Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть II
Санитарные требования, подлежащие выполнению при эксплуатации судов
5. Санитарные требования по содержанию судовых помещений, приготовлению пищи и личной гигиене
5.1. Содержание помещений
5.1.1. Помещения судна должны постоянно содержаться в чистоте. Кроме ежедневной утренней уборки помещений, на судах, совершающих рейсы продолжительностью не более 5 сут в одну сторону, влажная уборка проводится по окончании каждого рейса, а на судах с большей продолжительностью рейса влажная уборка проводится не реже одного раза в неделю. Полной и тщательной уборке подвергаются все судовые помещения.
Не реже одного раза в месяц производится санитарный аврал*(7).
5.1.2. Суда должны быть обеспечены в достаточном количестве средствами механизации для проведения уборочных работ, уборочным инвентарем, моющими и дезинфицирующими средствами. Уборочный инвентарь должны иметь соответствующую маркировку.
5.1.3. Баки и ведра, находящиеся в помещении камбуза, должны опорожняться не реже 2-3 раз в день, а также при заполнении их на 2/3 объема. По окончании работы на камбузе все баки и ведра должны очищаться и промываться горячей водой. Контейнеры и баки для сбора мусора опорожняются по мере заполнения.
5.1.4. Ответственность экипажа и пассажиров за соблюдение чистоты на судне определяется правилами внутреннего распорядка судна.
5.2. Порядок пользования санитарно-гигиеническими помещениями
5.2.1. На судах, находящихся в эксплуатации, должны постоянно действовать санитарно-гигиенические помещения для экипажа и пассажиров. Душевыми, банями (саунами), предназначенными для экипажа, пассажирам пользоваться запрещается.
5.3. Порядок пользования каютами матери и ребенка и детскими каютами
5.3.1. В каюту матери и ребенка, а также детские каюты принимаются дети соответственно от 5 до 7 лет независимо от категории их билета.
В каюту матери и ребенка допускается сопровождающее ребенка лицо.
5.4. Постельные принадлежности для экипажа и пассажиров
5.4.1. Все члены экипажа должны быть обеспечены постельными принадлежностями: матрацами с чехлами, подушками, одеялами, полотенцами и постельным бельем. Постельное белье и полотенца должны меняться не реже одного раза в 7 дней. На судах I и II категорий рекомендуется иметь не менее трех смен белья.
5.4.2. При невозможности организовать планомерное снабжение судов чистым постельным и столовым бельем и его стирку на берегу в судовой прачечной производится раздельная стирка белья в соответствии с инструкцией по режиму стирки, утвержденному администрацией судна.
5.4.3. На судах III категории при бригадном методе их обслуживания, когда на судах предусматривается послевахтенный отдых экипажей, для каждого вахтенного и подвахтенного должно иметься по одному комплекту постельных принадлежностей.
5.4.4. Все пассажиры, имеющие спальные места, должны быть обеспечены постельными принадлежностями. Допускается пользоваться постельным бельем не более 7 сут.
5.4.5. Подушки, одеяла и матрацы не реже одного раза в 3 мес должны подвергаться проветриванию, просушке, очистке. Тканевые одеяла должны подвергаться стирке по мере загрязнения, но не реже одного раза в месяц. По требованиям санитарно-эпидемиологической службы при эпидемиологических показаниях проводится дезинфекция постельных принадлежностей.
5.5. Содержание судового бассейна для купания
5.5.1. Для заполнения бассейнов должна приниматься забортная вода в 5-12-мильной зоне от берега.
5.5.2. Режим замены воды (полный слив) с очисткой и обработкой бассейна моющими средствами устанавливается медицинским работником судна в зависимости от загрузки и условий эксплуатации бассейна.
5.5.3. Контроль за санитарным состоянием бассейна и порядком пользования им осуществляет судовой медицинский работник, а при его отсутствии - старший помощник капитана.
5.5.4. Лица, пользующиеся бассейном, предварительно должны принимать душ, а перед входом в бассейн мыть ноги в ножной ванне, устанавливаемой рядом с ним.
5.5.5. На пассажирских судах правила пользования бассейнами, так же как соляриями и аэрариями, должны быть вывешены на видном месте и периодически объявляться по радио.
5.5.6. На пассажирских судах, где имеется один бассейн, члены экипажа пользуются им в специально отведенное для этого время.
Число одновременно купающихся в бассейне предусматривается из расчета 2,6 м2 площади зеркала воды на одного человека.
5.5.7. В бассейне с подогревом воды в холодное время года температура должна быть не ниже 20°С, а в детских бассейнах - не ниже 24°С. Режим работы открытых и закрытых бассейнов без подогрева воды устанавливается судовым врачом.
5.6. Содержание помещений пищеблока; хранение и обработка пищевых продуктов
5.6.1. Общие требования
5.6.1.1. Все помещения пищеблока должны содержаться в чистоте. Ежедневно необходимо проводить тщательную уборку помещений. Оборудование и инвентарь после использования должны разбираться, очищаться от остатков пищи, промываться горячей водой и просушиваться.
Перед приемом продовольствия провизионные кладовые, в том числе рефрижераторные кладовые и шкафы, должны быть тщательно очищены, вымыты и проветрены, а при необходимости - продезинфицированы средствами, разрешенными Минздравом СССР.
5.6.1.2. Генеральная уборка помещений пищевого блока и тщательное мытье оборудования и производственного инвентаря должны производиться не реже одного раза в 5 дней, а также после окончания рейса судна независимо от обязательной ежедневной уборки.
5.6.1.3. Персонал пищеблока должен обеспечиваться мылом, щетками для рук и полотенцами (электрополотенцами).
5.6.1.4. Использование одного и того же оборудования для обработки сырой и готовой продукции не разрешается.
5.6.1.5. Разделочные столы, доски и колоды для рубки мяса в процессе работы и после нее должны очищаться и промываться горячей водой. Колоды, кроме того, должны очищаться ножом и посыпаться солью. По мере износа рабочая поверхность колоды должна спиливаться.
5.6.2. Хранение пищевых продуктов, кулинарная обработка и реализация пищи
5.6.2.1. При приеме на суда продовольствия должны выполняться следующие требования:
продукты доставляются в соответствующей таре только на специально предназначенном для этого транспорте;
скоропортящиеся продукты и полуфабрикаты доставляются транспортом, имеющим оборудование для поддержания необходимой температуры (рефрижераторы);
полуфабрикаты доставляются в специальной маркированной таре с плотно пригнанными крышками, не допускающими загрязнения продуктов; запрещается применение этой тары для других целей (хранение сырья, готовой продукции и др.);
доставка на суда хлебобулочных изделий должна производиться в специальной таре, не допускающей деформации и загрязнения продукции;
пищевые продукты и полуфабрикаты должны приниматься на суда по сертификатам и накладным. В сертификатах на полуфабрикаты и все скоропортящиеся продукты должны указываться: время и дата приготовления каждого вида полуфабриката (число и час); предельный срок реализации полуфабриката на судне (число и час); наименование предприятия-изготовителя.
Продукты питания в загранпортах должны приобретаться у поставщиков, имеющих соответствующее разрешение местных санитарно-ветеринарных органов.
5.6.2.2. Запрещается производить погрузку пищевых продуктов на судно одновременно с погрузкой пылящих, неприятно пахнущих и санитарно-опасных грузов. Погрузка пищевых продуктов на пассажирские суда одновременно с посадкой пассажиров может производиться только при наличии отдельных трапов.
