Решение Верховного Суда РФ от 9 августа 2005 г. N ГКПИ05-824
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 27 сентября 2005 г. N КАС05-451 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. о признании частично недействующими Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@, установил:
П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ (далее - Методические разъяснения), в части ограничения прав руководителя постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иного лица, имеющего право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, выступать заявителями при государственной регистрации юридического лица при его создании.
В заявлении указано, что Методические разъяснения в оспариваемой части противоречат статьям 9 и 13 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", которые предусматривают, что при государственной регистрации юридического лица при его создании заявителями могут являться, в том числе, руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.
В судебное заседание заявитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представители Федеральной налоговой службы Ц. и Ф., представитель Министерства юстиции Российской Федерации М. требование заявителя не признали и просили суд отказать в его удовлетворении за необоснованностью.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М., полагавшей требование заявителя оставить без удовлетворения, суд находит заявление П. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу раздела I "Общие положения" Методических разъяснений при государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица, в частности:
1) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (например, участник полного товарищества или полный товарищ в товариществе на вере; управляющий, осуществляющий функции единоличного исполнительного органа на основании договора):
при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица;
при внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;
при внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица;
при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.
Из содержания названных положений Методических разъяснений усматривается, что руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица (иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица) не может являться заявителем при государственной регистрации юридического лица при его создании.
Суд приходит к выводу, что Методические разъяснения в указанной части не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
В соответствии с абзацами 4-9 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон) при государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:
руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления
Согласно статье 1 Закона государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.
Таким образом, из вышеприведенных норм Закона следует, что независимо от вида государственной регистрации (создание, реорганизация, ликвидация) юридическое лицо всегда является регистрируемым, и использование в Законе указанной формулировки само по себе не означает, что руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица может являться заявителем при его создании.
Пунктом 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
До совершения такой записи юридическое лицо не может считаться существующим, и, следовательно, органы управления вновь создаваемого юридического лица не могут выступать от его имени, в том числе подписывать заявление о государственной регистрации юридического лица.
Такой вывод суда подтверждается содержанием абзаца 6 пункта 1 статьи 9 Закона, в котором законодателем специально закреплено, что учредитель (учредители) юридического лица является заявителем при его создании.
В соответствии с Законом Правительством Российской Федерации 19 июня 2002 г. принято постановление N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", которым утверждена форма заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001).
В подпункте 9.1.1 пункта 9 названной формы также указано, что при данном виде государственной регистрации заявителем может являться: учредитель юридического лица - физическое лицо; руководитель юридического лица - учредителя; иное лицо, действующее на основании полномочия.
Из всего вышеизложенного следует, что руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица может являться заявителем во всех случаях государственной регистрации юридического лица, за исключением государственной регистрации юридического лица при его создании.
Согласно части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
П. в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Лицо обратилось с требованием о признании частично недействующими Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных приказом ФНС от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@. По его мнению, ограничение права руководителя постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица выступать заявителями при государственной регистрации юридического лица при его создании противоречит ст.ст. 9 и 13 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Анализ норм этого Закона позволил Верховному Суду РФ, напротив, прийти к выводу, что руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица не может являться заявителем при его создании. Само по себе использование в Законе формулировки о том, что при государственной регистрации юридического лица заявителем может являться руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица, не означает, что это правило распространяется и на создание юридического лица. Это объясняется тем, что по смыслу Закона юридическое лицо всегда является регистрируемым независимо от вида государственной регистрации (создание, реорганизация, ликвидация). Кроме того, в соответствии с ГК РФ до совершения такой записи юридическое лицо не может считаться существующим, поэтому органы управления вновь создаваемого юридического лица не могут выступать от его имени, в том числе подписывать заявление о государственной регистрации юридического лица.
Решение Верховного Суда РФ от 9 августа 2005 г. N ГКПИ05-824
Текст решения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, июнь 2006 г., N 6 (в извлечении)
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 27 сентября 2005 г. N КАС05-451 настоящее решение оставлено без изменения