Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 20 января 2006 г. N 03-11-04/2/10
Вопрос: ООО, применяющее упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения - доходы), предполагает осуществить преобразование в ЗАО.
1. Сможет ли вновь возникшее в результате преобразования ЗАО вместе с заявлением о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, выбрав объект налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов в 2005 г., а также неоднократно повторить обратное преобразование в 2006 г., с целью вариации объекта налогообложения, в связи с производственной необходимостью, во исполнение решения участников (акционеров), руководствуясь письмом УФНС России по Московской области от 04.08.05 N 22-19-И/0157?
2. Не будут ли вышеописанные мероприятия расцениваться как схема, направленная на обход положений, предусмотренных п. 2 ст. 346.14. НК РФ и возможно п. 4 ст. 346.13. НК РФ?
3. Не будет ли ограничением вышеописанных мероприятий императивные нормы, указанные в ст. 50 Налогового Кодекса РФ и п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса РФ?
4. Применимы ли в данной ситуации письмо Управления Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве от 29.03.2004 г. N 21-09/21079, а также судебная практика по данному вопросу (напр. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.01.2005 N А19-7697/04-45-Ф02-5642/04-С1). Которые обязывают, как исполнять обязанности по уплате единого налога реорганизованного юридического лица, так и применять ранее выбранный налогоплательщиком объект налогообложения?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 29 сентября 2005 г. N 21-з по вопросам применения упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.
Согласно пункту 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" акционерное общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, разделения, выделения, преобразования). Акционерное общество считается созданным с момента его государственной регистрации.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. В свою очередь с этого же момента преобразованное юридическое лицо прекращает свою деятельность.
Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения установлены статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Поскольку при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) возникает новое юридическое лицо, на него распространяется порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, который предусмотрен пунктом 2 статьи 346.13 Кодекса. То есть тот же порядок, что и на вновь созданные организации. В частности, вновь возникшее юридическое лицо при соблюдении положений пункта 3 статьи 346.12 Кодекса может в установленный срок подать в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, указав в нем выбранный объект налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов).
Вместе с тем в соответствии со статьей 50 Кодекса обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном указанной статьей Кодекса.
Правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него статьей 50 Кодекса обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом для налогоплательщиков. Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.
Согласно пункту 9 статьи 50 Кодекса при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.
Учитывая, что в соответствии со статьями 346.13 и 346.14 Кодекса налогоплательщиком - реорганизованным юридическим лицом, применявшим упрощенную систему налогообложения и прекратившим свою деятельность в связи с его преобразованием, был выбран соответствующий объект налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов), его правопреемник - вновь возникшее юридическое лицо при исполнении обязанностей по уплате единого налога реорганизованного юридического лица должен применять ранее выбранный налогоплательщиком объект налогообложения.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что подпунктом "а" пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2006 года, внесены изменения в пункт 2 статьи 346.14 Кодекса, согласно которым объект налогообложения не может изменяться налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, в течение трех лет с начала применения указанной системы налогообложения.
В связи с этим налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года и выбравшие объектом налогообложения доходы, вправе с 1 января 2006 года изменить объект налогообложения, уведомив об этом налоговые органы не позднее 20 декабря 2005 года (пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ).
Таким образом, в том случае, если реорганизуемое юридическое лицо, применяет упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года с объектом налогообложения "доходы", оно вправе с 1 января 2006 года изменить объект налогообложения при уведомлении об этом налоговых органов в вышеуказанный срок. В дальнейшем смена объекта налогообложения не возможна до окончания текущего налогового периода (календарного года).
Кроме того, отмечаем, что на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 21 Кодекса разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах дает Министерство финансов Российской Федерации. При этом данные разъяснения на конкретные запросы налогоплательщиков не носят нормативного характера.
Заместитель директора Департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики информирует по вопросам применения упрощенной системы налогообложения при реорганизации юридического лица в форме преобразования.
Департамент указывает, что порядок применения упрощенной системы налогообложения регулируется ст.346.13 НК РФ. Поскольку при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) возникает новое юридическое лицо, на него распространяется общий порядок перехода на упрощенную систему налогообложения вновь возникшего юридического лица. Это означает, что для перехода на упрощенную систему налогообложения преобразованное юридическое лицо должно в установленный срок подать заявление в налоговый орган, указав в нем выбранный объект налогообложения.
Однако, согласно ст.58 ГК РФ преобразованное юридическое лицо является правопреемником реорганизованного юридического лица, а на основании ст.50 НК обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником, который пользует всеми правами и обязанностями своего предшественника.
Отсюда следует, что по общему правилу при применении упрощенной системы налогообложения преобразованное юридическое лицо-правопреемник не должно менять выбранный ранее объект налогообложения.
Но в соответствии с ФЗ от 21.07.2005 N101-ФЗ с 1 января 2006 года объект налогообложения не может изменяться налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, в течение только трех лет с начала применения указанной системы налогообложения. Поэтому, если реорганизованное юридическое лицо, применяет упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года с объектом налогообложения "доходы", созданное в результате его преобразования юридическое лицо вправе с 1 января 2006 года изменить объект налогообложения при уведомлении об этом налоговых органов в установленный срок. В дальнейшем смена объекта налогообложения невозможна до окончания текущего налогового периода
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 января 2006 г. N 03-11-04/2/10
Текст письма официально опубликован не был