Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 17 января 2006 г. N 03-03-04/1/30
Вопрос: В связи с неоднозначным толкованием статей 169 Трудового кодекса Российской Федерации и пп. 5 п. 1 ст. 264 Налогового Кодекса Российской Федерации ОАО просит подтвердить правомерность отнесения на расходы организации сумм выплат единовременного пособия (в размере должностного оклада или более), произведенным работникам организации по предварительной с ними договоренности в связи с переездом на работу в другую местность, а также разъяснить облагаются ли вышеуказанные выплаты налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.
В соответствии с нормами ст. 169 Трудового кодекса РФ при переезде работника на работу в другую местность работодатель по предварительной договоренности обязан возместить работнику:
- расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения);
- расходы по обустройству на новом месте жительства.
До 1 января 2005 г. ст. 169 ТК РФ обязывала возмещать работникам организаций расходы по переезду в другую местность в размере не ниже установленных для федерального бюджета. Однако п. 9 ст. 138 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации..." это положение из текста ст. 169 ТК РФ было исключено.
Порядок выплаты возмещения вышеуказанных расходов определялся Постановлением СМ СССР от 15.07.1981 N 677 "О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность". В силу ст. 423 ТК РФ нормы Постановления N 677 могут применяться в части, не противоречащей Трудовому кодексу. Возможно ли применение п. 1 вышеуказанного Постановления, которым определено, что при переводе работников на другую работу или при направлении в порядке распределения на работу лиц, окончивших аспирантуру, клиническую ординатуру, высшие, средние специальные, профессионально-технические и иные учебные заведения, когда это связано с переездом в другую местность (в другой населенный пункт по существующему территориальному делению) выплачиваются компенсации и представляются гарантии? В частности, в соответствии с пп. "г" выплачивается единовременное пособие на самого работника в размере его должностного оклада (месячной тарифной ставки) по новому месту его работы и на каждого переезжающего члена его семьи - в размере четверти пособия самого работника.
Согласно абз. 1 ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда для целей налогообложения прибыли включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 264 на прочие расходы организации относятся суммы выплаченных подъемных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с какой статьей НК РФ организация должна классифицировать суммы выплаченных сумм единовременного пособия (по ст. 255 или 264)?
Как было отмечено выше, трудовое законодательство обязывает работодателей выплачивать компенсацию расходов по обустройству и предоставляет им право устанавливать размеры таких выплат самостоятельно (по соглашению с работником).
Следует ли данные выплаты в размере, оговоренным соглашением сторон, рассматривать как произведенные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ, или организация вправе отнести на расходы только выплаты, в размере, установленным пп. "в" Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2003 N 187?
Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных в том числе и с исполнением налогоплательщиком (работником) трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность).
Аналогичная норма предусмотрена и в отношении единого социального налога пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ.
Подлежат ли налогообложению НДФЛ и ЕСН суммы выплат вышеуказанного единовременного пособия?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 12.10.2005 N 07-304/384 и по вопросам, поставленным в нем, сообщает следующее.
1. Статья 169 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику:
расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения);
расходы по обустройству на новом месте жительства.
Конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора.
Что касается признания расходов по переезду работника в целях налогообложения прибыли организаций, то согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы выплаченных подъемных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 37 статьи 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде сумм выплаченных подъемных сверх норм, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом под подъемными следует понимать компенсацию расходов по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения), а также расходов по обустройству на новом месте жительства.
Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2003 N 187) утверждены размеры возмещения расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность, осуществляемого организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета.
Так как глава 25 Кодекса ограничивает данный вид расходов для всех категорий налогоплательщиков, считаем, что организации, не финансируемые за счет средств федерального бюджета, до утверждения соответствующих норм должны признавать затраты по возмещению расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность в пределах размеров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2003 N 187.
2. В соответствии с абзацами девятыми пункта 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектом Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность).
Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсацией являются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Учитывая изложенное, а также положения статьи 169 Трудового кодекса Российской Федерации, единовременная выплата работнику, установленная трудовым договором, в виде месячного должностного оклада (месячной тарифной ставки) по новому месту работы, производимая в качестве возмещения расходов по обустройству на новом месте жительства, не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.
Заместитель директора |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики дал разъяснения по вопросу налогообложения выплат, которые производятся работнику в связи с его переездом на работу в другую местность.
Ст. 169 ТК РФ определяет, что при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику: расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества; расходы по обустройству на новом месте жительства. Указанные выплаты составляют так называемые подъемные, размер которых определяется соглашением сторон трудового договора.
При этом, исходя из положений ст. 264 и ст. 270 НК РФ, расходы на выплату подъемных признаются у работодателя для целей налогообложения прибыли, но только в пределах норм, установленных законодательством РФ. Размеры подъемных для работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, установлены в постановлении Правительства РФ от 02.04.2003 N 287. За отсутствием подобных установлений для иных организаций при определении размера подъемных своим работникам они также должны ориентироваться на названное постановление Правительства РФ.
При этом работодатели должны иметь в виду, что подъемные носят характер компенсационных выплат, и, следовательно, в соответствии с п. 3 ст. 217 и п. 1 ст. 238 НК РФ, единовременная выплата работнику, установленная трудовым договором, в виде месячного должностного оклада (тарифной ставки) по новому месту работы, производимая в качестве возмещения расходов по обустройству на новом месте жительства, не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 января 2006 г. N 03-03-04/1/30
Текст письма официально опубликован не был