Продукты, доставленные на судно без соблюдения указанных требований, не должны приниматься администрацией судна.
5.6.2.3. Качество пищевых продуктов, поступающих на судно для питания экипажа и пассажиров, проверяется поваром или артельщиком при участии судового врача (фельдшера). Проверка качества пищевых продуктов при отсутствии на судне медицинского персонала производится при участии старшего помощника капитана, а когда это возможно, с участием представителя санитарной службы порта.
5.6.2.4. Запрещается принимать на судно неклейменое мясо, утиные, гусиные и куриные яйца из инкубатора ("миражные"). Птица должна приниматься в потрошеном виде. Запрещается принимать: бомбажные мясные и рыбные консервы; крупу и муку, зараженные амбарными вредителями; скоропортящиеся продукты с истекшими сроками реализации, а также другие продукты, не отвечающие требованиям стандарта.
5.6.2.5. Хранение пищевых продуктов должно производиться только в кладовых, оборудованных соответственно роду продуктов.
5.6.2.6. Допускается совместное хранение в общей охлаждаемой кладовой при температуре не выше -10°С и сроком не более 2 мес следующих продуктов: мяса мороженого (говяжьего, бараньего и свиного); сала и шпига, говяжьего и бараньего топленых жиров, маргарина, сливочного и топленого масла, мороженых яичных продуктов (меланж) в закрытой таре.
5.6.2.7. Допускается совместное хранение при соблюдении условий раздельной укладки следующих продуктов: молочных продуктов, жиров и копченостей; мяса, птицы и рыбы; овощей, зелени, картофеля, фруктов и напитков; соленой рыбы, сельдей в бочках и овощей. Консервы можно хранить совместно с любыми продуктами.
5.6.2.8. Запрещается совместное хранение сырых продуктов с готовыми изделиями, а также хранение вместе с пищевыми продуктами тары, предметов и материалов непищевого назначения.
Все недоброкачественные продукты должны немедленно отделяться от доброкачественных, сдаваться в утилизацию или уничтожаться с составлением соответствующего акта.
5.6.2.9. Продукты с острым запахом (сельдь, соленая и охлажденная рыба, копчености, сыры, специи и др.) запрещается хранить вблизи продуктов, легко воспринимающих посторонние запахи (сливочное и топленое масло, пищевые жиры, кондитерские изделия, яйца, мука, сахар, чай, кофе и др.).
5.6.2.10. Хранение мясных продуктов должно осуществляться с соблюдением следующих условий:
мороженое мясо в холодильных камерах хранится в штабелях или в подвешенном виде (на крючьях из нержавеющей стали);
мороженая и охлажденная птица в холодильных камерах хранится в ящиках; для лучшей циркуляции воздуха между ящиками при их укладке в штабели необходимо прокладывать деревянные рейки;
мясные копчености хранятся подвешенными на крючьях или в ящиках, изготовленных из материалов, допущенных для этих целей Минздравом СССР;
мясные сосиски и сардельки, мясные вареные колбасы хранятся в подвешенном виде; при отсутствии холодильных камер хранение этих продуктов не разрешается.
5.6.2.11. Хранение рыбных продуктов должно осуществляться с соблюдением следующих условий:
охлажденная крупная красная рыба хранится в холодильных камерах в подвешенном виде;
мороженая рыба хранится в таре, в которой она доставлена.
5.6.2.12. При отсутствии на судах охлаждаемых кладовых или шкафов хранение фляжного молока не разрешается.
5.6.2.13. Кисломолочные продукты (сметана, творог) должны храниться в таре, в которой они доставлены. После вскрытия тара должна накрываться крышками, исключающими загрязнение продукта. Запрещается оставлять ложки, лопатки в таре с творогом и сметаной.
5.6.2.14. Сливочное масло должно храниться на холоде в таре или брусками, завернутыми в пергамент и уложенными на чистые полки.
5.6.2.15. Сыры должны храниться в охлаждаемых камерах. Крупные круги сыра должны храниться без тары на деревянных стеллажах. При укладывании сыров один на другой между ними должны быть прокладки из картона или фанеры. Сыры в мелкой расфасовке должны храниться на полках в таре или на деревянных стеллажах.
5.6.2.16. Столовое яйцо должно храниться в таре или выложенным на лотки.
5.6.2.17. При хранении продуктов в таре штабелем на стеллажах или подтоварниках расстояние между стеной и продуктами должно быть не менее 20 см.
5.6.2.18. Сыпучие продукты должны храниться в ларях с крышками или на стеллажах в мешках. Мешки укладывают штабелем, не более 8 шт. в высоту. Для предупреждения слеживания и возгорания муки при хранении более двух недель между мешками с мукой должны прокладываться деревянные решетки. Макаронные изделия хранят в ящиках.
Сахар и соль следует изолировать от сильнопахнущих, а также влажных продуктов.
5.6.2.19. Изготовление мясного и рыбного студня в жаркий период года запрещается. При плавании в южных широтах и в тропиках приготовление студня из мяса и рыбы также запрещается. В судовых пищеблоках реализации не подлежат субпродукты (ноги, губы, рубцы, сычуги, свиные желудки), а также ливерные и кровяные колбасы. Запрещается приготовление изделий из мясной обрези, крови, рулетов из мякоти головы.
5.6.2.20. Приготовление кондитерских изделий с кремом и мороженого может быть разрешено только на круизных пассажирских судах при наличии необходимых для этого условий (отдельного помещения и холодильной камеры) и при строгом выполнении технологических и санитарных требований.
5.6.2.21. Творог, приготовленный из непастеризованного молока, должен перед употреблением подвергаться тепловой обработке. Фляжное молоко, не пастеризованное перед употреблением, обязательно должно кипятиться; запрещается приготовление кислого молока (самокваса).
5.6.2.22. До начала раздачи готовой пищи качество блюд должно проверяться шеф-поваром и судовым врачом (фельдшером), а при отсутствии на судне медицинского работника - старшим помощником капитана. Готовую пищу (первые и вторые блюда) разрешается хранить до момента раздачи на горячей плите не более 3 ч.
5.6.2.23. Бракераж каждой новой партии блюд и кулинарных изделий проводится до их отпуска потребителю.
5.6.2.24. При подаче потребителю первые блюда должны иметь температуру не ниже 75°С, вторые блюда - не ниже 65°С, холодные блюда - от 7 до 14°С.
5.6.2.25. При отпуске пищи повар или раздатчики должны пользоваться разливательными и гарнирными ложками, лопатками и другим инвентарем, предназначенным для этой цели.
5.6.2.26. Хранение готовой пищи свыше 3 ч в виде исключения допускается при соблюдении следующих условий:
нереализованная пища через 3 ч после изготовления должна быть охлаждена до температуры не выше 8°С;
срок хранения пищи в охлажденном виде (при температуре не выше 8°С) не должен превышать 12 ч;
перед раздачей охлажденная пища должна быть опробована шеф-поваром (заведующим производством на пассажирских судах) и подвергнута вторичной тепловой обработке (кипячение, прожарка и т.п.).
5.6.2.27. Срок реализации пищи после вторичной тепловой обработки не должен превышать 1 ч.
Запрещается смешивать свежеприготовленную пищу с нереализованной, приготовленной накануне, а также с пищей, приготовленной в тот же день.
