Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Типовая инструкция по охране труда для матроса транспортного судна ТОИ Р-31-001-96 (утв. распоряжением Федеральной службы морского флота РФ от 18 ноября 1996 г. N МФ-34/2971) (не применяется)

Типовая инструкция по охране труда для матроса транспортного судна
ТОИ Р-31-001-96
(утв. распоряжением Федеральной службы морского флота РФ от 18 ноября 1996 г. N МФ-34/2971)

ГАРАНТ:

Настоящий документ прекратил действие

Приказом Минтранса России от 7 октября 2020 г. N 414 распоряжение Федеральной службы морского флота РФ от 18 ноября 1996 г. N МФ-34/2971 признано не подлежащим применению с 7 октября 2020 г.

См. справку о типовых инструкциях по безопасности условий труда

 

Вводится в действие с 1 марта 1997 г.

 

Введение

 

Настоящая типовая инструкция по охране труда для массовых профессий работников плавсостава судов, плавающих под флагом Российской Федерации, составлена в соответствии с требованиями ст. 145 "Кодекса законов о труде Российской Федерации", ст.ст. 9, 10 и 12 "Основ законодательства Российской Федерации об охране труда" и "Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда", утвержденного Министерством труда (Постановление N 129 от 01.07.93 г.). Типовая инструкция составлена на основании РД 31.81.10-91 "Правил техники безопасности на судах морского флота" (с изменениями согласно Извещению по охране труда N 1-95), "Санитарных правил для морских судов", с учетом требований других современных нормативных документов.

Типовая инструкция предназначена для использования их администрациями судов и предприятий (пароходств) всех видов собственности, имеющих флот, для разработки судовых инструкций по охране труда для морских профессий. При разработке инструкций по охране труда для профессий судовых экипажей, администрации указанных предприятий, судов должны включить в них требования безопасности с учетом специфики выполняемой работы. Такие инструкции по охране труда утверждаются, регистрируются и направляются на суда в соответствии с "Методическими указаниями  по  разработке  правил  и  инструкций  по  охране труда", утвержденными Минтрудом РФ 01.07.93 N 129. Руководители предприятий должны обеспечить инструкциями по охране труда всех членов экипажей судов и руководителей заинтересованных подразделений (служб) предприятия.

 

I. Общие требования безопасности

 

1.1. Требования безопасности труда, изложенные в настоящей Типовой инструкции, распространяются на лиц, выполняющих работу старшего матроса (судового плотника), матросов I класса, II класса и совмещающих другие профессии с профессией матроса.

1.2. К работе в качестве матроса допускаются мужчины, достигшие 18-летнего возраста, имеющие удостоверения (свидетельства) квалификационной комиссии, прошедшие медицинское освидетельствование и инструктаж по безопасности труда.

1.3. Ежедневная нормальная продолжительность рабочего времени составляет 8 часов, то есть 40 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

На судах с круглосуточной работой устанавливается трехсменный график вахт, а для членов экипажей группы "А" атомоходов и судов АТО - четырехсменный график вахт (работ).

На судах, эксплуатируемых некруглосуточно, устанавливается двух- или односменный график вахт. В зависимости от конкретных условий могут устанавливаться графики вахт (работ) продолжительностью свыше 8 часов, но не более 12 часов в сутки. Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.

Для членов экипажа устанавливается суммированный учет рабочего времени.

1.4. Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов. Члены экипажа должны иметь в течение суток (24 часов), по крайней мере, один непрерывный 8-часовой отдых.

Еженедельные дни отдыха и праздничные дни или другие дни отдыха за работу в эти дни, а также суммированные дни отдыха, по желанию члена экипажа, должны предоставляться в любом отечественном или зарубежном порту.

1.5. При выполнении работ матрос может контактировать с опасными и вредными производственными факторами.

Опасным производственным фактором называется фактор, воздействие которого на работающего, в определенных условиях, может привести к травме или к внезапному ухудшению здоровья, вредным - к снижению работоспособности или к заболеваниям. К опасным и вредным производственным факторам относятся: вредные химические вещества, пыль, шум, вибрация, электромагнитные поля, биологические факторы, неблагоприятные метеоусловия, микроклимат помещений и др.

1.6. Матрос должен знать о возможном контакте с вредными и опасными производственными факторами:

(01) при работах в замкнутых пространствах (топливных, балластных и др. танках) может иметь место недостаток кислорода, испарения нефтепродуктов;

(02) при производстве малярных работ - пары растворителя;

(03) при палубных работах на открытом воздухе - неблагоприятные метеофакторы, острые кромки, заусенцы, движущиеся механизмы, подвижные части производственного оборудования; при работе на высоте, при забортных работах - возможность падения и утопления; при погрузочно-разгрузочных работах - падение груза;

(04) при ремонтных работах - шум, локальная вибрация, пыль, острые кромки, заусенцы, вредные вещества, образующиеся при сварочных работах.

1.7. Выделяют 3 класса условий и характера труда:

1 класс - оптимальные условия. Исключено неблагоприятное воздействие на здоровье человека опасных и вредных производственных факторов.

2 класс - допустимые условия. Уровень опасных и вредных производственных факторов не превышает установленных гигиенических нормативов. Возможно незначительное изменение здоровья, которое восстанавливается во время регламентируемого отдыха в течение рабочего дня или к началу следующей вахты.

3 класс - опасные и вредные условия труда. Уровень опасных и вредных производственных факторов превышает гигиенические нормативы, что может привести к стойкому снижению работоспособности или нарушению здоровья.

Контакт с опасными и вредными производственными факторами может приводить к травмам или к развитию различных профессиональных заболеваний с поражением сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, печени, почек и др.

1.8. При выполнении судовых работ, в соответствии с видом опасных и вредных производственных факторов, матрос обязан пользоваться средствами индивидуальной защиты (спецодеждой - штормовой, утепленной и др.; спецобувью и предохранительными приспособлениями - защитной каской, страховочным поясом, очками, респиратором, наушниками, рукавицами брезентовыми, резиновыми перчатками и др.) с обязательным выполнением правил личной гигиены.

1.9. При выполнении порученной работы матрос не должен покидать свое рабочее место без разрешения руководителя или принимать участие в производстве работ ему не порученных. Во время работы не разрешается курить и принимать пищу.

1.10. При использовании оборудования бытового назначения матрос обязан выполнять требования инструкции по его эксплуатации.

1.11. При переноске различных предметов (груза) на судне одним человеком масса груза не должна быть более 20 кг (кроме грузовых работ, п. 3.7.9). При массе груза от 20 до 40 кг он должен переноситься с помощью двух человек. В остальных случаях груз должен перемещаться с помощью механизмов и приспособлений.

1.12. При нахождении на судне запрещается:

(01) распивать спиртные напитки и являться на судно в состоянии алкогольного опьянения;

(02) спускаться или входить в трюма и отсеки судна без разрешения администрации и без сообщения об этом вахтенному помощнику капитана;

(03) входить в неосвещенные трюма и другие судовые помещения;

(04) снимать, переставлять ограждения, знаки и другие устройства, обеспечивающие безопасность работ;

(05) работать неисправным инструментом и на неисправном оборудовании, при обнаружении неисправности механизма его надо немедленно остановить;

(06) самостоятельно производить ремонт электрооборудования;

(07) становиться или садиться на комингсы открытых трюмов, фальшборт, ограждения, кнехты, прыгать с борта судна на причал, другие суда и в воду;

(08) спускаться на лед с судов и причалов, переходить по льду в местах, не предназначенных для этого;

(09) находиться в местах производства судовых работ лицам, не участвующим в работе;

(10) курить, пользоваться открытым огнем и бытовыми электронагревательными приборами, за исключением специально выделенных мест;

(11) выбрасывать за борт горящие или тлеющие предметы (окурки и др.);

(12) купаться с судов, шлюпок, плотов на акваториях портов и судоремонтных заводов;

(13) передвигаться по судовым трапам не держась за поручни и в обуви без задников или в колодках;

(14) высовываться в иллюминатор во время швартовных операций, оставлять открытыми иллюминаторы при уходе из помещения.

