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований общества по следующим основаниям.
Согласно пункту 13 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Пунктом 2 статьи 154 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Между тем выводы судов о неприменимости названных норм в данном случае являются ошибочными.
Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" предусматривалось выделение Камчатской области из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации субвенций на компенсацию тарифов на электроэнергию. Этими средствами обеспечивалось дотирование налогоплательщика (ОАО "Камчатскэнерго") в части сумм, недополученных им за поставленную промышленным потребителям электрическую энергию по государственным регулируемым ценам.
В соответствии со статьей 48 названного Закона предоставление и расходование выделяемых из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации денежных средств на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области осуществлялись в порядке, установленном Правилами предоставления и расходования средств федерального бюджета, выделяемых в 2000 году из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области (в редакции, действовавшей в спорный период), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2000 N 442 (далее - Правила).
Согласно пунктам 6 и 7 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют финансирование расходов на компенсацию тарифов на электроэнергию путем перечисления средств акционерным обществам энергетики и электрификации на оплату топлива. Основаниями для перечисления средств являются договоры акционерных обществ энергетики и электрификации с топливоснабжающими организациями на поставку топливно-энергетических ресурсов и документы, подтверждающие фактическое поступление топлива акционерным обществам. Средства, полученные соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на компенсацию тарифов на электроэнергию, учитываются ими при установлении тарифов на электрическую энергию промышленным потребителям, которые ежемесячно осуществляют платежи (погашение задолженности) за полученную электрическую энергию и продукция которых пользуется спросом или имеет приоритетное значение для экономики и социальной сферы соответствующих регионов.
Исходя из положений федерального законодательства администрацией Камчатской области принято постановление от 29.01.2002 N 36 "О предоставлении сниженных тарифов электропотребления в 2002 году", пунктами 1 и 2 которого предписано выделять в 2002 году ОАО "Камчатскэнерго" за счет субвенций на компенсацию тарифов на электроэнергию необходимые средства для закупки и доставки топлива и снижения топливной составляющей в себестоимости производства электроэнергии районными электростанциями.
Таким образом, принимая это постановление, администрация Камчатской области следовала предписаниям Федерального закона и постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.2000 N 442.
С выводом судебных инстанций об использовании на компенсацию выпадающих доходов общества средств бюджета Камчатской области, а не федерального бюджета нельзя согласиться также и потому, что утвержденные в составе расходов федерального бюджета средства для территории Камчатской области лишь отражались в доходной части бюджета этой области. Суды же, констатируя факт отражения в бюджете Камчатской области федеральных субвенций, сделали неправильный вывод о том, что ОАО "Камчатскэнерго" получило областные бюджетные средства, а не деньги федерального бюджета.
Кроме того, судами не учтено следующее: денежные средства на компенсацию тарифов на электроэнергию, о которых идет речь, были зачислены на счета Управления Федерального казначейства Минфина России по Камчатской области в соответствии с кодами бюджетной классификации как федеральные субвенции и платежным поручением перечислены казначейством на счет организации, снабжающей общество топливом, что соответствует требованиям пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.2000 N 442.
При толковании норм, изложенных в статьях 5-7, 11 и 12 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ), судами сделан неверный вывод о том, что установление органами исполнительной власти Камчатской области пониженных тарифов для отдельных организаций является реализацией ими своей собственной компетенции и не может рассматриваться как государственное регулирование тарифов на электроэнергию.
Такое ограничительное толкование судами указанного Закона является ошибочным в силу следующего.
Закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ (в рамках которого и действовала администрация Камчатской области) относит к органам, осуществляющим государственное регулирование тарифов, также и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и региональные энергетические комиссии. Упомянутые органы в соответствии с принципами, установленными Законом, исходя из основ ценообразования на электрическую энергию, установленных Правительством Российской Федерации, осуществляют государственное регулирование тарифов на электроэнергию.
Это свидетельствует о том, что названные органы, осуществляя предусмотренные федеральным законодательством полномочия, своими последовательными действиями в едином процессе принимаемых всеми государственными органами решений обеспечивают государственное регулирование тарифов на электроэнергию, отпускаемую энергоснабжающими организациями.
Таким образом, обществом обоснованно не были включены в налоговую базу по исчислению налога на добавленную стоимость средства из федерального бюджета, полученные на компенсацию тарифов на электроэнергию.
Из смысла подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса обязанности общества включать эти суммы в налогооблагаемую базу по данному виду налога не вытекает, так как такие средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
При указанных обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение суда первой инстанции от 27.11.2003, постановление суда апелляционной инстанции от 20.02.2004 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-3796, 3797, 3798, 3945/02-05 и постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.06.2004 по тому же делу отменить.
Требования открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" удовлетворить: признать решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Камчатской области и Корякскому автономному округу от 18.11.2002 N 12-13/7165, N 12-13/7166, N 12-13/7167 и решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петропавловску-Камчатскому Камчатской области от 05.12.2002 N 11-13/33576 недействительными.
Председательствующий |
А. А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заявителем оспаривались решения ФНС России, которыми ему доначислен НДС за занижение налогооблагаемой базы. Им не были включены денежные средства, поступившие к нему из федерального бюджета, в налоговую базу для исчисления НДС.
Заявитель пояснил, что реализует электроэнергию по государственным регулируемым ценам, в связи с этим ему выделялись указанные средства. За счет них электроэнергия поставлялась по льготным тарифам.
Однако этот довод не был принят во внимание судами.
Судебные инстанции сочли, что, заявителю не выделялись дотации в связи с применением государственных регулируемых цен, а предоставлялись субвенции на закупку топлива, поэтому его налоговая база определяется как стоимость реализованной электроэнергии, исчисленная исходя из фактических цен ее реализации.
Суды, сослались на положения НК РФ, предусматривающие в таких случаях увеличение налоговой базы по НДС на суммы, полученные от реализации товаров (работ, услуг).
Кроме того, по мнению судов, льготы в виде пониженных тарифов на электроэнергию, не являются государственным регулированием тарифов на электроэнергию.
Президиум ВАС РФ не согласился с таким выводом и пояснил следующее.
Федеральным бюджетом предусматривалось выделение субвенций на компенсацию тарифов на электроэнергию, которыми обеспечивалось дотирование заявителя в части сумм, недополученных им за поставленную электроэнергию по государственным регулируемым ценам.
Органом исполнительной власти субъекта федерации было предписано выделять заявителю за счет указанных субвенций необходимые средства для закупки и доставки топлива.
Таким образом, с выводом судебных инстанций о том, что заявителю не выделялись дотации в связи с применением государственных регулируемых цен нельзя согласиться.
ВАС РФ не согласился также с выводом о том, что установление субъектом федерации льготных тарифов не является государственным регулированием.
На самом деле региональные органы власти уполномочены законодательством на осуществление такого регулирования.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 февраля 2005 г. N 11708/04
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2005 г., N 6