5.6.2.28. При недостаточном содержании в рационе питания овощей и фруктов рекомендуется проводить дополнительную С-витаминизацию готовых блюд в соответствии со специальной инструкцией.
5.6.2.29. Мука, используемая при выпечке хлеба, должна обязательно просеиваться и проверяться на отсутствие посторонних примесей и амбарных вредителей.
5.6.2.30. Выпечка хлеба на судах должна осуществляться в соответствии с инструкцией по хлебопечению.
5.6.2.31. Запрещается использовать для выпечки хлеба мучной смет, хлебные крошки, выпавшее из дежи тесто.
5.6.2.32. При хранении хлеб должен укладываться на стеллажи (полки): формовой - на ребро или на нижнюю корку, подовый - на нижнюю корку; остывший формовой - не более чем в 1-2 ряда; неостывший и подовый - в 1 ряд. Полки для хранения хлеба при уборке должны протираться 1%-ным раствором столового уксуса.
5.6.2.33. Хранение и реализация полуфабрикатов и готовых изделий должны осуществляться в соответствии с требованиями действующих соответствующих санитарных правил. Сроки хранения продуктов не должны превышать указанных в табл. 4.
5.6.2.34. Аварийный запас продуктов, которым обеспечиваются спасательные шлюпки, должен обновляться один раз в 2 года с составлением акта, подписанного капитаном судна и представителем санитарно-эпидемиологической службы. Продукты, изъятые из аварийного запаса до окончания срока хранения, реализуются на общих основаниях.
5.6.3. Режим мытья посуды
5.6.3.1. Мытье столовой кухонной посуды и столовых приборов производится в посудомоечных машинах или в моечных ваннах. Вымытая посуда тщательно просушивается в сушильном шкафу или на специальных полках-решетках.
5.6.3.2. Мытье камбузной посуды ручным способом осуществляется горячей водой (45-50°С) с помощью щетки или мочалки с добавлением моющих средств, разрешенных для этих целей Минздравом СССР (прил. 7), с последующим ополаскиванием горячей проточной водой температуры не ниже 65°С.
5.6.3.3. Режим мытья столовой посуды ручным способом должен быть следующим:
остатки пищи механически удаляются щеткой или деревянной лопаткой;
посуда моется щеткой в воде, имеющей температуру 50°С, с добавлением моющих средств, разрешенных Минздравом СССР для этих целей;
дезинфекция производится во втором отделении моечной ванны допущенными дезинфекционными средствами; в случае, если дезинфекция не может быть произведена, во второе отделение моечной ванны добавляются моющие средства в количестве вдвое меньшем, чем в первое отделение моечной ванны;
ополаскивается посуда в третьем отделении ванны горячей проточной водой температуры не ниже 65°С;
просушивается посуда в сушильном шкафу или на специальных полках-решетках.
5.6.3.4. При механизированной мойке столовой посуды необходимо предварительно очистить ее от остатков пищи.
Для мытья посуды в посудомоечных машинах должны применяться моющие средства, допущенные Минздравом СССР для этих целей (прил. 7).
5.6.3.5. Режим мытья столовых приборов должен быть следующим:
приборы (ложки, вилки, ножи) необходимо мыть с добавлением разрешенных моющих средств с последующим ополаскиванием их в третьем отделении моечной ванны горячей проточной водой температуры не ниже 65°С;
вымытые приборы рекомендуется выдерживать в жарочных или духовых шкафах в течение 2-3 мин.
5.6.3.6. Стеклянная посуда моется в моечной ванне в двух отделениях водой, имеющей температуру 50-60°С, с добавлением в первое отделение разрешенных моющих средств. В ресторанах разрешается вытирать стеклянную посуду предназначенными для этих целей полотенцами.
5.6.3.7. Пищеварочные котлы моются водой, имеющей температуру 45-50°С, с добавлением разрешенных моющих средств при помощи щетки с ручкой, затем ополаскиваются горячей водой (температура не ниже 65°С) при помощи гибкого шланга с душевой насадкой.
5.6.3.8. Мелкий деревянный инвентарь - разделочные доски, лопатки, мешалки и пр. - после мытья горячей водой (50°С) с добавлением моющих средств должны дополнительно обрабатываться горячей водой не ниже 65°С, а затем просушиваться на решетчатых металлических стеллажах.
5.6.3.9. Щетки и мочалки для мытья посуды следует ежедневно тщательно промывать, применяя моющие средства, кипятить в течение 10-15 мин, просушивать и хранить в специально выделенном месте.
5.6.4. Ответственность за санитарное состояние судового пищеблока*(8). Личная гигиена работников пищеблока
5.6.4.1. За санитарное состояние пищеблока для экипажа ответственность несут старший повар и капитан, а за санитарное состояние пищеблока для пассажиров - директор ресторана и заведующий производством (шеф-повар).
За качество принятых на камбуз пищевых продуктов, соблюдение санитарных требований при кулинарной обработке продуктов и качество готовой продукции на камбузе для экипажа ответственность несет старший повар, а на камбузе для пассажиров - заведующий производством (шеф-повар).
5.6.4.2. За санитарное состояние самостоятельных буфетов на пассажирских судах, а также за качество продаваемых в них продуктов несет ответственность заведующий буфетом.
5.6.4.3. Пищевые продукты, не отвечающие санитарным требованиям, запрещается отпускать потребителям. Ответственность за это несут директор ресторана, заведующий производством, старший повар, буфетчик.
5.6.4.4. Каждый работник пищеблока на своем рабочем участке несет ответственность за выполнение правил личной гигиены, содержание рабочего места и выполнение технологических и санитарных требований.
Директор ресторана несет ответственность за выполнение санитарных требований персоналом, обслуживающим пассажиров в ресторане.
5.6.4.5. Судовой медицинский персонал осуществляет контроль за санитарным состоянием помещений, оборудования и инвентаря пищевого блока, помещений приема пищи (кают-компаниями, столовыми, ресторанами, кафе, барами и буфетами) с соответствующими записями в журнале санитарного осмотра судна о всех выявленных санитарно-гигиенических нарушениях.
Судовой медицинский персонал постоянно следит за качеством приготовленной пищи, делая соответствующие отметки в бракеражном журнале, проводит осмотр работников пищевого блока на наличие гнойничковых заболеваний, отмечая выявленные случаи в специальном журнале.
5.6.4.6. Посещение помещений пищевого блока посторонними лицами запрещается. Должностные лица, посещающие помещения пищеблока во время приготовления и раздачи пищи, должны надевать чистые халаты.
5.6.4.7. Запрещается привлекать персонал пищевого блока, участвующий в приготовлении пищи, для уборки санитарно-гигиенических и санитарно-бытовых помещений, а также для погрузки и выгрузки багажа пассажиров и других аналогичных работ.
5.6.4.8. Запрещается привлекать лиц, не работающих в пищевом блоке и не прошедших соответствующего медицинского обследования, в помощь камбузному персоналу - для чистки овощей, рыбы, мытья посуды, раздачи и приготовления пищи и т.п.
Запрещается хранение в помещениях пищеблока грязного столового белья и других посторонних предметов, а также стирка белья и его сушка.
5.6.4.9. Все работники судового пищевого блока, в том числе и вновь поступающие, должны сдать санитарный минимум. В дальнейшем, через каждые 2 года, на контрольных семинарах проверяется знание ими санитарного минимума.