1.13. При нахождении на территории порта (судоремонтного завода) запрещается:

(01) ходить по железнодорожному полотну и проезжей части дороги;

(02) переходить железнодорожные пути вблизи движущегося состава;

(03) пролезать под вагонами и через автосцепы стоящего состава;

(04) обходить стоящие вагоны на расстоянии ближе 2 м;

(05) при переходе пути у стрелок, становиться ногой между рельсом и пером стрелки;

(06) проходить через зону работы грузоподъемных кранов и судовых стрел во время производства грузовых работ;

(07) проходить вблизи штабелей складированного груза.

1.14. Пользоваться аппаратами КИП, АСВ-2 и водолазным снаряжением с разрешения старшего помощника капитана могут только матросы, прошедшие специальное обучение и имеющие соответствующий документ.

1.15. Каждый член экипажа судна должен знать правила оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях (Приложение) и уметь ее оказывать.

1.16. О всех замеченных неисправностях оборудования, устройств матрос должен сообщить руководителю работ (боцману, помощнику капитана). При несчастных случаях необходимо немедленно оказать первую помощь пострадавшему, вызвать врача или лицо, исполняющее обязанности врача, и сообщить о случившемся вахтенному помощнику капитана или руководителю работ, по возможности сохранив обстановку на месте происшествия для расследования.

1.17. Требования Инструкции по охране труда являются обязательными для работника. Невыполнение этих требований рассматривается как нарушение трудовой дисциплины

 

II. Требования безопасности перед началом работы

 

2.1. Перед началом работ производится подготовка рабочего места. Место производства работы должно быть хорошо освещено, свободно от посторонних предметов. Снег и лед должны быть убраны.

2.2. Перед началом работ матрос должен:

(01) при выполнении опасных и редко выполняемых работ (в замкнутых помещениях, отсеках, емкостях и др.) получить инструктаж по безопасности труда от руководителя работ;

(02) проверить надежность и исправность средств индивидуальной защиты;

(03) убедиться, что оборудование, механизмы и инструменты находятся в исправном состоянии;

(04) проверить действие оборудования и механизмов на холостом ходу.

 

III. Требования безопасности во время работы

 

3.1. Требования безопасности при эксплуатации трапов и сходен

3.1.1. Переход с судна на берег и обратно, с судна на судно разрешается только по надежно закрепленным трапам или сходням, имеющим с обеих сторон леерное ограждение и предохранительную сетку.

3.1.2. Установка трапов и сходней производится по указанию старшего помощника капитана. Если матрос заметил неисправности или дефекты в трапталях, коромысле, цепочках, скобах, обухах и других деталях, он должен доложить об этом руководителю работ.

3.1.3. Во время установки и уборки трапов находиться на трапе и его нижней площадке запрещается. В случае необходимости выхода на трап или верхнюю площадку (снятие, укладка стоек и др.) матрос обязан надеть предохранительный пояс, страховочный канат которого крепится за прочные конструкции на борту судна.

3.1.4. Вахтенный матрос у трапа обязан следить:

(01) за исправным состоянием трапа и леерного ограждения;

(02) за наличием у трапа спасательного круга с линем и багра;

(03) чтобы нижняя площадка трапа была расположена на причале. Если площадка расположена выше 400 мм над поверхностью причала или над водой, то должна быть проложена дополнительная сходня, закрепленная на площадке трапа;

(04) за состоянием освещения трапа в темное время суток;

(05) чтобы на трапе не создавалось встречных потоков и скопления людей;

(06) чтобы во время переноски грузов проход людей, не участвующих в их перемещении, прекращался;

(07) чтобы трап не перегружался и не подвергался ударам;

(08) за прочностью крепления сходни, отсутствием ее подвижки;

(09) чтобы у сходни был установлен и надежно закреплен фальшбортный трап с поручнями;

(10) за креплением и расположением сетки под сходней или трапом;

(11) чтобы сходни и трапы в зимнее время были очищены от снега и льда.

3.1.5. При подъеме и спуске по трапам и сходням нужно одной рукой держаться за поручень или леер.

3.1.6. У места установки штормтрапа должен быть надежно закреплен фальшбортный трап с поручнями.

3.1.7. Спуск и подъем по штормтрапу допускается только по одному человеку. При передвижении по штормтрапу необходимо держаться за тетивы (или средний трос), а не за балясины.

3.1.8. Запрещается:

(01) спуск и подъем людей с грузом более 20 кг по сходням и трапам;

(02) прыгать с борта на причал или обратно, с судна на судно или переходить, используя лестницы, доски и др.;

(03) сбрасывать, тащить или кантовать грузы на трапах и сходнях;

(04) пользоваться штормтрапом, если на нижней поверхности верхней балясины отсутствует товарный знак изготовителя, номер штормтрапа, его длина, рабочая нагрузка и дата испытания;

(05) пользоваться штормтрапом, если нижняя или балясина не достает до уровня воды, причала или палубы плавсредства;

(06) крепить штормтрап на борту за балясины;

(07) при подъеме или спуске по штормтрапу держать что-либо в руках. Все вещи поднимают (спускают) на лине.

3.2. Требования безопасности при швартовных операциях

3.2.1. Матрос должен знать схему заводки швартовных канатов и расположение опасных зон.

3.2.2. При подготовке к швартовным операциям основные швартовные канаты должны быть разнесены по палубе, образовавшиеся калышки разогнаны, бросательные концы приготовлены к подаче, лацпорты и иллюминаторы в районе производства работ задраены.

3.2.3. Подавать па берег бросательный конец или линь линеметательного устройства следует после предупредительного окрика: "Берегись!".

3.2.4. Бросательный конец следует крепить на некотором расстоянии от середины огона так, чтобы при креплении каната на швартовной тумбе бросательный конец не был зажат канатом.

3.2.5. Поданный канат нужно травить постепенно, по мере его выбирания на берегу (на судне). Тяжелые канаты и канаты, выбираемые с помощью механизмов, надо потравливать через кнехт, заложив на него один-два шлага. Если на канате, пропущенном через кнехт, образуются калышки, нужно взять канат на стопор, разогнать калышки и только после этого вновь потравливать через кнехт.

3.2.6. При накладывании огона швартовного каната на кнехт руки следует держать с наружной стороны огона.

3.2.7. Для стопорения стальных швартовных канатов применяются цепные стопора с прикрепленным растительным тросом длиной не менее 1,5 метра. Цепь накладывается стопорным узлом. Стопоры для растительных и синтетических швартовных канатов изготовляются из того же материала, что и канат, но вдвое меньшего диаметра.

3.2.8. При взятии швартовного каната на стопор матрос, держащий его ходовой конец, не должен находиться впереди по направлению натяжения стопора и ближе одного метра от места его наложения (при использовании синтетических канатов - 2 метра).

3.2.9. При отдаче стопора нужно находиться только со стороны, противоположной натяжению каната, освобожденного от стопора.

3.2.10. Выбирать канаты разрешается по команде руководителя работ, после сообщения о том, что трос закреплен. О начале работы необходимо предупредить работающих на берегу.

3.2.11. При выбирании или перетравливании швартовного каната нужно держать ходовой конец, не подходя к кнехту и к барабану брашпиля (шпиля) ближе 1 метра.

