Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Типовая инструкция по охране труда для судового буфетчика, дневального, уборщика, кастелянши ТОИ Р-31-006-96 (утв. распоряжением Федеральной службы морского флота РФ от 18 ноября 1996 г. N МФ-34/2971) (не применяется)

Типовая инструкция по охране труда для судового буфетчика, дневального, уборщика, кастелянши
ТОИ Р-31-006-96
(утв. распоряжением Федеральной службы морского флота РФ от 18 ноября 1996 г. N МФ-34/2971)

ГАРАНТ:

Настоящий документ прекратил действие

Приказом Минтранса России от 7 октября 2020 г. N 414 распоряжение Федеральной службы морского флота РФ от 18 ноября 1996 г. N МФ-34/2971 признано не подлежащим применению с 7 октября 2020 г.

См. справку о типовых инструкциях по безопасности условий труда

 

Вводится в действие 1 марта 1997 г.

 

Введение

 

Настоящая типовая инструкция по охране труда для массовых профессий работников плавсостава судов, плавающих под флагом Российской Федерации, составлена в соответствии с требованиями ст. 145 "Кодекса законов о труде Российской Федерации", ст. ст. 9, 10 и 12 "Основ законодательства Российской Федерации об охране труда" и "Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда", утвержденного Министерством труда (Постановление N 129 от 01.07.93 г.). Типовая инструкция составлена на основании РД 31.81.10-91 "Правил техники безопасности на судах морского флота" (с изменениями согласно Извещению по охране труда N 1-95), "Санитарных правил для морских судов", с учетом требований других современных нормативных документов.

Типовая инструкция предназначена для использования их администрациями судов и предприятий (пароходств) всех видов собственности, имеющих флот, для разработки судовых инструкций по охране труда для морских профессий. При разработке инструкций по охране труда для профессий судовых экипажей, администрации указанных предприятий, судов должны включить в них требования безопасности с учетом специфики выполняемой работы. Такие инструкции по охране труда утверждаются, регистрируются и направляются на суда в соответствии с "Методическими указаниями по разработке правил и инструкций по охране труда", утвержденными Минтрудом РФ 01.07.93 N 129. Руководители предприятий должны обеспечить инструкциями по охране труда всех членов экипажей судов и руководителей заинтересованных подразделений (служб) предприятия.

 

I. Общие требования безопасности

 

1.1. Требования безопасности труда, изложенные в настоящей Типовой инструкции распространяются на лиц, выполняющих работу судового буфетчика, дневального, уборщика и кастелянши или лиц, совмещающих указанные профессии.

1.2. К работе в качестве судового буфетчика, дневального, уборщика и кастелянши (обслуживающего персонала) допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие медицинское освидетельствование и инструктаж по безопасности труда.

1.3. Ежедневная нормальная продолжительность рабочего времени составляет 8 часов, то есть 40 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

Для женщин - членов экипажей судов, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, - 7,2 часа, то есть 36 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

На судах с круглосуточной работой устанавливается трехсменный график вахт, а для членов экипажей группы "А" атомоходов и судов АТО - четырехсменный график вахт (работ).

На судах, эксплуатируемых некруглосуточно, устанавливается двух- или односменный график вахт. В зависимости от конкретных условий могут устанавливаться графики вахт (работ) продолжительностью свыше 8 часов, но не более 12 часов в сутки.

Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.

Для членов экипажа устанавливается суммированный учет рабочего времени.

1.4. Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов. Члены экипажа должны иметь в течение суток (24 часов), по крайней мере, один непрерывный 8-часовой отдых.

Еженедельные дни отдыха и праздничные дни или другие дни отдыха за работу в эти дни, а также суммированные дни отдыха, по желанию члена экипажа, должны предоставляться в любом отечественном или зарубежном порту.

1.5. При работе лица вышеуказанных профессий могут контактировать с опасными и вредными производственными факторами.

Опасным производственным фактором называется фактор, воздействие которого на работающего, в определенных условиях, может привести к травме или к внезапному ухудшению здоровья, вредным - к снижению работоспособности или к заболеваниям. К опасным и вредным производственным факторам относятся: вредные химические вещества, пыль, шум, вибрация, электромагнитные поля, биологические факторы, неблагоприятные метеоусловия, микроклимат помещений и др.

1.6. Выделяют 3 класса условий и характера труда:

1 класс - оптимальные условия. Исключено неблагоприятное воздействие на здоровье человека опасных и вредных производственных факторов.