5.6.4.10. Работники пищеблока в соответствии с характером выполняемой работы должны быть обеспечены санитарной одеждой из белого легко стирающегося материала (не менее трех комплектов на каждого работающего), а также нарукавниками и фартуками из водонепроницаемого материала. Смена санитарной одежды должна производиться по мере ее загрязнения, но не реже одного раза в 2 дня.
Персонал, обслуживающий пассажирские рестораны, столовые, буфеты, бары, а также кают-компании и столовые экипажа, может быть одет в форменное платье или костюм, используемые только при исполнении своих обязанностей.
5.6.4.11. Все работники пищевого блока должны строго соблюдать правила личной гигиены. Перед началом работы они должны принимать душ. Во время работы должны быть опрятно одеты. Санодежда, а также руки работников должны быть постоянно чистыми, ногти коротко острижены; волосы подобраны под аккуратно надетый колпак, косынку или наколку. При необходимости, кроме обычной санитарной одежды, должны надеваться нарукавники и фартуки из водонепроницаемого материала. Работники пищевого блока должны сообщать судовому врачу о полученных порезах, ушибах и других ранениях.
5.6.4.12. Работникам пищеблока запрещается: посещать в санитарной одежде уборные и приступать к работе не вымыв тщательно рук с мылом и щеткой; застегивать санитарную одежду булавками, а также хранить в карманах курток и халатов папиросы, булавки, деньги и другие посторонние предметы; носить броши, кольца, бусы, серьги, клипсы, значки и т.п.; принимать пищу и курить в производственных и складских помещениях. Прием пищи и курение разрешаются только в специально отведенном для этого помещении или месте.
5.7. Перевозка грузов*(9)
5.7.1. Суда, предназначенные для перевозки пищевых грузов, должны подаваться под погрузку в состоянии, пригодном для перевозки данного груза. Грузовые помещения предварительно должны быть очищены от остатков ранее перевозимого груза, трюмы промыты водой и просушены, а в случае необходимости или по требованию учреждений санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте - подвергнуты дезинфекции.
Для очистки, мытья и дезинфекции грузовых помещений и емкостей, используемых для перевозки пищевых грузов, должны применяться моющие и дезинфицирующие средства, допущенные Минздравом СССР для этих целей.
5.7.2. Суда, предназначенные для перевозки только пищевых грузов, запрещается использовать для перевозки токсичных грузов.
5.7.3. При перевозке пищевых грузов наливом*(10) должны выполняться Правила морской перевозки пищевых грузов наливом на танкерах Министерства морского флота СССР.
5.7.4. Грузовые танки (цистерны), грузовые трубопроводы и вспомогательные коммуникации, а также системы судов, контактирующие с пищевым грузом, должны быть чистыми, без следов и запаха ранее перевозимого груза и моющих средств.
Защитные антикоррозионные покрытия танков (цистерн) те должны иметь повреждений. Горловины и моечные люки грузовых танков (цистерн) должны обеспечивать герметичность.
5.7.5. При перевозке воды как груза на судах-водолеях должны выполняться также следующие требования:
запрещается перевозка пассажиров, а также любого иного груза;
не разрешается входить в цистерны для воды с целью их очистки или ремонта без специально предназначенной для этого спецодежды (комбинезон и резиновые сапоги);
по прибытии судна с грузом воды в порт назначения, а на портовых судах-водолеях - систематически должен производиться бактериологический, а при необходимости и химический анализ воды; пробы воды берутся непосредственно из цистерн;
во время перевозки воды горловины и люки всех цистерн должны быть герметично закрыты и опломбированы;
шланги для перекачки воды должны храниться на судне в отдельном помещении или шкафу (рундуке);
цистерны на судах-водолеях после постройки или ремонта, а также по указанию учреждений санитарно-эпидемиологической службы должны очищаться, промываться и дезинфицироваться. При нарушении целости антикоррозионного покрытия оно должно быть восстановлено, а затем произведена дезинфекция цистерн.
5.7.6. Импортные грузы растительного происхождения (семена культурных и диких растений, живые растения и их части, продовольственное и фуражное зерно, свежие плоды, хлопковое волокно, шерсть, волокна льна и других прядильно-волокнистых культур, табак-сырец и всякие пряности, тара и упаковочные материалы растительного происхождения, образцы почв, живые растения с почвой, все виды живых культур, коллекции насекомых, гербарии, неочищенная от коры древесина, подстилки и фураж при ввозе животных из-за границы) должны проходить карантинный досмотр.
5.7.7. Для перевозки животных партиями должны выделяться специальные суда. В течение рейса на этих судах должна производиться систематическая уборка и вестись наблюдения за животными.
По указанию Государственного ветеринарного надзора должна периодически проводиться дезинфекция палубы и других судовых помещений.
В виде исключения, с особого разрешения учреждений санитарно-эпидемиологической службы и Государственного ветеринарного надзора, может быть допущена перевозка единичных экземпляров животных на грузовых и пассажирских судах при условии их изоляции от экипажа и пассажиров.
5.7.8. Перевозка животных, птиц и сырых животных продуктов допускается при соблюдении следующих условий:
отсутствие среди предъявленных к перевозке животных и птиц больных и подозрительных по заразным болезням, а также сырых животных продуктов, неблагоприятных в ветеринарно-санитарном отношении;
предварительное исследование и ветеринарно-санитарная обработка животных, птиц и сырых животных продуктов в зависимости от их рода и назначения согласно специальным правилам и инструкциям Министерства здравоохранения СССР и Министерства сельского хозяйства СССР;
наличие ветеринарного свидетельства по установленной форме.
5.7.9. Собаки, кошки и другие мелкие животные должны перевозиться в специально устроенных помещениях или в отведенных для этого местах. Перевозить их в пассажирских помещениях запрещается.
На малых судах и на судах III и IV категорий они могут перевозиться в клетках или корзинах, а собаки, находящиеся при пассажирах, - обязательно на поводке и в наморднике.
5.7.10. Владельцы животных, перевозимых на пассажирских и грузовых судах I и II категорий, должны иметь при себе соответствующие ветеринарно-санитарные документы, свидетельствующие об отсутствии у животных инфекционных заболеваний и о вакцинации собак против бешенства.
5.7.11. При перевозке на судах опасных грузов должны выполняться Правила морской перевозки опасных грузов (МОПОГ).
5.7.12. Транспортировка токсичных грузов на пассажирских судах запрещается.
5.7.13. Перевозка радиоактивных веществ может производиться только при условии выполнения действующих правил их перевозки.
6. Требования к эксплуатации судовых систем
6.1. Эксплуатация систем вентиляции и кондиционирования воздуха
6.1.1. На судах, на которых предусмотрена система летнего кондиционирования воздуха, в помещениях с постоянным пребыванием людей она должна включаться при повышении температуры воздуха в них выше 25°С.
6.1.2. Контроль за эксплуатацией систем кондиционирования воздуха должен производиться в соответствии с Инструктивно-методическими указаниями по гигиеническому контролю за эксплуатацией системы кондиционирования воздуха на судах (прил. 8).
6.1.3. На нефтеналивных судах и судах-газовозах должен быть обеспечен систематический контроль за содержанием вредных веществ в воздухе судовых помещений в пределах допустимых концентраций.