3.2.12. На шлаги швартовного стального или синтетического каната, закрепленного на кнехт, должна накладываться схватка из растительного штерта для исключения его соскальзывания с кнехта.

3.2.13. Выбирание каната под натяжением следует производить так, чтобы не образовывалась слабина каната на барабане. При пробуксовке каната на швартовном барабане механизм должен быть остановлен, а на барабан наложены дополнительные шлаги.

3.2.14. При отдаче туго натянутого каната с кнехта нужно, сняв схватку, дать канату слабину и затем снимать шлаги с кнехта.

3.2.15. При заводке швартовного каната для закрепления его на бочке или причале шлюпкой (катером), на палубе судна или в шлюпке должно быть набрано достаточное количество каната для его вытравливания. Ходовой конец швартовного каната закрепляется в шлюпке растительным тросом, с расчетом возможности его быстрой отдачи. При вытравливании каната из шлюпки работающим матросам нельзя находиться в кормовой ее части. Подбирать завезенный шлюпкой канат можно только по команде, после освобождения шлюпки от каната, его крепления и отхода шлюпки в сторону.

3.2.16. Стравливать или подбирать швартовный трос, при нахождении человека на швартовной бочке, не разрешается.

3.2.17. Количество шлагов синтетического каната, накладываемых на турачку без вельпсов, должно быть не менее четырех, на турачку с вельпсами - не менее пяти, а на кнехт - не менее шести.

При использовании кнехтов с вращающимися тумбами следует накладывать на них три шлага, а затем на турачку 5-6 шлагов. В случае сдерживания судна канатом, следует с турачки снять несколько шлагов, так как в противном случае усилие торможения может достигнуть разрывного значения.

3.2.18. Следует предотвращать скольжение полипропиленовых канатов по барабану лебедки или шпиля, а также провал наружных витков между витками нижних слоев, если последние при намотке были слабо натянуты и неплотно уложены.

3.2.19. Запрещается:

(01) находиться в опасных зонах - внутри шлагов разнесенного швартовного каната, внутри угла, образованного канатом, поданным через кип или отводной роульс;

(02) подавать швартовные канаты, вытравливая их непосредственно из бухт и с вьюшек;

(03) выбирать или стравливать канат во время работы с ним у кипов и роульсов, а также задерживать руками или ногой быстро вытравливающийся швартовный канат;

(04) высовываться, перегибаться за фальшборт или леерное ограждение;

(05) подавать швартовные канаты имеющие деформацию, выжатый сердечник, перебитые пряди, калышки, не обрубленные концы оборванных проволок, а также при наличии 10% оборванных проволок на длине 8-ми диаметров;

(06) крепить канаты на швартовных барабанах;

(07) накладывать, снимать или перетравливать шлаги каната на вращающихся швартовных барабанах;

(08) выбирать канаты пробуксовывающие на швартовных барабанах;

(09) применять цепные стопора для стопорения растительных и синтетических канатов;

(10) находиться на линии натяжения стопора;

(11) применять кранцы с коротким концом;

(12) сбрасывать синтетический трехпрядный крученый канат через торец барабана;

(13) применять для работы синтетические канаты, шестикратный диаметр которых больше диаметра барабана механизма;

(14) завязывать на канатах узлы любых видов;

(15) пропускать через один клюз синтетические и стальные канаты, а также накладывать их на один кнехт;

(16) пропускать под натяжением соединительные скобы комбинированных канатов через киповые планки и роульсы, а также через швартовные барабаны;

(17) травить туго натянутый синтетический канат с барабана ослаблением шлагов;

(18) отдавать швартовный канат с кнехта до ослабления его натяжения;

(19) работать с канатами без рукавиц, в промасленных рукавицах.

3.3. Требования безопасности при буксирных работах

3.3.1. Перед подачей буксирного каната должно быть проверено состояние лебедки и гака. Буксирный канат должен подаваться с проводником. Закладка буксирного каната на гак должна проводиться таким образом, чтобы при любом натяжении буксирного каната была обеспечена его быстрая и безопасная отдача.

3.3.2. Отдавать буксирный канат с гака или кнехта на буксирующем или буксируемом судах разрешается только по команде лица, руководящего буксировкой.

3.3.3. При отдаче каната с гака буксирующего судна или с кнехта буксируемого, не разрешается стоять вблизи и впереди них. Отдавать буксирный канат с гака нужно позади точки крепления гака с расстояния не менее 1,5 м.

3.3.4. Выбирать или стравливать буксирный канат с помощью буксирной лебедки можно после того, как из опасной зоны будут удалены все люди.

3.3.5. При подаче буксирного каната на буксирующее судно, не имеющее гака или лебедки, канат должен крепиться на кнехтах шлагами с таким расчетом, чтобы его можно было быстро потравить или отдать.

3.3.6. Запрещается:

(01) во время вытравливания или выбирания каната буксирной лебедкой находиться у борта, с которого он подается;

(02) поднимать буксирный канат из-за борта на арки во время движения судна;

(03) при подъеме буксира на арки находиться между тросом и бортом судна, с которого он поднимается;

(04) находиться под буксирными арками во время следования и маневров судна;

(05) накладывать какие-либо дополнительные канаты на буксирный гак или кнехт, на которых закреплен буксирный канат;

(06) высовываться за борт в районе нахождения буксирного каната;

(07) находиться вблизи буксирного гака, в районе действия буксирного каната и бурундуков;

(08) снимать буксирный канат с гака вручную;

(09) отдавать с гака натянутый буксирный канат;

(10) стоять под буксирными арками при отдаче каната с гака;

(11) оставлять буксирный гак в нерабочем положении незакрепленным.

3.4. Требования безопасности при работе с якорным устройством

3.4.1. Отдача, подъем якорей, снятие и наложение стопоров на якорь - цепь, ее травление, выборка и другие работы с якорным устройством производятся по команде руководителя работ.

3.4.2. Перед началом работ по отдаче или подъему якоря необходимо:

(01) проверить исправность якорного устройства и положение закрытий палубных клюзов;

(02) проверить крепление ленточного тормоза;

(03) удалить людей из опасной зоны между брашпилем и клюзом;

(04) проверить, нет ли под носовым подзором судна шлюпок, барж и других плавсредств;

(05) убедиться в отсутствии людей в цепном ящике.

3.4.3. Работать с якорь-цепью (растаскивать звенья цепи) на палубе или в цепном ящике можно только при помощи специальных крючьев,

3.4.4. При отдаче якоря с буйком буйреп должен быть разнесен шлагами за поручнями или вытравлен за борт, а сам буй должен находиться за бортом и крепиться растительной схваткой на фальшборте или киповой планке.

3.4.5. При завозке якоря или верпа на шлюпке их следует крепить надежным найтовом из растительного или синтетического каната.

3.4.6. При очистке якоря и якорь-цепи должны соблюдаться меры безопасности при работе за бортом (п.п. 3.8.1.-3.8.14.). Наблюдающий за положением якоря и якорь-цепи должен находиться в безопасном месте. Все работы надо вести с беседки, якорь должен быть дополнительно закреплен стальным канатом.

3.4.7. Запрещается:

(01) отдавать винтовые и цепные стопора, разобщать звездочки якорного механизма без предварительной проверки крепления ленточного тормоза;

(02) при проверке работы якорного механизма на холостом ходу пускать его в действие, не убедившись в разобщении цепного барабана;

(03) оставлять без надзора работающие механизмы;

(04) находиться вблизи и на линии движения якорь-цепи;

(05) работать якорным механизмом во время забортных работ по очистке якоря и цепи;

(06) становиться на якорь при его очистке:

(07) при завозке якоря на шлюпке находиться в ее кормовой части между ахтерштевнем и штоком якоря, внутри шлагов каната.

