Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2005 г. N 438-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб открытого акционерного общества "Уфимский нефтеперерабатывающий завод", открытого акционерного общества "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод", открытого акционерного общества "Уфанефтехим", открытого акционерного общества "Акционерная компания "Башнефть" и открытого акционерного общества "Уфаоргсинтез" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем третьим пункта 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Оспаривается конституционность абз. 3 п. 1 ст. 83 НК РФ, согласно которому Минфин РФ (ранее МНС России) вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков. По мнению заявителей, это положение создает для крупнейших налогоплательщиков дополнительные обременения, чем нарушается принцип равенства в сфере налогообложения.

Как указал Конституционный Суд РФ, осуществление налогоплательщиком деятельности, позволяющей отнести его к "крупнейшим налогоплательщикам", находится в ряду иных специальных оснований, по которым подлежат постановке на учет в налоговых органах отдельные категории налогоплательщиков. Подобное регулирование обусловлено юридически значимыми объективными различиями между ними и потому само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равенства.

Что касается органа, на который возлагается учет крупнейших налогоплательщиков, то налоговое законодательство непосредственно не определяет территориальный уровень его деятельности. Здесь важно только, чтобы такой орган являлся звеном единой централизованной системы налоговых органов. Вместе с тем указанная характеристика налогоплательщиков является сравнительной и предполагает сопоставление экономических и иных объективных показателей деятельности различных налогоплательщиков в конкретный период. Наделение же Минфина РФ правом определять такие особенности позволяет оперативно реагировать на изменения в экономике и финансовой системе. Кроме того, поскольку особый порядок учета крупнейших налогоплательщиков позволяет более эффективно осуществлять контроль за уплатой таких сумм налогов, которые в значительной степени влияют на формирование бюджета, материальные издержки крупнейших налогоплательщиков в связи с этим могут рассматриваться как адекватные социально необходимому результату.

При этом необходимо учитывать, что обязанности по непосредственному осуществлению учета крупнейших налогоплательщиков, включая обязанность по информированию о постановке их на учет в качестве таковых, по-прежнему возлагаются на налоговые органы.

Таким образом, оспариваемое положение, устанавливающее особенности учета крупных налогоплательщиков и делегирующее право решения этого вопроса Минфину РФ, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права налогоплательщиков.


Определение Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2005 г. N 438-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб открытого акционерного общества "Уфимский нефтеперерабатывающий завод", открытого акционерного общества "Ново-Уфимский нефтеперерабатывающий завод", открытого акционерного общества "Уфанефтехим", открытого акционерного общества "Акционерная компания "Башнефть" и открытого акционерного общества "Уфаоргсинтез" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем третьим пункта 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации"


Текст Определения опубликован в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2006 г., N 2