2 класс - допустимые условия. Уровень опасных и вредных производственных факторов не превышает установленных гигиенических нормативов. Возможно незначительное изменение здоровья, которое восстанавливается во время регламентируемого отдыха в течение дня или к началу следующего дня.

3 класс - опасные и вредные условия труда. Уровень опасных и вредных производственных факторов превышает гигиенические нормативы, что может привести к стойкому снижению работоспособности или нарушению здоровья.

Контакт с опасными и вредными производственными факторами может приводить к травмам или к развитию различных профессиональных заболеваний с поражением сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, печени, почек и др.

1.7. Обслуживающий персонал обязан работать в спецодежде и спецобуви.

Спецодежда должна быть всегда чистой, исправной, застегнутой на все пуговицы, обувь должна быть зашнурована.

1.8. Обслуживающий персонал должен знать и выполнять требования инструкций по эксплуатации технических средств и оборудования, закрепленного за ним.

1.9. К работе с электрооборудованием (пылесосы, электрокипятильники, стиральные машины и др.) допускаются члены экипажа, которые изучили инструкции по эксплуатации электрооборудования и получили инструктаж по электробезопасности у электромеханика.

1.10. О всех неисправностях оборудования, бытовых электроприборов необходимо сообщать электромеханику.

1.11. Запрещается:

(01) работать в майках, кофточках, колодках, тапочках и обуви, спадающей с ног или в туфлях на высоких каблуках;

(02) закалывать одежду булавками, иголками, носить во время работы наручные часы, брошки, шпильки, серьги, кольца и другие украшения;

(03) в санитарной одежде заходить в уборную, находиться в каютах и других судовых помещениях;

(04) курить во время работы и хранить на камбузе табачные изделия;

(05) хранить и использовать треснувшую и битую фаянсовую и стеклянную посуду;

(06) выдавать пищу, соприкоснувшуюся с осколками битой посуды;

(07) работать на неисправном оборудовании, использовать неисправный инструмент и приспособления;

(08) своими силами ремонтировать оборудование, приспособления, снимать ограждения с вращающихся (движущихся) частей оборудования;

(09) допускать в судовую буфетную посторонних лиц.

1.12. При нахождении на судне запрещается:

(01) распивать спиртные напитки и являться на судно в состоянии алкогольного опьянения;

(02) входить в неосвещенные судовые помещения;

(03) снимать, переставлять ограждения, знаки и другие устройства, обеспечивающие безопасность работ;

(04) становиться или садиться на комингсы открытых трюмов, фальшборт, ограждения, кнехты, прыгать с борта судна на причал, другие суда и в воду;

(05) спускаться на лед с судов и причалов, переходить по льду в местах, не предназначенных для этого;

(06) находиться в местах производства судовых работ;

(07) курить, пользоваться открытым огнем и бытовыми электронагревательными приборами, за исключением специально выделенных мест;

(08) выбрасывать за борт горящие или тлеющие предметы (окурки и др.);

(09) купаться с судов, шлюпок, плотов на акваториях портов и судоремонтных заводов;

(10) передвигаться по судовым трапам не держась за поручни и в обуви без задников или в колодках;

(11) высовываться в иллюминатор во время швартовных операций, оставлять открытыми иллюминаторы при уходе из помещения.

1.13. При нахождении на территории порта (судоремонтного завода) запрещается:

(01) ходить по железнодорожному полотну и проезжей части дороги;

(02) переходить железнодорожные пути вблизи движущегося состава;

(03) пролезать под вагонами и через автосцепы стоящего состава;

(04) проходить через зону работы грузоподъемных кранов и судовых стрел во время производства грузовых работ;

(05) проходить вблизи штабелей складированного груза.

1.14. Каждый член экипажа судна должен знать правила оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях (Приложение) и уметь ее оказывать.

1.15. Все порезы и ссадины следует немедленно обработать и наложить бинт или водонепроницаемую повязку.

Лицам с воспалительными и гнойными заболеваниями на руках работать на пищеблоке запрещается.

1.16. При несчастных случаях необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему и сообщить о случившемся вахтенному помощнику и судовому врачу, по возможности сохранив обстановку на месте происшествия.

1.17. Требования Инструкции по охране труда являются обязательными для работника. Невыполнение этих требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины.

 

II. Требования безопасности перед началом работы

 

2.1. Палуба в кают-компании, в столовой и буфетных должна быть сухой, проходы свободны, а рабочее место освобождено от посторонних предметов и хорошо освещено.