3.5. Требования безопасности при работе с катерами и шлюпками

3.5.1. Спуск и подъем шлюпок и катеров производится под непосредственным руководством командира шлюпки (катера) из числа лиц командного состава судна.

3.5.2. Перед спуском шлюпки на воду необходимо убедиться в том, что отверстия в днище закрыто пробками.

3.5.3. При спуске или подъеме шлюпки на ходу судна, на течении или в свежую погоду должны соблюдаться следующие меры предосторожности:

(01) фалини должны быть достаточно разнесены и надежно закреплены;

(02) при спуске шлюпки на переднем ходу судна сначала должны быть выложены кормовые, а затем носовые шлюп-тали. При подъеме шлюпки шлюп-тали закладываются в обратном порядке;

(03) при спуске шлюпки на заднем ходу судна вначале должны быть выложены носовые, а затем кормовые шлюп-тали. При подъеме шлюпки шлюп-тали закладываются в обратном порядке.

3.5.4. Посадка экипажа в шлюпки и выход из них производится по штормтрапам или забортному трапу.

3.5.5. При нахождении в шлюпках и других плавсредствах людей на них должна быть надета одежда, соответствующая метеорологическим условиям, и спасательные жилеты (нагрудники).

3.5.6. При подходе на шлюпке к причалу или к борту судна или отходе от них необходимо использовать штатные опорные крюки и багры.

3.5.7. При производстве ремонтных работ со шлюпок или других рабочих плавсредств матросы должны быть одеты в рабочие спасательные жилеты и защитные каски.

3.5.8. Лица, выкладывающие или закладывающие блоки шлюп-талей, должны стоять у талей со стороны мидель-шпангоута шлюпки.

3.5.9. В шлюпке, идущей под парусами, весь экипаж, кроме командира и рулевого, должен сидеть между банками на рыбинсах с наветренного борта, лицом к парусу.

3.5.10. Если при наличии механизированного привода подъем шлюпки производится при помощи ручного привода, рукоятка должна быть снята сразу же после подъема шлюпки. Блокирующие устройства, исключающие работу механизированного привода при установленном ручном приводе, должны находиться в исправном состоянии.

3.5.11. Леерное ограждение под шлюпкой должно быть установлено сразу же после подъема шлюпки на место.

3.5.12. При использовании шлюпок и катеров запрещается:

(01) находиться в рабочей шлюпке или катере при спуске или подъеме их стрелой или краном;

(02) поднимать и спускать шлюпку или катер, если в подъемно-спусковом устройстве обнаружены дефекты или неисправности, а также при запутанных или перекрученных шлюп-талях;

(03) включать электродвигатель шлюпочной лебедки, предварительно не убедившись в том, что рукоятка ручного привода снята;

(04) отключать блокирующее устройство, исключающее работу двигателя шлюпочной лебедки при сообщенном ручном приводе;

(05) касаться вращающихся деталей шлюпочного устройства и направлять руками движущиеся тросы в шкивы блоков;

(06) перевозить людей в буксируемых шлюпках;

(07) перевозить пассажиров и груз свыше установленной для данной шлюпки нормы, а также укладывать груз на банки и выше их уровня;

(08) производить крепление шлюпок на шлюпбалках, зачехление и другие работы со шлюпочным устройством до установки леерного ограждения со стороны борта;

(09) производить зачехление шлюпки до того, как будут обтянуты и закреплены шлюп-тали и закреплены все стопорные устройства, удерживающие шлюпку в походном положении;

(10) залезать в шлюпку, когда она закрыта чехлом.

3.5.13. При нахождении в шлюпке запрещается:

(01) стоять, сидеть на бортах и транцевой доске, ходить по банкам и становиться коленями на них;

(02) держать руки на планшире при подходе к борту судна, к причалу или при отходе шлюпки;

(03) наваливаться корпусом на румпель руля;

(04) перемещаться без разрешения командира шлюпки;

(05) находиться между шлюп-талями и штевнями шлюпки во время ее подъема или спуска;

(06) отталкивать шлюпку от борта руками или ногами;

(07) вставать на банки и влезать на мачту во время постановки или уборки рангоута и парусов.

3.6. Требования безопасности при работе с люковыми закрытиями и в трюмах

3.6.1. Открытие и закрытие трюмов должны производиться в соответствии с инструкцией по данной системе, под непосредственным руководством вахтенного помощника капитана или другого лица командного состава судна.

3.6.2. К открытию люковых закрытий следует приступать после очистки палубы вокруг люка, люковых секций, а также тяговых канатов от льда, снега и посторонних предметов, мешающих открытию люковых секций.

3.6.3. В процессе открытия или закрытия люков члены экипажа должны находиться в безопасной зоне.

3.6.4. Перед спуском в трюм необходимо убедиться в надежной фиксации стопоров крышки лаза. Спускаться в трюм и подниматься из него можно только по одному.

3.6.5. Открытые люковые секции должны быть надежно застопорены. Крышки люков понтонного типа должны укладываться на штатное место в штабели в соответствии с маркировкой и закрепляться стопорными устройствами.

3.6.6. Работы на крышках неполностью закрытых люках трюмов запрещаются до тех пор, пока не будет установлено временное ограждение, исключающее возможность падения людей в трюм.

3.6.7. На судах с комингсами люка ниже 750 мм, а также при открытии проемов твиндеков должны сразу же устанавливаться и надежно крепиться леерные ограждения.

3.6.8. При необходимости производства ремонтных работ в пространстве между открытыми люковыми секциями, они должны быть застопорены, а тяговые тросы отсоединены от секций. При гидравлическом приводе люковых закрытий о производстве работ извещается вахтенный механик, выключаются насосы на станции гидравлики в машинном отделении. На все время работы между секциями должен выставляться наблюдающий, следящий за безопасным производством работ.

3.6.9. При использовании переносных люстр для освещения трюмов их следует располагать так, чтобы кабели не пересекали проходов и находились возможно дальше от груза, движущегося оборудования.

Переносить и крепить люстры можно только при снятом напряжении.

3.6.10. Для входа в трюма, содержащие навалочные грузы (льняное семя, просо, апатитный концентрат и др.), способные засасывать предметы, обязательны укладка на груз настилов и наличие на входящем предохранительного пояса со страховочным канатом, который должен держать наблюдающий, находящийся у входа в трюм.

3.6.11. Передвижение в трюмах, когда между грузом и конструкциями судна или между грузами имеются пустоты (колодцы), запрещается без установки ограждений, предохранительных сеток или применения индивидуальных страховочных средств (предохранительный пояс с лямками и закрепленным страховочным концом).

3.6.12. Запрещается:

(01) открывать и закрывать трюма без разрешения вахтенного помощника капитана;

(02) спускаться в трюма и редко посещаемые отсеки судна (междудонные, межбортовые и др.), если в них возможно изменение состава воздушной среды (необходимо произвести анализ воздушной среды);

(03) ходить по люковым секциям во время их движения или производить работы с применением лома или иных приспособлений, не предусмотренных инструкцией завода-изготовителя;

(04) спускаться в трюм без разрешения вахтенного помощника капитана, иметь при спуске или подъеме в руках какие-либо предметы;

(05) спускаться в неосвещенные трюма и твиндеки;

(06) ходить по комингсам люков;

(07) заходить в пространство между открытыми люковыми секциями;

(08) выключать переносные светильники или стационарное освещение до тех пор, пока не установлено, что в трюме нет людей.

3.7. Требования безопасности при грузовых работах

3.7.1. К грузовым работам допускаются матросы, прошедшие обучение безопасным методам производства погрузочно-разгрузочных работ.