6.1.4. Запрещается эксплуатация судов, не оборудованных системой летнего кондиционирования воздуха, в тропических районах плавания.
6.2. Эксплуатация систем водоснабжения
6.2.1. Ответственность за техническое состояние систем водоснабжения и качество воды, используемой на судне, несет администрация судна.
Контроль за выполнением санитарных требований по водоснабжению судна в рейсе осуществляет судовой врач (фельдшер), а при отсутствии его в штате - старший помощник капитана.
6.2.2. Вода для питьевых и мытьевых целей должна приниматься на суда из береговых централизованных хозяйственно-питьевых водопроводов или со специализированных судов-водолеев. При приеме воды в иностранных портах ее доброкачественность и соответствие региональным, национальным или международным санитарным требованиям должны быть удостоверены сертификатом.
При приеме воды с водоналивного или другого судна в соответствующем товарном документе, заверенном администрацией судна, передающего воду, должны быть указаны место и дата получения воды (из берегового источника) и сделана отметка о проведении обеззараживания воды перед ее передачей на принимающее судно.
Прием пресной воды на суда из нецентрализованных береговых источников и непосредственно из водоемов запрещается.
6.2.3. Используемые для приема на суда питьевой и мытьевой воды гидранты и шланги должны иметь на концах устройства, обеспечивающие герметичность их соединений и предотвращающие подсос загрязненной воды в шланги в месте соединения с гидрантом.
6.2.4. В случае хранения питьевой воды в цистернах более 7-10 сут при температурах выше 10°С перед ее использованием необходимо проводить обеззараживание.
6.2.5. Для получения на судах пресной воды из морской (путем опреснения) с целью хозяйственно-питьевого использования забор морской воды должен осуществляться в районах моря, удаленных от берега на расстояние ее менее 25 миль.
6.2.6. Вода, получаемая на дистилляционных опреснительных установках при температуре испарения более 80°С, может использоваться для мытьевых и хозяйственных целей. При других способах опреснения должно быть предусмотрено обеззараживание опресненной воды перед ее использованием.
6.2.7. Вода, получаемая на дистилляционных опреснительных установках любого типа, может использоваться для питья только после коррекции ее солевого состава (минерализации) и обеззараживания. Минерализация опресненной воды на судах может осуществляться только методами, разрешенными для этой цели Минздравом СССР.
6.2.8. Минерализованная вода должна иметь солесодержание в пределах 250-500 мг/л. Минерализованная вода обеззараживается сразу после приготовления.
6.2.9. На каждом судне при наличии установки для кондиционирования воды (минерализации опресненной воды) должны быть запасы реагентов для ее обработки в соответствующей расфасовке и упаковке согласно рейсовому заданию.
Основной запас комплектов солей (реагентов) для минерализации должен храниться в сухой кладовой или шкафу.
6.2.10. Минерализатор должен периодически очищаться, промываться питьевой водой и подвергаться дезинфекции в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
6.2.11. Цистерны для питьевой и мытьевой воды не реже одного раза в год, а также по требованию органов или учреждений санитарно-эпидемиологической службы должны подвергаться осмотру, а при необходимости - очистке и восстановлению антикоррозионного покрытия с последующей дезинфекцией цистерн.
6.2.12. Дезинфекция систем питьевой и мытьевой воды производится после постройки или модернизации судна перед началом эксплуатации, после ремонтных работ в системе водоснабжения, а также в том случае, если после двукратного обеззараживания воды ее санитарно-бактериологические свойства не отвечают требованиям действующего ГОСТа на питьевую воду.
6.2.13. Дезинфекция систем питьевой и мытьевой воды должна производиться в заводских условиях или во время стоянок в порту с участием специально подготовленного заводского (портового) персонала под контролем представителя учреждения санитарно-эпидемиологической службы.
6.2.14. Результаты промывки и дезинфекции судовых систем водоснабжения оформляются в виде акта, который представляется в учреждения санитарно-эпидемиологической службы. В акте указываются: продолжительность обеззараживания (контакт), доза обеззараживающего агента, дата и время окончательной промывки, данные химического и бактериологического анализа воды.
6.2.15. Проведение в рейсе силами экипажа каких бы то ни было ремонтных работ, связанных с необходимостью разгерметизации судовой системы водоснабжения, не допускается.
6.2.16. При эксплуатации систем питьевой и мытьевой воды следует руководствоваться методическими указаниями по гигиене хозяйственно-питьевого водоснабжения морских судов (прил. 9).
6.3. Условия удаления сточных, нефтесодержащих вод и мусора*(11)
6.3.1. Сточные воды
6.3.1.1. Условия сброса сточных вод за борт в открытом море регламентируются Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (МАРПОЛ-73), исправленной и дополненной Протоколом Международной конференции по безопасности танкеров и предотвращению загрязнения, состоявшейся в Лондоне в феврале 1978 г. (МАРПОЛ-73-78).
6.3.1.2. Условия сброса сточных вод с судов в морских внутренних и территориальных водах СССР определены в Перечне веществ, вредных для здоровья людей или для живых ресурсов моря, сброс которых запрещается, и нормах предельно допустимой концентрации этих веществ в сбрасываемых смесях. Эти условия действуют для судов с числом людей на борту более 10 человек.
6.3.1.3. В территориальных водах СССР сброс необработанных сточных вод разрешается только для судов с числом людей на борту не более 10 человек.
Для остальных судов сброс сточных необработанных вод запрещается.
6.3.1.4. В первом поясе зоны санитарной охраны разрешается сброс с судов сточных вод, предварительно измельченных и обработанных на установках для очистки и обеззараживания, при соблюдении следующих условий:
глубина очистки на установке обеспечивает обеззараживание до коли-индекса не более 1000;
сброс производится при движении судна относительно воды со скоростью не менее 4 уз и не приводит к появлению видимых плавающих частиц, а также не вызывает изменения цвета окружающей воды.
6.3.1.5. Во втором поясе санитарной охраны сброс сточных вод с судов разрешается на условиях, указанных в п. 6.3.1.4 настоящих Правил, за исключением того, что глубина очистки сточных вод обеспечивает их обеззараживание до коли-индекса не более 2500.
6.3.1.6. В территориальных и внутренних водах, находящихся под юрисдикцией других государств, сброс сточных вод с судов производится в соответствии с национальными правилами этих государств, если ими установлены более строгие требования, чем требования МАРПОЛ-73-78.
6.3.1.7. Сброс хозяйственно-бытовых вод, не смешанных со сточными водами, международными конвенциями и правилами СССР по предотвращению загрязнения моря не запрещается.
6.3.1.8. Правилами санитарной охраны прибрежных вод морей и Перечнем веществ, вредных для здоровья людей или живых ресурсов моря, сброс которых запрещается, и нормами предельно допустимых концентраций этих веществ в сбрасываемых смесях сброс с судов всех видов мусора (в том числе измельченного) в морских внутренних и территориальных водах СССР запрещен.
6.3.1.9. Условия сброса мусора в особых районах (море или морской бассейн), в которых в соответствии с МАРПОЛ-73-78 должны приниматься особые обязательные меры и методы предотвращения загрязнения с судов, и в Балтийском море должны выполняться в соответствии с положениями Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря 1974 г. с поправками 1980 и 1981 гг.
6.3.1.10. Сброс мусора с судов в морских внутренних и территориальных водах любого государства должен осуществляться в соответствии с действующими национальными правилами этого государства.
