Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Дополнением от 14 января 1986 г. N 4066-86 в приложение внесены изменения
Текст приложения приводится без учета названных изменений
Приложение 3
Нормы искусственного освещения на судах морского флота, N 2506-81
(утв. заместителем Главного государственного санитарного врача СССР
15 декабря 1981 г.)
14 января 1986 г.
I. Общие положения
Согласно Дополнению, утв. заместителем Главного государственного санитарного врача СССР от 14 января 1986 г. N 4066-86, нормы искусственного освещения на судах морского флота N 2506-81 распространяются на строящиеся и реконструируемые морские суда флота рыбной промышленности
1.1. Настоящие нормы должны использоваться при проектировании и эксплуатации искусственного освещения помещений и палуб вновь строящихся и реконструируемых судов, а также при реконструкции осветительных установок морских судов. Проектирование установок местного освещения, поставляемых комплексно с судовым оборудованием, следует осуществлять в соответствии с настоящими нормами.
Примечания. 1. Во всем неоговоренном настоящими нормами устройство искусственного освещения должно удовлетворять требованиям Правил по электрооборудованию морских судов Регистра СССР.
2. Основные термины и определения, использованные в настоящих нормах, приведены в прил. 1.
1.2. С введением в действие настоящих норм отменяются нормы искусственного освещения на судах морского флота N 269 1960 г.
1.3. Искусственное освещение на морских судах допускается только электрическое. Могут применяться две системы искусственного освещения:
а) система общего освещения;
б) система комбинированного освещения.
Примечание. Применение одного местного освещения внутри помещений не допускается.
1.4. Для общего освещения судовых помещений рекомендуется применять газоразрядные источники света, преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ.
Лампы накаливания используются преимущественно:
а) для местного освещения,
б) для освещения помещений с временным пребыванием людей;
в) во взрыво- и пожароопасных помещениях, а также в помещениях особо сырых, пыльных и с химически активной средой;
г) если применение люминесцентных ламп по техническим причинам невозможно.
Для освещения открытых палуб и наружных пространств наряду с лампами накаливания могут использоваться газоразрядные лампы типа ДРЛ.
Примечание. На судах должны быть предусмотрены специальные ящики для хранения запасных и отработанных газоразрядных ламп с целью недопущения их боя для предупреждения загрязнения воздуха закрытых помещений парами ртути.
1.5. В энергетических отделениях для производства ремонтных работ следует предусматривать применение переносного освещения.
1.6. Для общего освещения энергетических отделений и помещений без естественного освещения или с недостаточным естественным освещением, предназначенных для постоянного пребывания работающих, должны применяться люминесцентные лампы независимо от принятой системы освещения. Использование ламп накаливания допускается только в случаях невозможности применения люминесцентных ламп.
Согласно Дополнению, утв. заместителем Главного государственного санитарного врача СССР от 14 января 1986 г. N 4066-86:
- коэффициенты запаса и сроки чистки светильников для помещений рыбомучной установки следует принимать в соответствии с требованиями позиции 1 таблицы 1 норм N 2506-81;
- коэффициенты запаса и сроки чистки светильников для производственно-технологических помещений следует принимать в соответствии с требованиями позиции 2 таблицы 1 норм N 2506-81
1.7. При проектировании осветительных установок следует вводить коэффициенты запаса, учитывающие снижение освещенности в процессе эксплуатации установок (загрязнение светильников, старение ламп и т.д.). Коэффициенты запаса и соответствующие им сроки чистки светильников приведены в табл. 1.
Таблица 1
Коэффициенты запаса и сроки чистки светильников
Примечание. Сроки чистки светильников в грузовых помещениях в зависимости от условий перевозки и рода груза в необходимых случаях могут быть увеличены.
1.8. В проектах искусственного освещения следует предусмотреть возможность доступа к светильникам общего освещения для их обслуживания.
II. Нормы освещенности
Согласно Дополнению, утв. заместителем Главного государственного санитарного врача СССР от 14 января 1986 г. N 4066-86, нормируемые уровни освещенности и качественные показатели освещения для производственно-технологических и других помещений, специфичных для промысловых судов, приведены в таблице 3 названного Дополнения
2.1. Нормы освещенности помещений и палуб морских судов приведены в табл. 2.
Таблица 2
Нормы освещенности и качественных показателей освещения на судах
2.2. В помещениях с комбинированным освещением, где общее освещение выполнено люминесцентными лампами, а местное - лампами накаливания, уровень освещенности от общего освещения должен отвечать требованиям, предъявляемым к люминесцентным лампам.
2.3. В энергетических отделениях, помещениях технической эксплуатации судна и административно-хозяйственных помещениях при включении стационарных или переносных светильников местного освещения для проведения ремонтно-наладочных работ должны быть обеспечены уровни освещенности, устанавливаемые по табл. 2.
III. Качество освещения
3.1. Допустимые значения показателя дискомфорта (М), показателя ослепленности (Р) и коэффициента пульсации (К_п) приведены в табл. 2.
Примечания. 1. Определение показателей М, Р, К_п производится при проектировании судовых осветительных установок по инженерным методам, разработанным ВНИСИ.
2. Показатель ослепленности не ограничивается в случаях, указанных в прил. 2 к настоящим нормам.
3.2. В случае, когда в одном помещении перемежаются работы, для которых нормируются разные значения показателя ослепленности или коэффициента пульсации освещенности, следует для всего помещения принимать значения с учетом требований наиболее точной работы.
3.3. Для местного освещения должны использоваться светильники с отражателями, имеющие защитный угол не менее 30°. Допускается использование светильников местного освещения с отражателями, имеющих защитных угол от 30 до 10°, при расположении их ниже уровня глаз работающего.
3.4. Степень равномерности освещения в судовых помещениях при системе общего освещения должна быть не менее 0,3. Степень равномерности освещения на рабочих поверхностях столов должна быть не менее 0,4. На грузовых палубах степень равномерности освещения должна быть не менее 0,2.
3.5. Размещение светильников и судового оборудования следует проектировать таким образом, чтобы на рабочие поверхности не падали тени от работающих или от оборудования.
3.6. При применении люминесцентных ламп в энергетических отделениях и мастерских, где имеются открытые вращающиеся или движущиеся детали машин и механизмов, в осветительных установках должны быть предусмотрены меры, исключающие явление стробоскопического эффекта.
IV. Аварийное и эвакуационное освещение
4.1. На морских судах должны быть предусмотрены два вида аварийного и эвакуационного освещения:
а) аварийное и эвакуационное освещение - с питанием от аварийного дизель-генератора;
б) малое аварийное и эвакуационное освещение - с питанием от аккумуляторной батареи.
4.2. Аварийное освещение должно обеспечивать на рабочих поверхностях, требующих обслуживания при аварийном режиме, освещенность не менее 25% от норм, установленных для рабочего освещения этих поверхностей при системе одного общего освещения лампами накаливания.
4.3. Эвакуационное освещение должно обеспечивать на палубе, по линии проходов и на ступеньках трапов освещенность не ниже 5 лк.
4.4. Малое аварийное освещение должно обеспечивать на рабочих поверхностях, требующих обслуживания при аварийном режиме, освещенность не менее 5 лк.
4.5. Малое эвакуационное освещение должно обеспечивать на палубе, по линии проходов и на ступенях трапов освещенность не менее 1 лк.
4.6. Расположение и количество точек аварийного и эвакуационного освещения, а также малого аварийного и эвакуационного освещения в каждом конкретном случае должны быть согласованы с Регистром СССР.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.