Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 28 октября 2005 г. N 03-03-04/2/90
См. письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 апреля 2008 г. N 03-03-06/2/45
Вопрос: Закрытое акционерное общество (далее - Банк) с учетом положений ст.ст. 252, 264 Налогового кодекса РФ, а также позиции Минфина России, изложенной в его письме от 6 декабря 2002 г. N 16-00-16/158, просит разъяснить, является ли правомерным уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на сумму документально подтвержденных (наличие авиабилетов, документов, подтверждающих проживание в гостинице, и т.п.) и связанных с основной деятельностью организации командировочных расходов ее сотрудников (при их командировании как по территории Российской Федерации, так и за ее пределы) при наличии соответствующего приказа по организации, но при отсутствии командировочного удостоверения, в случае принятия соответствующего внутреннего регламента.
Согласно ст. 252 НК РФ (часть II, гл. 25) расходами, уменьшающими налогооблагаемую базу, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 264 Налогового Кодекса РФ к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль - в частности, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией - относятся расходы на командировки.
Порядок оформления документов при командировании сотрудников изложен в Инструкции Минфина СССР от 7 апреля 1988 г. N 62 "О служебных командировках в пределах СССР", действующей в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ. Согласно данному документу при направлении сотрудника в командировку на территории РФ наряду с командировочным удостоверением по усмотрению руководителя Банка может быть оформлен приказ о командировании. Командировочное удостоверение может не выписываться, если работник должен возвратиться из командировки в место постоянной работы в тот же день, в который он был командирован.
Согласно Письму Минфина РФ от 6 декабря 2002 г. N 16-00-16/158 (далее - Письмо), порядок и размер возмещения расходов при командировках определяется коллективным договором или внутренним нормативным актом Банка. Таким образом, Банк может установить внутренним регламентом перечень документов, необходимых для направления работников в командировку. Согласно Письму это может быть приказ о командировании и (или) командировочное удостоверение, при этом параллельное составление двух документов по одному факту хозяйственной деятельности является нецелесообразным. Данное мнение было также высказано в Письме Минфина РФ от 29 июля 2003 г. N 16-00-25/04.
В связи с вышеизложенным, просим разъяснить, является ли приказ о направлении сотрудника Банка в командировку на срок более 1 дня, подписанный руководителем Банка, без оформления командировочного удостоверения достаточным основанием для документального подтверждения командировочных расходов в бухгалтерском и налоговом учете, в случае принятия соответствующего внутреннего регламента.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 24.08.2005 N 1906 по вопросу применения первичных документов для признания в целях налогообложения прибыли расходов, связанных со служебными командировками сотрудников банка, и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходы на командировки работников организации, указанные в этом подпункте, включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией.
В соответствии со статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
Исходя из этого, организация может издать приказ, устанавливающий необходимый перечень документов, которые должны являться основанием для направления работника в командировку и правильного исчисления размера командировочных расходов.
Таким документом, в частности, может быть приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (по форме Т-9а, утвержденной постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1).
В целях налогообложения прибыли согласно статье 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Причем согласно статье 313 Кодекса в целях осуществления налогового учета хозяйственных операций используются первичные учетные документы, применяемые налогоплательщиком при ведении бухгалтерского учета.
По нашему мнению, если приказ руководителя организации о командировании работника отвечает унифицированной форме N Т-9а, оформление командировочного удостоверения не обязательно. Указанная позиция изложена в письме Минфина России от 06.12.2002 N 16-00-16/158 "О порядке документального оформления служебных командировок". При этом следует учитывать, что согласно Федеральному закону от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" Минфин России наряду с Банком России является одним из органов, ответственным за организацию бухгалтерского учета организаций и согласование унифицированных форм первичных документов, разработанных Госкомстатом России.
Принимая во внимание, что Банк России в нормативных актах специально не оговаривает порядок оформления документов при направлении работников кредитных организаций в служебные командировки, следовательно, в этом случае работники банков обязаны руководствоваться вышеуказанными нормативными актами.
Кроме того, Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР" действует в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации.
Заместитель директора |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Поскольку порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяется коллективным договором или локальным нормативным актом организации, перечень документов, которые должны являться основанием для направления работника в командировку и правильного исчисления размера командировочных расходов, организация может установить посредством издания приказа. Таким документом может быть приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (по форме Т-9а, утвержденной постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1). При этом оформление командировочного удостоверения не обязательно.
Таким образом, для документального подтверждения в целях налогообложения прибыли расходов, связанных со служебными командировками сотрудников, достаточно приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 октября 2005 г. N 03-03-04/2/90
Текст письма официально опубликован не был