3.7.2. Применение при грузовых работах защитных касок, защитной одежды, спецобуви, респираторов, противогазов, защитных очков, паст для кожи, указанных производителем работ, и соблюдение личной гигиены обязательны для исполнения.

3.7.3. При погрузочно-разгрузочных работах на каждый люк трюма для подачи сигналов должен быть выделен сигнальщик. Сигнальщиком назначается матрос, имеющий опыт в перегрузочных работах и хорошо знающий систему сигнализации.

Во время работы сигнальщик должен находиться на палубе судна в безопасном для него месте, с которого он имеет хороший обзор трюма и хорошо виден крановщику (лебедчику).

3.7.4. Сигнальщик должен быть одет в жилет оранжевого цвета и иметь нарукавную повязку.

3.7.5. Спуск груза в трюм и подъем его из трюма разрешается производить только по команде сигнальщика.

Сигнальщик не должен подавать сигнал о подъеме груза, пока не получит от стропальщика подтверждения, что груз закреплен надлежащим образом, и подавать сигнал о спуске груза, если кто-нибудь находится в трюме вне укрытия или в месте укладки груза на причале, палубе и т.п.

При нахождении людей в трюме запрещается подавать груз без предупредительного окрика "Берегись".

3.7.6. Сигнальщику не разрешается выполнять другие работы.

3.7.7. Сигнальщик подает крановщику (лебедчику) установленные сигналы руками о направлении и скорости движения груза до окончания необходимого его перемещения:

 

СИГНАЛЬНЫЙ ЗНАК (01) quot;ОСТАНОВИТЬquot;. ТОИ Р-31-001-96

 

- руку быстро поднять вверх с наклоном вперед, ладонью в сторону крановщика;

 

СИГНАЛЬНЫЙ ЗНАК (02) quot;ПОДНЯТЬquot;. ТОИ Р-31-001-96

 

- правая рука поднята вверх, полусогнута, плечо горизонтально, предплечье в вертикальном положении.

"Поднять медленно" - кисть руки вращать по часовой стрелке.

"Поднять быстро" - рукой до локтя вращать по часовой стрелке.

 

СИГНАЛЬНЫЙ ЗНАК (03) quot;ОПУСТИТЬ МЕДЛЕННОquot;. ТОИ Р-31-001-96

 

- правая рука находится в горизонтальном положении ладонью вниз. Кистью руки производить движение сверху вниз;

 

СИГНАЛЬНЫЙ ЗНАК (04) quot;ОПУСТИТЬ БЫСТРОquot;. ТОИ Р-31-001-96

 

- правая рука находится в горизонтальном положении ладонью вниз. Всей рукой производить движение сверху вниз;

 

СИГНАЛЬНЫЙ ЗНАК (05) quot;ГРУЗ ВЛЕВОquot; ИЛИ quot;ГРУЗ ВПРАВОquot;. ТОИ Р-31-001-96

 

- рука левая или правая в горизонтальном положении, полусогнута в локте, ладонью наружу. Рукой от локтя производить движения в сторону перемещения груза;

 

СИГНАЛЬНЫЙ ЗНАК (06) quot;ГРУЗ ВПЕРЕДquot; ИЛИ quot;ГРУЗ НАЗАДquot;. ТОИ Р-31-001-96

 

- правая рука полусогнута в локте перед собой, ладонью в сторону, рукой до локтя производить движения в сторону необходимого перемещения груза;

 

СИГНАЛЬНЫЙ ЗНАК (07) quot;ОТКРЫТЬ ГРЕЙФЕРquot;. ТОИ Р-31-001-96

 

- обе руки полусогнуты в локтях, опущены вниз, ладонями наружу. Обеими руками производить движения наружу;

 

СИГНАЛЬНЫЙ ЗНАК (08) quot;ЗАКРЫТЬ ГРЕЙФЕРquot;. ТОИ Р-31-001-96

 

- обе руки полусогнуты в локтях, опущены вниз, ладонями внутрь. Обеими руками

производить движения внутрь:

 

СИГНАЛЬНЫЙ ЗНАК (09) quot;ПРЕКРАЩАЮ КОМАНДУquot;. ТОИ Р-31-001-96

 

- обе руки подняты вверх. Ладонями рук произвести движение в сторону дальнейшего перемещения груза и резко опустить руки вниз.

3.7.8. Такелаж, приспособления и материалы подаются в трюм краном (лебедкой), а предметы весом до 30 кг - на растительном тросе.

3.7.9. При производстве погрузочно-разгрузочных работ силами экипажа разрешается переносить груз весом до 50 кг, на спине - до 80 кг (груз берут со специальной подставки или подают на спину 2 человека). Груз весом от 50 до 80 кг разрешается переносить на расстояние до 20 метров. Перенос груза весом от 80 до 100 кг разрешается только в отдельных случаях двумя работниками на расстояние не более 10 метров. В остальных случаях груз должен перемещаться с помощью механизмов и приспособлений.

3.7.10. Застропка груза производится в соответствии со знаками на таре. Стропы накладываются без узлов и перекруток. На острые углы грузов необходимо накладывать прокладки или маты. Стропы должны надеваться на гак свободно и быть такой длины, чтобы угол между ними не превышал 90 градусов.

3.7.11. Перед подъемом застропленного груза нужно убедиться в устойчивости оставшегося на месте груза.

3.7.12. Раскантовывать на весу подъемы можно только с помощью багров или оттяжек.

3.7.13. При подъеме груза или подаче его в трюм все работающие должны уходить с просвета люка в безопасное место.

3.7.14. Такелаж и приспособления, поврежденные в процессе работы, должны быть заменены исправными.

3.7.15. При закладке канифас-блока необходимо убедиться в надежности его крепления и хорошем закрытии откидной части щеки.

3.7.16. Штучные грузы должны выгружаться из трюма так, чтобы не образовывались колодцы и исключались обвалы и падения мест.

3.7.17. При укладке груза на грузовые площадки (поддоны) он не должен выступать за их пределы, чтобы исключить падение груза при перемещении. Мешки должны укладываться в перевязку. При использовании грузовых сеток все места должны надежно охватываться ими.

3.7.18. Для безопасной застропки и отстропки подъема груз должен укладываться на ровные, прочные, одинаковые прямоугольные прокладки. Прокладки укладываются до подачи груза. При укладке груза в штабель прокладки должны выступать за пределы штабеля не более чем на 10 см.

3.7.19. Для перегрузки баллонов с сжатыми или сжиженными газами должны применяться специальные грузовые площадки с закреплением баллонов. Баллоны должны быть с навинченными защитными колпаками. Переноска баллонов вручную разрешается только на специальных носилках.

3.7.20. При ручной перекатке бочек нужно идти только сзади, не берясь за них со стороны торцов. Выбирают и укладывают бочки послойно. В штабель бочки укладываются на торец или боковую поверхность на прокладки с подклиниванием крайнего ряда. Бочки с жидкостями устанавливаются пробками вверх.

3.7.21. При обнаружении неисправностей, препятствующих безопасной работе крана (стрелы) работа должна быть прекращена, электропитание отключено и вызван электромеханик (механик) для производства ремонта.

3.7.22. Поднимать и опускать груз следует плавно, без рывков и раскачивания. Резкий перевод с прямого хода на обратный, допускается только для предотвращения аварии или несчастного случая.

3.7.23. При перерывах в работе груз должен быть опущен.

3.7.24. Крановщик (лебедчик) обязан выполнить сигнал "СТОП" независимо от того, кем и как он подан.