6.3.1.11. Когда судно совершает плавание в районах, где сброс мусора в море запрещен, или находится на стоянке в порту, не располагающем возможностями приема мусора с судов, а судно не оборудовано устройством для уничтожения мусора, для удаления накопившегося на судне мусора необходимо выйти в тот район моря, где сброс мусора разрешен, и сбросить мусор в соответствии с действующими правилами.
Пищевые отходы допускается хранить в мусоросборниках-контейнерах на борту судна не более 2 сут.
7. Требования по предупреждению вредного воздействия физических и химических факторов судовой среды
7.1. Мероприятия по предупреждению вредного воздействия шума и вибрации на экипаж и пассажиров
7.1.1. На всех судах в сроки, установленные учреждениями санитарно-эпидемиологической службы и согласованные с судовладельцами, последние должны производить контроль уровней шума и вибрации и при необходимости выполнять мероприятия по снижению их неблагоприятного воздействия на экипаж и пассажиров. Учреждения санитарно-эпидемиологической службы осуществляют контроль за выполнением этих мероприятий.
7.1.2. Наряду с выполнением конструктивных мероприятий по снижению шума и вибрации при эксплуатации судов рекомендуется также проводить следующие профилактические мероприятия:
инструктировать экипажи судов о неблагоприятном воздействии шума и вибрации и правилах пользования средствами индивидуальной защиты;
применять индивидуальные средства защиты от шума и вибрации в виде противошумных наушников, шумозащитных шлемов, вибродемпфирующих ковриков, виброгасящей обуви, амортизирующих платформ и др.;
повышать устойчивость организма членов экипажей судов с целью предупреждения возникновения шумовибрационной патологии путем проведения водных процедур, гимнастических упражнений, витаминизации пищевого рациона и др.
7.1.3. У входа в помещения с уровнем шума, превышающим 85 дБА, должен быть помещен предупреждающий знак.
Для индивидуального контроля уровней шума рекомендуется использовать дозиметры шума.
7.2. Защита от инфракрасного излучения, электромагнитных полей радиочастот, ионизирующего излучения и статического электричества
7.2.1. Измерения напряженности и плотности потока энергии ЭМП следует проводить периодически, но не реже одного раза в год, в порядке текущего санитарно-гигиенического надзора, а также в следующих случаях:
при приеме в эксплуатацию новых установок;
при внесении изменений в конструкцию действующих установок;
при изменении конструкции средств защиты от воздействия ЭМП;
при внесении изменений в схему подключения излучающих элементов и режимы работы установок;
при организации новых рабочих мест;
после проведения ремонтных работ на установках.
7.2.2. При нахождении людей в зоне излучения радио- и радиолокационной станции должны соблюдаться защитные меры, указанные в п. 4.3.5 настоящих Правил.
7.2.3. Во время эксплуатации судов и после их ремонта необходимо проводить контрольные замеры интенсивности ионизирующих и инфракрасных излучений, статического электричества в сроки, установленные учреждениями санитарно-эпидемиологической службы совместно с судовладельцами.
7.2.4. Для снижения напряжения поля статического электричества рекомендуется ежедневно проводить влажную уборку помещений, обработку мебели, поручней и трапов, применяя антиэлектростатический состав.
7.3. Предупреждение загрязнения атмосферного воздуха
7.3.1. При стоянках в портах, а также при движении судов в черте населенных пунктов должны быть исключены операции, приводящие к чрезмерному загрязнению атмосферного воздуха дымом и сажей из дымовых и выхлопных труб.
7.4. Защита от токсичных газов
7.4.1. Все закрытые помещения и емкости, в которых возможно скопление токсичных газов, а также недостаточность содержания кислорода, перед входом в них людей должны тщательно вентилироваться стационарными или переносными вентиляторами, после чего должен быть осуществлен контроль воздушной среды.
7.4.2. Содержание токсичных газов, паров и пыли в воздухе судовых помещений не должно превышать действующих норм предельно допустимых концентраций.
7.5. Дезинфекция, дезинсекция и дератизация
7.5.1. Для проведения на судах дезинфекции и дезинсекции должны быть предусмотрены необходимые дезинфекционные и дезинсекционные средства.
7.5.2. При наличии эпидемических показаний на судне проводится дезинфекция в соответствии с методическими указаниями для судовых медицинских работников по ее проведению на морских судах во время рейса.
7.5.3. На всех судах должна проводиться дератизация. При обнаружении на судне хотя бы единичных экземпляров грызунов должна быть проведена генеральная дератизация. После проведения на судне дератизации или при освобождении от нее учреждения санитарно-эпидемиологической службы выдают капитану судна свидетельство о дератизации или свидетельство об освобождении от нее.
7.5.4. Для предупреждения миграции крыс с берега на судно и обратно должны проводиться следующие мероприятия:
все канаты, с помощью которых суда пришвартовываются к причальным и другим береговым устройствам, должны быть снабжены металлическими щетками или щитами;
сетки, предохраняющие груз от падения за борт, должны немедленно убираться по окончании погрузочных работ;
забортные трапы и рампы (аппарели) по окончании грузовых работ должны быть приподняты не менее чем на 40 см, особенно в ночное время;
при погрузочных работах в ночное время сетки и трапы должны быть ярко освещены.
7.5.5. Срок действия свидетельства о дератизации судна устанавливается:
для судов СССР заграничного плавания и при эксплуатации судов в большом каботаже - 6 мес;
для судов СССР при эксплуатации в малом каботаже - 12 мес.
7.5.6. Если судно не имеет свидетельства о дератизации или оно просрочено, то бассейновая или портовая санэпидстанция после тщательного санитарного обследования судна и его помещений может:
предписать проведение дератизации на судне;
предоставить судну, направляющемуся в порт приписки, отсрочку на проведение дератизации на 1 мес;
выдать удостоверение об освобождении судна от дератизации, если санитарно-карантинный отдел убедится, что судно содержится удовлетворительно и следов присутствия на нем грызунов нет.
7.5.7. Дератизация судовых помещений должна производиться только с помощью средств, разрешенных к применению. Дератизация по возможности должна производиться при пустых трюмах, а также в сжатые сроки.
7.5.8. В целях предупреждения появления на судах насекомых (тараканы, клопы и т.п.) администрация судна обязана систематически проводить силами команды соответствующие мероприятия по борьбе с насекомыми в соответствии с организационно-методическими указаниями по дезинфекции морских и речных судов.
7.6. Зачистные работы на нефтеналивных судах
7.6.1. Зачистные работы в грузовых танках должны осуществляться механизированным способом без пребывания в них людей. При зачистных работах предусматриваются меры по защите окружающей среды от загрязнения. Перед выполнением зачистных работ в грузовых танках судов, перевозящих токсичные грузы, должна проводиться дегазация.
7.6.2. Работы, выполнение которых требует пребывания людей внутри грузовых танков (ручная домывка, выборка твердых остатков и др.), должны производиться только после вентиляции и дегазации этих помещений, а также с использованием средств индивидуальной защиты от паров нефтепродуктов.
7.6.3. Вентиляция грузовых танков должна проводиться на протяжении всего периода нахождения в них людей. Вентиляция танков пароструйными эжекторами во время пребывания в них людей не допускается.