2.2. Помещения буфетных, санитарные узлы и душевые должны хорошо вентилироваться. Вытяжные решетки и вентиляционные каналы должны быть чистыми. Устройство сквозняков с целью вентиляции при нахождении в помещении людей не допускается.

2.3. До начала работы нужно вымыться в душе. Ногти должны быть коротко острижены, волосы убраны под головной убор.

2.4. Буфетный инвентарь, инструменты и оборудование должны быть в исправном состоянии. Перед включением оборудования и механизмов необходимо проверить внешним осмотром их техническое состояние (наличие заземления, ограждений движущихся частей и др.).

 

III. Требования безопасности во время работы

 

3.1. Требования безопасности при работе в буфетных

3.1.1. Буфетный инвентарь, посуда и инструмент должны храниться на штатных местах (на полках, решетках, крючках, в шкафах и др.). Хранение посуды и инвентаря над проходами, портомойками и столами не разрешается.

3.1.2. Доски для резки хлеба должны быть изготовлены из дерева твердых пород, без трещин, с соответствующей маркировкой, после использования их следует очистить и промыть горячей водой. По мере износа разделочные доски состругиваются плотником.

3.1.3. Ножи должны быть острыми и правильно заточены, без зазубрин, с прочными ручками. При неисправности инструменты (ножи, консервные ножи и др.) должны быть отремонтированы или заменены новыми. Нельзя ловить падающий нож или оставлять его в воде.

3.1.4. Для удаления застрявшего хлеба в хлеборезке надо выключить электродвигатель, дождаться остановки дискового ножа и удалить куски хлеба деревянной лопаткой.

Запрещается укладывать хлеб при движении каретки хлеборезки, резать горячий хлеб, приближать руки к ножу во время работы.

3.1.5. Для вскрытия тары следует пользоваться только предусмотренными для этого инструментами:

(01) стеклянные банки вскрывают специальным ключом, прорезать крышку ножом нельзя;

(02) консервные металлические банки вскрывают консервным ножом, нельзя для этого использовать обычные ножи и другие острые предметы.

3.1.6. Все электрокипятильники, чайники и кастрюли должны иметь плотно закрывающиеся крышки и исправные ручки. Крышки нужно открывать по направлению к себе, не приближая к ним лицо.

3.1.7. При кипячении воды и разогревании пищи на электрической плите нужно следить, чтобы вода и пища не выплескивалась из посуды на плиту. Нельзя допускать нагревание пустых бачков и духовок.

3.1.8. Поднимать и переносить груз разрешается женщинам не более 10 кг, мужчинам - не более 20 кг. Котлы и кастрюли с горячей пищей и жидкостью весом более 15 кг снимать с плиты и переносить можно только вдвоем.

3.1.9. Переносить продукты из кладовых рекомендуется в ведрах с крышками или другой удобной таре, имеющей ручки. При этом одна рука должна быть свободной, чтобы при движении по трапам держаться за поручни и открывать двери.

3.1.10. При движении по трапам и при переходе через комингсы переносимый предмет не должен закрывать поля зрения. Нельзя перепрыгивать через комингсы или вставать на них.

3.1.11. Вынимая продукты из холодильника или лифта (подъемника), необходимо надежно закрепить двери в открытом состоянии.

3.1.12. При использовании лифта и подъемника запрещается:

(01) перевозка людей на грузовом лифте и подъемнике;

(02) загружать кабину или платформу выше ее допустимой грузоподъемности;

(03) оставлять кабину или платформу под нагрузкой;

(04) отключать блокирующие устройства.

3.1.13. Лифт должен быть остановлен, если появились признаки его ненормальной работы (стуки, шум, неравномерность движения, неисправность затвора дверей и др.).

3.1.14. Готовую пищу с камбуза в кают-компанию и столовую следует переносить в кастрюлях или суповых мисках. При раздаче пищи надо пользоваться разливательными и гарнирными ложками, лопатками и другим инвентарем, предназначенным для этих целей. Подавая пищу на тарелке, надо пользоваться второй подставной тарелкой.

3.1.15. Мытье посуды и столовых приборов производится в посудомоечных машинах или в моечных ваннах. Для мытья посуды применяется только питьевая вода.