3.7.25. При производстве грузовых работ запрещается:

(01) находиться в зоне движения груза и стрелы;

(02) пользоваться стропами, не имеющими бирки (кольца) с указанием грузоподъемности, а также коррозированными, деформированными, сращенными, с перебитыми прядями и другими дефектами;

(03) пользоваться растительными и синтетическими тросами с признаками истирания, с разрывами волокон, распущенными прядями;

(04) цеплять гаки за обвязку груза, если она специально не предназначена для этих целей;

(05) останавливать раскачивающийся груз руками, оттягивать и раскачивать груз для подачи его под твиндек;

(06) вытаскивать груз из-под комингсов люков шкентелем без применения канифас-блока;

(07) находиться внутри угла, образуемого шкентелем, проходящим через канифас-блок;

(08) подвергать ударам цепные стропы, скручивать, завязывать узлы, сращивать разорванные цепи, скреплять звенья проволокой, применять цепные стропы при низкой отрицательной температуре воздуха;

(09) поправлять или укладывать прокладки под находящимся на весу грузом;

(10) находиться на крайнем ряду штабеля:

(11) переносить на спине ядовитые, взрывоопасные грузы, баллоны с газами, грузы животного происхождения;

(12) отрывать примерзший, зажатый или заваленный груз;

(13) поднимать или перемещать людей (кроме случаев оказания помощи пострадавшему);

(14) поднимать груз, если стрелы надлежащим образом не раскреплены, штаги и ванты не обтянуты, не заведены и не закреплены коптроттяжки;

(15) подтягивать грузовым шкентелем плавсредства у борта или железнодорожные вагоны на берегу;

(16) поправлять грузовой шкентель во время работы крана (лебедки);

(17) снимать руки с рычагов управления краном (лебедкой), отвлекаться разговорами, оставлять без присмотра включенные механизмы;

(18) поднимать грузы, вес которых неизвестен или превышает грузоподъемность крана (лебедки);

(19) переносить груз над встречающимися на пути предметами и надстройками судна на высоте ниже чем 0,5 метра;

(20) стоять или проходить под вилочным захватом погрузчика, переступать через лапы захватного устройства;

(21) перевозить людей на перегрузочных машинах;

(22) нахождение людей в трюмах при погрузке навалочных грузов по ссыпным трубам, лоткам и другим подобным устройствам, а также при работе грейфера.

3.8. Требования безопасности при работах на высоте и за бортом

3.8.1. Все работы на высоте и за бортом могут производиться только с разрешения старшего помощника капитана.

3.8.2. Работы на мачтах, колонках и других высокорасположенных местах должны осуществляться на беседках или в люльках при помощи специально заведенных горденей. Матрос совместно с руководителем работ должен предварительно убедиться в их надежности. Подъем и перемещение людей при помощи люльки и судового крапа может допускаться только под непосредственным руководством старшего помощника капитана.

3.8.3. Выполнение кратковременных работ на высоте (смена блоков, фалов и др.) разрешается производить при нахождении матроса на вертикальном трапе или скоб-трапе с обязательным креплением страховочного стропа предохранительного пояса за прочные судовые конструкции.

3.8.4. При выполнении работ на высоте и за бортом применение предохранительных поясов и защитных касок обязательно. После подъема на высоту матрос должен закрепиться карабином или страховочным канатом за прочные конструкции судна.

При работах за бортом матросы должны быть одеты в рабочие спасательные жилеты, страховочные канаты предохранительных поясов закрепляются на судне.

3.8.5. Во время работы на высоте более 3-х метров и за бортом для наблюдения за работающими должен назначаться страхующий.

3.8.6. Инструменты для работающих должны подаваться в сумках, отдельные инструменты можно подавать при помощи линя.

3.8.7. У работающих на высоте все инструменты должны быть закреплены штертами за пояс или за трос беседки.

3.8.8. Проход по палубе под местами производства работ на высоте должен быть огражден и выставлен знак "Воспрещается проход".

3.8.9. Перед началом работ вблизи судового тифона, радиолокационных антенн, радиоантенн, гребного винта необходимо сообщить об этом руководителю службы (старшему механику, начальнику радиостанции) и вахтенному помощнику капитана для отключения соответствующих устройств, аппаратов и механизмов.

3.8.10. Работы за бортом разрешается производить с люлек, беседок, плотов и рабочих шлюпок. Спуск людей на плот или на рабочую шлюпку, подъем с них на борт судна должны осуществляться по забортному трапу или по штормтрапу с применением предохранительного пояса со страховочным канатом под наблюдением руководителя работ.

3.8.11. У места производства забортных работ должен находиться спасательный круг с линем.

3.8.12. Перешвартовку плота или рабочей шлюпки с людьми можно производить только вручную, при этом люди должны сидеть на настиле плота или на банках шлюпки.

3.8.13. Работающим на плоту или на рабочей шлюпке нельзя самостоятельно выполнять перешвартовку, а также снимать леерное ограждение плота.

3.8.14. Запрещается:

(01) производство работ на высоте и за бортом во время хода судна, между бортами двух судов, между бортом судна и причалом;

(02) спускать за борт, поднимать или переносить беседку с находящимся на ней человеком;

(03) поднимать беседку на сращенном или соскакивающем с блока гордене, если блок горденя заедает;

(04) подъем (спуск) людей на высоту с помощью лебедок;

(05) спускать, поднимать плоты и рабочие шлюпки с людьми;

(06) производить одновременную работу двух и более человек на высокорасположенных местах, находящихся на одной вертикали (друг над другом);

(07) раскладывать, оставлять на беседке незакрепленные предметы;

(08) использование предохранительных поясов и страховочных канатов с просроченными сроками испытаний.

3.9. Требования безопасности при ремонтных работах

3.9.1. Запрещается производить ремонтные работы на оборудовании и механизмах, которые не отключены от источников электроэнергии, пара, воды, сжатого воздуха и др.

3.9.2. Вскрытые горловины, люки должны быть ограждены, а входы в судовые помещения, в которых ведутся работы при снятых трапах и проходы к ним закрыты, хорошо освещены и выставлен знак "Воспрещается вход (проход)".

3.9.3. Спуск и работы в замкнутых, закрытых, труднодоступных и плохо вентилируемых помещениях (двойное дно, выгородки вибраторов, шахту лага, цистерны и т.п.) разрешается под непосредственным руководством старшего механика или старшего помощника капитана после предварительного проветривания и инструментального замера состава воздушной среды. Один человек не должен входить в такое помещение, если за ним не наблюдает второе лицо, находящееся вне этого помещения (у входа в него). Входящий должен иметь при себе индивидуальный портативный прибор для замеров содержания кислорода в воздухе, надеть каску, предохранительный пояс с лямками и страховочным канатом, второй конец которого должен находиться в руках у страхующего вне помещения.

При выполнении работ в указанных помещениях концентрация вредных веществ и кислорода в воздухе должны замеряться через каждые два часа в течение всего рабочего периода.

В случае отсутствия кислородомера и при срочной необходимости вход в указанные помещения должен производиться в автономных средствах индивидуальной защиты органов дыхания или в шланговых противогазах с принудительной подачей воздуха.

У страхующего должен быть комплект изолирующих средств защиты, позволяющий спускаться в помещение для оказания помощи, и медицинская аптечка.

Работающий в замкнутом, труднодоступном помещении и страхующий должны пользоваться следующими сигналами:

 

Условный сигнал Значение сигнала
От страхующего к
работающему
От работающего к
страхующему
1. Одно подергивание или один удар Как
самочувствие?
Чувствую себя
хорошо
2. Два подергивания или два удара - Мало воздуха
3. Три подергивания или три удара Выходи Выхожу
4. Частые подергивания (более трех
раз) или удары
- Самостоятельно
выйти не могу

 

Каждый сигнал повторяется принявшим его.