7.6.4. Руководитель зачистных работ в процессе зачистки танков должен через каждые 30 мин производить анализ воздуха на содержание токсичных веществ и определять параметры микроклимата в танках.
Определение содержания токсичных веществ и параметров микроклимата следует производить одновременно.
7.6.5. Входить в грузовые танки при содержании в воздухе вредных веществ, превышающем санитарные нормы, допускается только в аварийных случаях. Работающие при этом люди должны пользоваться средствами индивидуальной защиты.
7.6.6. К выполнению зачистных работ допускаются лица, признанные медицинской комиссией годными для проведения указанных работ (в соответствии с приказом министра здравоохранения СССР N 400-69 "О проведении предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров трудящихся").
Женщины к зачистным, домывочным и прочим работам не допускаются.
7.6.7. Продолжительность пребывания людей в танках при работах по ручной домывке и выборке твердых остатков не должна превышать 30 мин и должна прерываться 15-минутными периодами отдыха на верхней палубе. Продолжительность рабочей смены при зачистных работах в танках, включая перерывы, не должна превышать 6 ч.
7.6.8. Работающие в танках при появлении чувства недомогания (слабость, тошнота, головокружение) должны прекратить работу и выйти из танка. Возобновление работы допускается только после выяснения и устранения причин, вызвавших появление недомогания.
7.6.9. Все нефтеналивные суда и зачистные станции должны быть обеспечены специальными аптечками, содержащими набор медикаментов и других средств, необходимых для оказания первой помощи пострадавшему.
7.6.10. Производство работ, связанных с пребыванием людей в грузовых танках, непосредственно после выгрузки этилированных нефтепродуктов запрещается.
Производство указанных работ допускается только после того, как в этих танках будет перевезен неэтилированный нефтепродукт, либо балласт.
7.6.11. Зачистные работы после перевозки этилированных нефтепродуктов должны производиться только на стоянке и только после полной дегазации танков. Место стоянки определяется пароходством или портом по согласованию с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
7.6.12. Во время проведения зачистных работ после перевозки этилированных нефтепродуктов на борту судна должен находиться врач.
7.6.13. Для мойки танков разрешается применять только моющие препараты, допущенные Минздравом СССР. Применять для этих целей моющие средства бытового назначения (для стирки белья, мытья рук и т.п.) запрещается.
7.6.14. Моющие препараты должны храниться в закрытой таре в судовых кладовых, оборудованных системой вентиляции.
8. Медицинское обслуживание и санитарно-противоэпидемическое обеспечение судов
8.1. Общие положения
8.1.1. Для оказания медицинской помощи экипажу и пассажирам в рейсах, а также для проведения лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий на судах морского флота назначается медицинский персонал (врачи, фельдшера).
8.1.2. Количество штатного медицинского персонала для морских судов определяется исходя из численности экипажа и пассажиров, районов плавания, продолжительности рейсов в соответствии со штатными нормативами, утвержденными приказом министра здравоохранения СССР.
8.1.3. Медицинский персонал назначается на суда администрацией центральной бассейновой больницы (водздравотдела) по месту приписки судна и состоит в штате этого лечебного учреждения.
8.1.4. Судовой врач (фельдшер) в соответствии с Уставом службы на судах Министерства морского флота Союза ССР на судне подчиняется непосредственно старшему помощнику капитана, а по лечебно-профилактической работе - главному врачу бассейновой больницы.
8.1.5. Судовой врач (фельдшер) наравне с капитаном несет ответственность за своевременное оказание медицинской помощи членам экипажа и пассажирам, а также за предупреждение на судне острозаразных и особо опасных инфекций и заболеваний.
8.1.6. Требования судового врача (фельдшера) в части выполнения лечебных, санитарных и карантинных мер обязательны для всех членов экипажа.
8.1.7. В ведении судового врача (фельдшера) находятся все судовые медицинские помещения, медицинское оборудование, инструменты и медикаменты.
8.1.8. При наличии на судне двух врачей один из них (по назначению соответствующей бассейновой больницы) является старшим.
8.1.9. В помощь медицинскому персоналу для ухода за больными и для поддержания чистоты в медицинских помещениях администрация судна обязана выделить санитаров из числа членов экипажа.
8.1.10. При посадке и высадке пассажиров судовой врач (фельдшер) обязан быть на борту судна, желательно у трапа. При наличии на судне двух или более медицинских работников присутствие одного из них у трапа обязательно.
8.1.11. Психически больные без специальных провожатых к посадке не допускаются. Перевозка психически больных допускается только в отдельных каютах или в медблоке под наблюдением врача.
8.1.12. При обнаружении на судне инфекционных больных судовой врач должен немедленно организовать и провести следующие мероприятия:
изоляцию инфекционных больных и лиц с подозрением на заболевание в изолятор (индивидуальные каюты);
выявление и наблюдение за лицами, бывшими в контакте с инфекционными больными и подозреваемыми на заболевание;
профилактическое лечение и вакцинацию;
дезинфекцию постельных принадлежностей, кают, где находились инфекционные больные и подозреваемые на заболевание;
эвакуацию инфекционных больных в лечебное учреждение в ближайшем порту;
заключительную дезинфекцию на судне;
дезинфекцию помещения изолятора и его стоков (ежедневно);
информирование о наличии на судне инфекционного больного санэпидстанции порта приписки судна, порта захода и порта эвакуации инфекционного больного.
8.1.13. При наличии на судне нескольких инфекционных больных или подозреваемых на инфекционное заболевание капитан судна обязан выделить необходимое количество кают для размещения больных.
8.1.14. При эвакуации инфекционного больного с судна должны быть приняты меры, не допускающие контакта больного с пассажирами и членами экипажа.
8.1.15. Регистрацию лиц (члены экипажа или пассажиры), обратившихся за медицинской помощью, медицинский персонал осуществляет в судовом медицинском журнале по установленной Минздравом СССР форме.
8.1.16. При отсутствии на судне медицинского персонала старший помощник капитана (имеющий соответствующую медицинскую подготовку) обязан оказывать первую медицинскую помощь экипажу судна, ведать судовой аптечкой, своевременно пополнять ее медикаментами и перевязочными материалами и вести учет лиц, обратившихся за медицинской помощью.
При появлении в рейсе тяжелобольного старший помощник капитана обязан немедленно поместить его в санитарную или отдельную каюту и уведомить об этом медицинское учреждение ближайшего порта, и при необходимости - связаться по радио с центральной бассейновой больницей или другими лечебными учреждениями ближайшего порта и получить консультацию о проведении лечения или принять меры к эвакуации больного.
8.1.17. Центральные бассейновые больницы совместно с администрацией пароходств обязаны регулярно организовывать (один раз в 2 года) обучение старших помощников капитана на специальных курсах или семинарах по программе, разработанной и утвержденной Минздравом СССР, оказанию первой медицинской помощи членам экипажа в рейсах и проведению основных санитарно-противоэпидемических мероприятий на судне.
8.1.18. Согласно утвержденному Минздравом СССР табелю, оснащение судовых медицинских помещений хозяйственным инвентарем, медицинским оборудованием, аппаратурой и инструментарием производится заводами - строителями судов, а медикаментами и перевязочными материалами - судовладельцами.
8.1.19. Пополнение медикаментов, перевязочного материала, инструментария и предметов ухода за больными может производиться администрацией судна в любом порту СССР, а в случае необходимости - и в зарубежных портах.