Режим мытья столовой посуды ручным способом следующий:

(01) остатки пищи удаляются щеткой или деревянной лопаткой;

(02) посуда моется в первом отделении моечной ванны щеткой или мочалкой в воде, имеющей температуру 50°С, с добавлением моющих средств, разрешенных Минздравом;

(03) во втором отделении моечной ванны производится дезинфекция посуды;

(04) ополаскивается посуда в третьем отделении ванны горячей проточной водой, имеющей температуру не ниже 65°С;

(05) просушивается посуда в сушильном шкафу или на специальных полках-решетках;

(06) вымытые приборы (ложки, вилки, ножи) рекомендуется выдерживать в жаровочных или духовых шкафах в течение 2-3 минут.

3.2. Требования безопасности при уборочных работах

3.2.1. Влажную протирку электропроводки разрешается производить после ее обесточивания, а электроприборов и светильников - после отключения их от сети.

3.2.2. Для мытья поверхностей внутренних помещений камбуза следует применять нейтральные моющие средства.

3.2.3. Мытье и протирку подволоков, светильников, верхней части переборок следует производить при помощи специальных удлиненных зажимов для тряпок, губок, щеток.

3.2.4. Пролитые скользкие вещества (жир, кисель и др.) необходимо быстро вытирать.

3.2.5. Присоединенный к сети электроприбор нельзя оставлять без присмотра. Очистка пылесоса производится после его отключения от сети.

3.2.6. Мусор должен собираться в специальные контейнеры отдельно для сухого мусора и пищевых отходов или выбрасываться в мусоропровод.

Выбрасывать мусор за борт запрещается.

3.2.7. Запрещается:

(01) хранить в помещениях пищеблока и использовать при мойке палуб, переборок каустическую соду, антидепон и другие едкие вещества;

(02) во время уборки вставать на случайные предметы, отопительные приборы и др.;

(03) использовать бензин, спирт и другие огнеопасные вещества для протирания палубы, переборок и т.п.;

(04) прикасаться к электрооборудованию мокрыми руками;

(05) применять струю пара для нагревания воды, оттаивания льда и других целей.

3.3. Требования безопасности при стирке белья

3.3.1. Стирка белья и спецодежды на судне разрешается в специальных помещениях, оборудованных для этих целей.

Стирка белья и работа на других машинах в прачечной должна производиться в строгом соответствии со специальными инструкциями по их эксплуатации.

3.3.2. Перед началом стирки необходимо:

(01) проверить чистоту стиральных барабанов и убедиться в отсутствии посторонних предметов;

(02) проверить наличие и крепление кожухов, ограждений и заземлений, исправность манометра на подводящем патрубке;

(03) открыть вентиль на патрубке отработанного пара и проверить выход пара;

(04) медленно открыть вентиль свежего пара и проверить работу всей системы.

3.3.3. Перед открытием крышки чана или барабана следует убедиться при помощи контрольного крана в отсутствии в них пара.

3.3.4. Во время стирки запрещается:

(01) включать стиральную машину при снятых кожухах и ограждениях;

(02) открывать дверцу загрузочного люка работающей машины, а также остановленной, но в горячем состоянии;

(03) открывать дверцу загрузочного люка при наличии пара в барабане или чане, а также подавать пар при отсутствии в них воды;

(04) открывать загрузочные люки стиральных машин при включенной подаче пара в машину.

3.3.5. До начала загрузки белья необходимо убедиться в исправности центрифуги (отсутствии биения) и наличии заземления.

3.3.6. Остановка центрифуги производится выключением электродвигателя и плавным включением тормоза.

Выгрузку белья можно производить только после полной остановки корзины центрифуги.

3.3.7. При работе центрифуги запрещается:

(01) производить отжим белья при открытой крышке;

(02) добавлять белье в корзину во время ее хода;

(03) резко нажимать на тормоз;

(04) оставлять работающую центрифугу без присмотра;

(05) останавливать или замедлять вращение корзины руками или какими-либо предметами.

3.3.8. Гладить белье и одежду разрешается в специально отведенных для этого местах (гладильнях). Запрещается использовать неисправные электрошнуры (с нарушенной изоляцией, без штепсельных вилок) к утюгам и оставлять работающий электрический утюг без присмотра.

3.3.9. При глажении на валках запрещается:

(01) вытаскивать на ходу застрявшее или намотавшееся на прижимные валы белье;

(02) определять рукой степень нагрева гладильных валков или гладильных желобов.