3.9.4. При получении сигнала "самостоятельно выйти не могу" или при отсутствии ответа на сигнал от работающего в замкнутом, труднодоступном помещении страхующий у люка (горловины) должен немедленно доложить об этом руководителю работ и поднять пострадавшего наверх. При невозможности подъема человека, спуск в помещение для оказания ему помощи должен производиться с соблюдением требований безопасности изложенных в п. 3.9.3. (при наличии второго лица - страхующего, предохранительного пояса с канатом, с применением средств защиты органов дыхания).

3.9.5. При производстве работ в котлах, цистернах и других местах, опасных в отношении поражения электрическим током, можно пользоваться только переносными лампами напряжением 12 В с исправным резиновым кабелем, штепсельной вилкой, предохранительной сеткой и стеклянным колпаком или аккумуляторными взрывобезопасными фонарями.

3.9.6. Непрерывное пребывание в цистерне не должно превышать 45 минут, после чего нужно, выйдя из цистерны, отдыхать в течение 15 минут.

3.9.7. При производстве плотницких работ лесоматериал нужно укреплять так, чтобы он не мог переворачиваться, падать, скользить и т.п.

3.9.8. На отесываемой стороне изделия нужно делать предварительно насечки. При косослойной древесине насечку необходимо производить короткими, резкими ударами.

3.9.9. Перепиливая брусья, бревна, доски, их нужно укладывать так, чтобы предупредить падение отпиленной части на ноги.

3.9.10. Вскрывать банки с сухими красками нужно без ударов, при помощи специальных рычажных ключей. Раскупоривая банки с красками, содержащими свинец или другие ядовитые вещества, нужно надевать респиратор.

3.9.11. Алюминиевую пудру необходимо хранить в герметически закрывающейся таре. Осевшую на стенках тары алюминиевую пудру удаляют ветошью. Соскабливать и перемешивать алюминиевую пудру металлическими предметами не разрешается.

3.9.12. Разогревание краски можно производить только опуская банку с краской в горячую воду. Разогревать краску на камбузных плитах, паяльными лампами, открытым огнем не разрешается.

3.9.13. Очистку ржавчины, старой краски стальными щетками, пневмо- и электроинструментом или производство окрасочных работ внутри помещений можно производить только при наличии хорошей вентиляции.

3.9.14. Обезжиривание поверхностей перед окраской нужно производить щеткой с удлиненной ручкой.

3.9.15. При работе краскораспылительными аппаратами использование респираторов обязательно. В закрытых помещениях производить окраску этинолевыми и свинцовыми красками можно только кистями. При использовании красок содержащих едкие вещества, свинец, цинк необходимо работать в противогазе с принудительной подачей воздуха.

3.9.16. В процессе окраски нужно следить, чтобы давление в бачке краскораспылительного аппарата не превышало допустимого. Нельзя допускать попадания краски на кожу лица и рук.

3.9.17. Если при работе краскопультом сильно разбрызгивается краска, и это не устраняется регулировкой подачи воздуха, необходимо работу прекратить и заменить сопло краскораспылительной головки.

3.9.18. Окраску кузбасслаком нужно производить кистью на длинной ручке. Для предохранения кожи лица и рук используются защитные мази.

3.9.19. Паяльные лампы выдаются только лицам, хорошо знающим правила обращения и имеющим опыт работы с ними.

3.9.20. Наполнение паяльных ламп керосином и опорожнение их следует производить в специально отведенных местах при остывших форсунке и кожухе лампы. Разжигание лампы должно производиться на металлическом или асбестовом листе.

3.9.21. Пневматический инструмент при получении должен быть осмотрен: съемные наконечники должны быть правильно заточены и не иметь повреждений, клапан включения должен легко и быстро открываться и закрываться и не пропускать воздуха в закрытом положении.

3.9.22. До присоединения к пневматическому инструменту шланг должен быть проверен осмотром или продут (при продувке шлангов необходимо следить, чтобы они были направлены в сторону, где нет людей). Соединять шланги можно только до включения подачи воздуха. Шланги к пневматическому инструменту должны соответствовать по размерам штуцерам и ниппелям, надежно крепиться на их хвостовиках способом, исключающем срыв с них шланга и не должны пропускать воздух. Временное крепление ниппелей и штуцеров в шлангах с помощью подручных средств запрещается.

3.9.23. Шланг должен быть защищен от случайного повреждения, не допускается пересечение его тросами, электрическими кабелями, шлангами газосварки.

3.9.24. При работе пневматическим молотком нажимать на спусковой курок можно лишь после того, как инструмент будет прижат к обрабатываемому предмету. Необходимо следить, чтобы в направлении возможного вылета рабочего инструмента (ближе 3 м) не было людей.

3.9.25. Во время перерыва или при кратковременной отлучке работающего инструмент должен быть отключен от источника питания.

3.9.26. Работать пневматическим инструментом необходимо в защитных очках и рукавицах, а при повышенном уровне шума использовать средства индивидуальной защиты (противошумные наушники, "беруши", антифоны).

3.9.27. При получении ручных электрических машин, ручных светильников и электроинструмента для работы следует провести проверку:

(01) комплектности и надежности крепления деталей;

(02) внешним осмотром исправности кабеля и штепсельной вилки, целости изоляционных деталей корпуса, наличие защитных кожухов и их исправность;

(3) работы выключателя;

(4) работы на холостом ходу.

Переносные светильники допускается применять только заводского исполнения.

3.9.28. Кабель питания переносного электрооборудования должен подвешиваться или другим путем быть надежно защищен от механических повреждений. Непосредственное соприкосновение кабеля с горячими или масляными поверхностями не допускается.

3.9.29. При обнаружении каких-либо неисправностей работа с электроинструментом или другим переносным электрооборудованием должна быть немедленно прекращена, а неисправный инструмент передан электромеханику для ремонта.

3.9.30. При прекращении подачи тока во время работы с электроинструментом, при перерыве в работе электроинструмент должен быть отсоединен от сети.

3.9.31. При ремонтных работах запрещается:

(01) входить и работать с открытым огнем или переносными электрическими светильниками, питающимися от сети, в топливные танки, малярные и аккумуляторные помещения;

(02) пользоваться неисправным инструментом (ручниками и кувалдами с неисправными рукоятками; зубилами, крейцмейселями, пробойниками с заусенцами, наклепами; напильниками без рукояток; гаечными ключами с разработанным раздвижным механизмом, изношенными губками, трещинами или несоответствующих размеров);

(03) применять гаечные ключи и другие детали для увеличения рычага;

(04) работать механизированным инструментом с приставных лестниц;

(05) работать пневматическим инструментом с неотрегулированными клапанами;

(06) оставлять инструмент на обрабатываемой детали в неустойчивом положении или класть на места, откуда возможно его падение;

(07) натягивать, перегибать, скреплять проволокой шланги пневматического инструмента;

(08) оставлять шланги под давлением сжатого воздуха без надзора;

(09) браться руками за рабочие части (сверло, шарошки), производить их замену при наличие в шланге сжатого воздуха;

(10) передавать механизированный инструмент другим лицам;

(11) разбирать и производить ремонт электроинструмента, штепсельных соединений, сращивание проводов;

(12) удерживать инструмент за провод (шланг);

(13) удалять руками стружку или опилки во время работы инструмента до полной его остановки, для этого используются специальные щетки;

(14) работать электродрелью в непосредственной близости от кабельных трасс или сверлить переборку, на другой стороне которой в непосредственной близости проложен кабель;

(15) использование бензиновых паяльных ламп, заполнять керосиновые паяльные лампы бензином;

(16) работать паяльными лампами, не имеющими ограничителя хода клапана, при пропусках горючего и засорении форсунки;

(17) выжигать краску паяльной лампой;

(18) работать в свежеокрашенных помещениях до их полного высыхания и проветривания;

(19) пользоваться краскораспылительными аппаратами, имеющими неисправности резервуара, манометра или предохранительного клапана;

(20) применять в качестве растворителей и составов для обезжиривания высокотоксичные растворители (хлороформ, дихлорэтан, четыреххлористый углеводород, этилированный бензин, бензол и др.);

(21) работать без резиновых перчаток при использовании казеиновых и синтетических смоляных клеев;

(22) работать без защитных очков при очистке ржавчины, удалении цемента и др. работах, связанных с возможностью засорения глаз;

(23) производить распиливание досок на весу, на колене, ставить палец или руку к пиле для ее направления.

