Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения положений главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении деятельности по оказанию услуг общественного питания и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и может применяться налогоплательщиками наряду с общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется по решению субъекта Российской Федерации в отношении, в частности, оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров (подпункт 5 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса).
Данные положения Кодекса устанавливают критерии для применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и требуют их соблюдения налогоплательщиками по каждому объекту организации общественного питания, используемому ими в предпринимательской деятельности.
При этом положения главы 26.3 Кодекса не устанавливают ограничений в применении указанной системы налогообложения и (или) иного режима налогообложения в отношении налогоплательщиков, оказывающих услуги общественного питания, в случае превышения установленных подпунктом 5 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса ограничений по одному из объектов организации общественного питания.
В данном случае деятельность налогоплательщика в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемая через объект организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров, рассматривается как деятельность, не подлежащая переводу на уплату единого налога на вмененный доход, требующая от налогоплательщика соблюдения положений пунктов 6 и 7 статьи 346.26 Кодекса.
В целях применения главы 26.3 Кодекса к услугам общественного питания следует относить услуги питания ресторанов, кафе, столовых, закусочных, баров и предприятий других типов, имеющих залы обслуживания посетителей, а также услуги по организации досуга (музыкального обслуживания, проведения концертов, программ варьете и видеопрограмм, предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярдов), оказываемые организациями общественного питания в залах обслуживания посетителей.
Таким образом, услуги питания столовых, буфетов, бара, магазинов кулинарии, а также услуги по реализации продукции собственного производства (в частности, полуфабрикатов, готовой продукции, кондитерских изделий), осуществляемые в указанных объектах организации общественного питания при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров, относятся к услугам общественного питания и подлежат налогообложению единым налогом на вмененный доход. При этом продажа (перепродажа без видоизменения) готовых товаров в объектах организации общественного питания относится к розничной торговле, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
Статьей 346.27 Кодекса определено понятие зала обслуживания посетителей - это площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
В целях применения единого налога на вмененный доход к правоустанавливающим и инвентаризационным документам относятся любые имеющиеся у налогоплательщика на объект организации общественного питания документы, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право на пользование данным объектом (договор передачи (договор купли-продажи) помещения; планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) помещения или его часть (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и т.п.).
В связи с отсутствием правоустанавливающих и инвентаризационных документов дать однозначный ответ по вопросу определения площади зала обслуживания посетителей не представляется возможным. При этом необходимо учитывать следующее.
В случае если используемые объекты организации общественного питания в инвентаризационных документах не разделены, их следует рассматривать как один объект организации общественного питания, и при определении площади зала обслуживания посетителей учитывать общую площадь данных объектов.
В отношении реализации товарно-материальных ценностей, осуществляемой в разовом порядке, сообщаем, что в случае если организация не приобретала товарно-материальные ценности специально для продажи, а предполагала использовать их в процессе производства (и учитывала в бухгалтерском учете по дебету счета 10 "Материалы"), считаем, что деятельность по реализации указанных товарно-материальных ценностей не относится к розничной торговле и не подпадает под действие главы 26.3 Кодекса.
Заместитель директора департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъясняется вопрос о порядке налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов в отношении деятельности по оказанию услуг общественного питания.
Деятельность налогоплательщика в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемая через объект организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров, не подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход. Понятие зала обслуживания посетителей включает в себя площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Если используемые объекты организации общественного питания в инвентаризационных документах не разделены, их следует рассматривать как один объект организации общественного питания, и при определении площади зала обслуживания посетителей учитывать общую площадь данных объектов.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 11 марта 2005 г. N 03-06-05-04/55 "О переводе на ЕНВД услуг общественного питания"
Текст письма опубликован в журнале "Документы и комментарии" от 1 апреля 2005 г. N 7