Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 16 января 2006 г. N 03-03-04/1/31
Вопрос. В соответствии со ст. 34.2 НК РФ просим Вас дать разъяснения по следующему неясному вопросу законодательства о налогах и сборах.
Организация эксплуатирует опасные производственные объекты и, соответственно, осуществляет деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация по каждому факту возникновения аварий и инцидентов на опасном производственном объекте проводит техническое расследование их причин.
Результаты проведения технического расследования причин аварий и инцидентов заносятся в акт, в котором указываются причины и обстоятельства, соответственно, аварии и инцидента, размер причиненного вреда, допущенные нарушения требований промышленной безопасности, а также меры, которые приняты для локализации и ликвидации последствий аварий (инцидентов), и содержатся предложения по предупреждению подобных аварий (инцидентов).
В соответствии со ст. 1 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" "авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ;
Инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте".
Согласно п/п 3, 6 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам налогоплательщика приравниваются, соответственно, потери от простоев по внутрипроизводственным причинам и убытки от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением и ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.
Сумма реального ущерба организации от аварий и инцидентов формируется из:
- потерь от простоев оборудования в период аварии и (или) инцидента и оплаты работникам времени простоя;
- потерь от брака, полученных при аварии и (или) инциденте;
- затрат, связанных с ликвидацией последствий аварий и (или) инцидентов (материалы, запчасти, сменное оборудование, оплата работ (услуг) сторонних ...
Возможно ли вышеуказанные суммы ущерба организации от аварий и инцидентов на опасных производственных объектах учитывать при расчете налога на прибыль в составе внереализационных расходов на основании п/п 6 п. 2 ст. 265 НК РФ?
Ответ. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу учета для целей налогообложения прибыли потерь, вызванных авариями и инцидентами на опасных производственных объектах, и сообщает следующее.
1. В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях главы 25 Кодекса к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде в виде потерь от простоев по внутрипроизводственным причинам, а также в виде не компенсируемых виновниками потерь от простоев по внешним причинам.
Общее понятие простоя приведено в статье 74 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из которой простой - это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического и организационного характера.
Размер и порядок оплаты труда работников установлен статьей 157 Трудового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, потери, вызванные вынужденной приостановкой работы вследствие аварии или инцидента, могут быть учтены для целей налогообложения на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 265 Кодекса. Размер потерь, вызванных простоем, должен быть подтвержден документально.
2. Подпунктом 6 пункта 2 статьи 265 Кодекс предусмотрено, что к внереализационным расходам приравниваются убытки в виде потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с положением пункта 1 статьи 11 Кодекса для целей налогообложения прибыли организаций следует использовать определение чрезвычайной ситуации, закрепленное в статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", согласно которому чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно Положению о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 13.09.1996 N 1094, все чрезвычайные ситуации подразделяются на 6 видов в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границ зон распространения поражающих факторов.
К локальной чрезвычайной ситуации относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, возникновение инцидента или аварии на опасном производственном объекте, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, являются чрезвычайными ситуациями. При этом потери от инцидента или аварии на опасном производственном объекте (в том числе потери от брака, вызванным аварией или инцидентом, затраты, связанные с ликвидацией последствий аварий или инцидентов) могут быть учтены для целей налогообложения прибыли на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 265 Кодекса. Размер потерь, вызванных чрезвычайной ситуацией, а так же факт возникновения чрезвычайной ситуации, должны быть подтверждены документально.
Заместитель директора |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения по вопросу учета для целей налогообложения прибыли потерь, вызванных авариями и инцидентами на опасных производственных объектах.
Указано, что потери, вызванные вынужденной приостановкой работы вследствие аварии или инцидента, могут быть учтены для целей налогообложения на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса, который приравнивает потери от простоев по внутрипроизводственным причинам к внереализационным расходам. Размер потерь, вызванных простоем, должен быть подтвержден документально.
По мнению Минфина, инцидент или авария на опасном производственном объекте, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, являются чрезвычайными ситуациями. При этом потери от инцидента или аварии могут быть учтены для целей налогообложения прибыли как потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 января 2006 г. N 03-03-04/1/31
Текст письма официально опубликован не был