3.10. Требования безопасности при использовании пиротехнических средств

3.10.1. При обращении с пиротехническими средствами нельзя допускать резких сотрясений, толчков, бросать и ронять их, наносить по ним удары.

3.10.2. Если ракета не сработала, ее надо выбросить за борг.

3.10.3. Звуковые ракеты следует запускать из специальных стаканов.

3.10.4. Линеметательпую ракету разрешается запускать только с присоединенным к ней линем.

3.10.5. Запрещается:

(01) пользоваться пиротехническими средствами, если истек срок их хранения;

(02) производить запуск ракет в сторону скопления людей, а также в сторону судов, плавсредств;

(03) курить или применять открытый огонь при работе с пиротехническими средствами;

(04) вскрывать и разбирать пиротехнические изделия.

3.11. Требования безопасности при работах в штормовых условиях

3.11.1. При получении штормового предупреждения или при появлении признаков ухудшения погоды на верхней палубе должны быть протянуты штормовые леера из растительного каната окружностью не менее 60 мм, обеспечивающие безопасность передвижения людей.

3.11.2. В штормовую погоду для перехода, где это возможно, следует пользоваться подпалубными проходами и туннелем гребного вала.

При передвижении внутри судовых помещений необходимо пользоваться имеющимися поручнями.

3.11.3. Выходить и передвигаться на открытых палубах в штормовую погоду допускается с разрешения капитана, под руководством старшего помощника капитана группами, состоящими не менее чем из двух человек.

3.11.4. Члены экипажа, выходящие на открытую палубу во время шторма, должны надевать защитные каски, рабочие спасательные жилеты и предохранительные пояса с наплечными и подножными лямками со страховочным канатом окружностью не менее 50 мм и такой длины, которая страхует человека от падения за борт. Второй конец каната крепится к штормовому лееру или прочным судовым конструкциям.

Матрос должен следить, чтобы страховочные концы не запутывались.

3.11.5. В темное время суток места работы и передвижения группы должны быть освещены.

3.11.6. Для предупреждения об ударах больших волн выставляется наблюдающий. Руководитель группы должен предупреждать находящихся на палубе членов экипажа об опасности свистком: один длинный свисток - приступить к работе; ряд коротких свистков - прекратить работу, укрыться.

3.12. Требования безопасности при уборочных работах

3.12.1. Влажную протирку электропроводки разрешается производить после ее обесточивания, а электроприборов и светильников - после отключения их от сети.

3.12.2. Для мытья поверхностей внутренних помещений следует применять нейтральные моющие средства, не разъедающие кожу рук, или эту работу выполнять в резиновых перчатках.

3.12.3. Мытье и протирку подволоков, светильников, верхней части переборок следует производить при помощи специальных удлиненных зажимов для тряпок, губок, щеток.

3.12.4. Запрещается:

(01) вставать на случайные предметы;

(02) использовать бензин, спирт и другие огнеопасные вещества для протирания палубы, переборок и т.п., пролитые бензин и другие нефтепродукты должны быть немедленно убраны;

(03) использовать каустическую соду, антидепон и другие едкие вещества при мойке палуб и помещений.

 

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

 

4.1. Аварийные и авральные работы производятся по распоряжению капитана судна в течение установленного и сверх установленного рабочего дня и являются обязательными для всех членов экипажа.

4.2. Матрос обязан знать сигналы тревог и свои обязанности согласно судового "Расписания по тревогам".

4.3. О всех случаях обнаружения повреждения корпуса судна, пожара или его признаков (дым, запах гари), повреждения технических средств или другой опасности матрос должен немедленно доложить вахтенному помощнику капитана.

4.4. Любой член экипажа, заметивший человека за бортом, обязан бросить ему спасательный круг, доложить "Человек за бортом слева (справа)" и, продолжая вести за ним наблюдение, указывать на него рукой.

4.5. При объявлении тревоги матрос, одетый по сезону, имея при себе спасательный жилет, должен прибыть к установленному месту сбора и действовать согласно расписания.

4.6. По сигналу тревоги "Человек за бортом" спасательные жилеты одевают матросы, участвующие в операции.

4.7. При оставлении судна по шлюпочной тревоге все члены экипажа должны быть одеты в гидрокостюмы и теплозащитные средства.

 

V. Требования безопасности по окончании работы

 

5.1. По окончании работы матрос должен:

(01) выключить оборудование, убрать инструменты, инвентарь, другие рабочие материалы и индивидуальные средства защиты на отведенные для них места, при необходимости закрепив их по-походному;

(02) закрыть все люки и проемы штатными крышками, произвести уборку рабочего места, где можно снять временные ограждения и знаки безопасности;

(03) спецодежду и спецобувь положить в личный шкаф для спецодежды; в случае ее загрязнения сдать в стирку (заменить);

(04) вымыть руки и лицо водой с мылом или принять душ.

 

Излагаются требования по охране труда для массовых профессий работников плавсостава судов, плавающих под флагом Российской Федерации, в соответствии с требованиями ст. 145 "КЗоТ Российской Федерации", ст.ст. 9, 10 и 12 "Основ законодательства РФ об охране труда", РД 31.81.10-91 "Правил техники безопасности на судах морского флота", "Санитарных правил для морских судов" и других нормативных документов.

Типовая инструкция предназначена для использования администрациями судов и предприятий (пароходств) всех видов собственности, имеющих флот, для разработки судовых инструкций по охране труда для морских профессий с учетом специфики выполняемой работы.

Требования безопасности распространяются на лиц, выполняющих работу старшего матроса (судового плотника), матросов I класса, II класса и совмещающих другие профессии с профессией матроса.


Типовая инструкция по охране труда для матроса транспортного судна ТОИ Р-31-001-96 (утв. распоряжением Федеральной службы морского флота РФ от 18 ноября 1996 г. N МФ-34/2971)


Разработаны Центральным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота (ЦНИИМФ)


Отраслевым научно-методическим центром охраны труда на морском транспорте


Первый заместитель Генерального директора ЦНИИМФ по научной работе, д-р техн. наук С.Н. Драницын


Заведующий Отраслевым научно-методическим центром охраны труда на морском транспорте, канд. мед. наук М.О. Соколов


Ответственный исполнитель, ст. научный сотрудник А.Л. Тарвид


Исполнители:

Научный сотрудник С.Е. Желиховский

Ведущий инженер В.В. Сапунов

Инженер Л.Л. Елисеева

Техник 1 кат. А.С. Курашов


Согласована письмом Российского профсоюза моряков от 9 ноября 1995 г. N ПСМ-9/242

Внесены Отделом социальной политики и охраны труда Росморфлота


Начальник О.Г. Просвирнин


Вводится в действие с 1 марта 1997 г.


Текст инструкции официально опубликован не был


Настоящий документ прекратил действие

Приказом Минтранса России от 7 октября 2020 г. N 414 распоряжение Федеральной службы морского флота РФ от 18 ноября 1996 г. N МФ-34/2971 признано не подлежащим применению с 7 октября 2020 г.