Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 6 октября 2005 г. N 03-03-04/1/159
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в дополнение к письму от 18.02.05 N 03-03-01-04/1/73 сообщает следующее.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 119-ФЗ) в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника.
В состав расходов по совершению исполнительских действий исполнительский сбор также не входит, поскольку статьей 82 Закона N 119-ФЗ установлено, что расходами по совершению исполнительных действий являются затраченные на организацию и проведение указанных действий средства федерального бюджета, а также средства сторон и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве.
На основании изложенного исполнительский сбор не относится к расходам, связанным с совершением исполнительских действий.
Абзацем третьим пункта 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.01 N 13-П определено, что предусмотренная статьей 81 Закона N 119-ФЗ сумма, исчисляемая в размере семи процентов от взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств, относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно пункту 2 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются, в частности, расходы в виде штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации, предоставлено право наложения указанных санкций.
На основании изложенного расходы по уплате исполнительского сбора в размере семи процентов, взыскиваемого в соответствии с пунктом 1 статьи 81 Закона N 119-ФЗ, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Заместитель директора Департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются, в частности, расходы в виде штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым предоставлено право наложения указанных санкций.
Поэтому расходы по уплате исполнительского сбора в размере 7 % от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника, взыскиваемого судебным приставом - исполнителем в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в установленный срок, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 6 октября 2005 г. N 03-03-04/1/159
Текст письма официально опубликован не был