Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 20 сентября 2005 г. N 03-03-04/1/210
Вопрос: Согласно уставным документам ЗАО основными видами деятельности Общества являются производство и реализация биологически активных добавок к пище и прочих пищевых продуктов (коды ОКВЭД 15.89 и 51.38). Однако часть операций производственного цикла осуществляется по договорам подряда с передачей контрагентам сырья и материалов на давальческой основе (без перехода права собственности). При этом бухгалтерский учет финансово-хозяйственных операций ЗАО "Аквион" ведется по следующей схеме:
Д-т счетов |
К-т счетов |
|
|
- |
10 руб. - отданы сырье и материалы на давальческой основе подрядчику |
||
- |
10 руб. - производство полуфабрикатов |
||
- |
18 руб. - производственные услуги подрядчиков |
||
21.1 |
- |
28 руб. - выпущен полуфабрикат |
|
21.7 |
21.1 |
- |
28 руб. - отдан полуфабрикат на доработку и фасовку подрядчику |
21.7 |
- |
28 руб. - списаны полуфабрикаты в производство |
|
- |
10 руб. - производственные услуги подрядчика |
||
- |
38 руб. - выпущена готовая продукция |
||
- |
38 руб. - реализована готовая продукция |
Цикл производства готовой продукции составляет от 1,5 до 2 месяцев.
По налоговому учету указанные выше затраты (производственные услуги подрядчиков, стоимость полуфабрикатов, сырья и материалов) ЗАО признает прямыми расходами и относит их на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на момент реализации готовой продукции (43 счет = 38 руб.). Такой порядок ведения налогового учета прописан в учетной политике компании и нареканий со стороны налоговых органов не вызывал. Вместе с тем, формулировки п. 1 ст. 318 Налогового кодекса РФ в части классификации затрат не позволяют однозначно отнести ряд производственных расходов ЗАО к категории прямых или косвенных.
Ясность в данный вопрос вносит одобренный Государственной Думой РФ Проект Федерального закона N 58666-4 "О внесении изменений в изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах", согласно которого: "Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (работ, услуг).".
В связи с изложенным, просим дать письменные разъяснения о допустимости отнесения указанных выше производственных затрат ЗАО, в частности производственных услуг подрядчиков, к категории прямых расходов по налоговому учету за 2003 - 2005 гг.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу о порядке учета материальных расходов для целей налогообложения и сообщает следующее.
Статьей 254 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрен перечень материальных расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Так, в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 254 Кодекса для целей налогообложения прибыли учитываются производственные услуги подрядчиков.
Затраты на приобретение полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика, (в том числе, при передаче полуфабрикатов подрядчикам в виде давальческого сырья) учитываются в составе материальных расходов в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 254 Кодекса.
Затраты на приобретение сырья и материалов включаются в состав материальных расходов в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 254 Кодекса.
Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию установлен статьей 318 Кодекса.
Для целей настоящей главы расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:
1) прямые;
2) косвенные.
14 июля 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах". Указанным законом внесены изменения, в частности, порядок определения суммы расходов на производство и реализацию. В соответствии с указанным законом, начиная с отчетности 2005 года (пункт 5 статьи 8 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ) налогоплательщик вправе самостоятельно определять в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
До введения в действие Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ, перечень прямых расходов, предусмотренный статьей 318 Кодекса, носил исчерпывающий характер. При этом к прямым расходам относились:
материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 настоящего Кодекса;
расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда;
суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
Таким образом, до 1 января 2005 года затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями (подпункт 6 пункта 1 статьи 254 Кодекса), для целей налогообложения прибыли не могли быть учтены в составе прямых расходов.
При этом, начиная с отчетности 2005 года, вышеуказанные расходы могут быть учтены налогоплательщиком в составе прямых расходов, при условии, что они включены в перечень прямых расходов, определенный в учетной политике для целей налогообложения.
Заместитель директора Департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии ФЗ от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", вступившим в силу 14 июля 2005 г., начиная с отчетности 2005 г. налогоплательщик вправе самостоятельно определять в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). До вступления в силу ФЗ перечень прямых расходов, предусмотренный НК РФ, носил исчерпывающий характер.
До 1 января 2005 г. затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, для целей налогообложения прибыли не могли быть учтены в составе прямых расходов. Начиная с отчетности 2005 г. вышеуказанные расходы могут быть учтены в составе прямых расходов при условии, что они включены в перечень прямых расходов, определенный в учетной политике для целей налогообложения.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 сентября 2005 г. N 03-03-04/1/210
Текст письма официально опубликован не был