3.4. Требования безопасности при работе в штормовых условиях

3.4.1. При получении штормового предупреждения или при появлении признаков ухудшения погоды необходимо выполнить следующие работы:

(01) съемными перекладинами укрепить находящуюся на плите посуду, установить защитные бортики на столах;

(02) укрепить на штатных местах инвентарь и оборудование в буфетной и других помещениях по заведованию;

(03) запереть крышки люков, ларей и пр.;

(04) столы накрыть влажными скатертями, проходы устелить влажными дорожками;

(05) стаканы и бокалы поставить в ящики с перегородками;

(06) продукты и готовую пищу сложить в глубокую посуду;

(07) кастрюли, кипятильники, чайники, супницы, миски и тарелки наполнять таким образом, чтобы вода и пища не выплескивалась;

(08) прекратить глажение и стирку белья.

3.4.2. Во время шторма выходить на открытые палубы запрещается.

При передвижении внутри судовых помещений необходимо пользоваться имеющимися поручнями.

 

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

 

4.1. Аварийные и авральные работы производятся по распоряжению капитана судна в течение установленного и сверх установленного рабочего дня и являются обязательными для всех членов экипажа.

4.2. Обслуживающий персонал обязан знать сигналы тревог и свои обязанности согласно судового "Расписания по тревогам".

4.3. О всех случаях обнаружения повреждения корпуса судна, пожара или его признаков (дым, запах гари), повреждения технических средств или другой опасности член экипажа должен немедленно доложить вахтенному помощнику капитана.

4.4. Любой член экипажа, заметивший человека за бортом, обязан бросить ему спасательный круг, доложить "Человек за бортом слева (справа)" и, продолжая вести за ним наблюдение, указывать на него рукой.

4.5. При объявлении тревоги обслуживающий персонал, одетый по сезону, имея при себе спасательные жилеты, должен прибыть к установленному месту сбора и действовать согласно расписания.

4.6. При оставлении судна по шлюпочной тревоге все члены экипажа должны быть одеты в гидрокостюмы и теплозащитные средства.

Спускаясь по штормтрапу нужно держаться за средний трос или тетивы, а не за балясины.

 

V. Требования безопасности по окончании работы

 

5.1. По окончании работы обслуживающий персонал должен:

(01) произвести уборку рабочего места, оборудования и инвентаря;

(02) выключить оборудование, убрать продукты, инструменты и инвентарь на штатные места, при необходимости закрепив все по-походному;

(03) санитарную одежду положить в шкаф для спецодежды или сдать в стирку. Смена санитарной одежды должна производиться по мере ее загрязнения, но не реже одного раза в 2 дня.

 

Типовая инструкция по охране труда для массовых профессий работников плавсостава судов, плавающих под флагом РФ, предназначена для использования администрациями судов и предприятий (пароходств) всех видов собственности, имеющих флот, для разработки судовых инструкций по охране труда для морских профессий. Требования безопасности труда, изложенные в Типовой инструкции, распространяются на лиц, выполняющих работу судового буфетчика, дневального, уборщика и кастелянши или лиц, совмещающих указанные профессии.

Установлено, что при разработке инструкций по охране труда для профессий судовых экипажей, администрации указанных предприятий, судов должны включить в них требования безопасности с учетом специфики выполняемой работы.



Типовая инструкция по охране труда для судового буфетчика, дневального, уборщика, кастелянши ТОИ Р-31-006-96 (утв. распоряжением Федеральной службы морского флота РФ от 18 ноября 1996 г. N МФ-34/2971)


Разработана Центральным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота (ЦНИИМФ)


Отраслевым научно-методическим центром охраны труда на морском транспорте


Первый заместитель Генерального директора ЦНИИМФ по научной работе, д-р техн. наук С.Н. Драницын


Заведующий Отраслевым научно-методическим центром охраны труда на морском транспорте, канд. мед. наук М.О. Соколов


Ответственный исполнитель, ст. научный сотрудник А.Л. Тарвид


Исполнители:

Научный сотрудник С.Е. Желиховский

Ведущий инженер В.В. Сапунов

Инженер Л.Л. Елисеева

Техник 1 кат. А.С. Курашов


Согласована письмом Российского профсоюза моряков от 9 октября 1995 г. N ПСМ9/242


Внесена Отделом социальной политики и охраны труда Росморфлота


Начальник О.Г. Просвирнин


Вводится в действие с 1 марта 1997 г.


Текст инструкции официально опубликован не был


Настоящий документ прекратил действие

Приказом Минтранса России от 7 октября 2020 г. N 414 распоряжение Федеральной службы морского флота РФ от 18 ноября 1996 г. N МФ-34/2971 признано не подлежащим применению с 7 октября 2020 г.