8.1.20. Все суда, не имеющие медперсонала, должны быть снабжены аптечками в соответствии с табелем снабжения, а также наставлениями по оказанию первой медицинской помощи и применению лекарств. Выход судна в рейс без наличия на борту судовой аптечки запрещается.
Аптечка хранится на судне в специальном шкафу в изоляторе, красном уголке или другом помещении. Ключи от аптечного шкафа должны находиться у лица, ответственного за оказание медицинской помощи.
8.1.21. На спасательных средствах морских судов (шлюпки, плоты) должны быть аптечки для оказания первой медицинской помощи, которые должны иметь специальную непромокаемую упаковку и быть укомплектованы медикаментами в небьющейся посуде. Набор медикаментов в аптечке должен соответствовать требованиям Международной конвенции по охране человеческой жизни на море и табелю снабжения. При аптечке должно быть наставление по использованию медикаментов, напечатанное на прорезиненном или другом влагостойком материале.
8.1.22. В случае смерти члена экипажа или пассажира в открытом море тело умершего помещается в судовой морг, а при его отсутствии - в металлический тщательно запаянный гроб. При невозможности немедленной передачи гроба с телом умершего в порт приписки судна гроб рекомендуется поместить в одну из освобожденных холодильных камер.
В случае смерти члена экипажа или пассажира во время рейса капитан судна обязан сообщить об этом администрации порта приписки судна и родным умершего.
8.1.23. Ответственность за поддержание чистоты в медицинских помещениях, стирку белья для изоляторов, стационаров и амбулатории возлагается на администрацию судна.
8.2. Медицинские осмотры
8.2.1. Все лица, вновь поступающие на работу на морские суда, и старослужащие, независимо от должности, ежегодно подвергаются медицинскому освидетельствованию в соответствии с приказом Минздрава СССР от 6.11.81 г. N 1145 и дополнением к нему (приказ Минздрава СССР от 27.08.82 г. N 855).
8.2.2. Предварительные и периодические медицинские осмотры плавсостава осуществляются лечебно-профилактическими учреждениями, находящимися в ведении центральных бассейновых больниц (водздравотделов).
8.2.3. Плавсостав морских судов проходит периодические, один раз в год, медицинские осмотры.
В период между очередными переосвидетельствованиями медицинскому осмотру подвергаются члены экипажей судов, отправляющихся в длительные (больше 4 мес) тропические, арктические, антарктические рейсы, если после последнего медицинского освидетельствования прошло более 3 мес.
Перед каждым рейсом продолжительностью свыше 3 мес судовые медицинские работники обязаны направлять женщин на осмотр к врачу акушеру-гинекологу.
8.2.4. Плавсостав морских судов проходит медицинское переосвидетельствование в поликлинике порта приписки судна.
8.2.5. Лица, заболевшие в рейсе и по заключению судового врача нуждающиеся в дополнительном обследовании, проходят медицинское освидетельствование в порту временной стоянки судна для решения вопроса о необходимости продолжения лечения и дальнейшей пригодности по состоянию здоровья к работе.
После возвращения в порт приписки указанные лица повторно проходят медицинское освидетельствование.
Судовые медицинские работники информируют лечебно-профилактическое учреждение в порту приписки судна о лицах, прошедших освидетельствование в порту временной стоянки судна, высылая почтой дубликат вкладыша к форме N 25 (индивидуальной карте амбулаторного больного).
8.2.6. Ответственность за своевременную и организованную явку членов экипажей судов на периодические медицинские осмотры несут отдел кадров флота и судовая администрация; за качество проведения этих осмотров - лечебно-профилактическое учреждение.
8.2.7. Контроль за соблюдением сроков прохождения плавсоставом медицинских периодических осмотров осуществляют судовые медицинские работники и цеховые врачи, обеспечивающие медицинскую помощь плавсоставу.
8.2.8. Результаты предварительных и периодических медицинских осмотров заносятся в индивидуальную карту амбулаторного больного (учетная форма N 25) и в Медицинскую книжку моряка.
Примечания. 1. Медицинская книжка моряка выдается отделом кадров пароходства при зачислении на работу, хранится у администрации судна и выдается для посещения медицинского учреждения.
2. В случае утери Медицинской книжки моряка дубликат может быть выдан только соответствующим отделом кадров.
3. Наряду с Медицинской книжкой моряка плавсоставу всех судов загранплавания в соответствующем учреждении системы здравоохранения в порту приписки судна выдается "Международное свидетельство о прививках".
8.2.9. Профилактические прививки против тифопаратифозной и столбнячной инфекций делаются плавсоставу судовым медицинским персоналом или персоналом лечебно-профилактических учреждений, осуществляющих медицинское обслуживание плавсостава. По эпидемиологическим показаниям морякам загранплавания делаются также прививки против желтой лихорадки, холеры, чумы, натуральной оспы.
8.2.10. Лица, поступающие на работу в судовой пищеблок, на суда-водолеи, а также бортпроводниками на пассажирские суда, кроме общего для всех моряков медицинского освидетельствования, проходят дополнительное обследование в соответствии с действующей Инструкцией по проведению обязательных профилактических медицинских обследований лиц, поступающих на работу и работающих в пищевых предприятиях, на сооружениях по водоснабжению, в детских учреждениях и др. N 352-61, утвержденной Главным государственным санитарным врачом СССР, и дополнением к ней N 10-83/14-104 от 26.08.65 г.
8.2.11. Члены экипажей судов, работа которых профессионально связана с воздействием вредностей (шум, вибрация, нефтепродукты, электромагнитные излучения и др.), проходят медицинские осмотры с учетом требований приказа Минздрава СССР от 30 мая 1969 г. N 400. Заключение о состоянии здоровья вносится в соответствующий раздел Медицинской книжки моряка.
8.2.12. Заключение о профессиональной пригодности обследуемого каждый врач дает индивидуально по своей специальности, руководствуясь Перечнем болезней и физических недостатков, препятствующих приему на работу и дальнейшей работе плавающего состава на судах морского, рыбопромыслового флота и судах обеспечения ВМФ, а также поступлению в учебные заведения по подготовке специалистов для работы на указанных судах (приложение 2 к приказу Минздрава СССР от 6.11.81 г. N 1145).
8.2.13. Общее заключение о пригодности к данной профессии выносится председателем медицинской комиссии или главным врачом лечебно-профилактического учреждения на основании результатов медицинского освидетельствования.
8.2.14. Для разбора конфликтных случаев создается специальная комиссия при соответствующей бассейновой больнице. Решение этой комиссии о пригодности лиц по состоянию здоровья к работе на судах является окончательным.
8.3. Медицинское обеспечение водолазных работ
8.3.1. В своей работе медицинский персонал должен руководствоваться действующими нормативными документами по медицинскому обеспечению водолазных работ, утвержденными или согласованными с Минздравом СССР (государственные стандарты по безопасности труда водолазов, Единые правила охраны труда на водолазных работах, Инструктивно-методические указания по медицинскому отбору и переосвидетельствованию водолазов и др.).
См. Межотраслевые правила по охране труда при проведении водолазных работ, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13 апреля 2007 г. N 269
8.4. Порядок проведения санитарных осмотров
8.4.1. Санитарные осмотры на судах проводятся представителями учреждений санитарно-эпидемиологической службы в следующем порядке:
а) санитарный осмотр судов морского флота с выдачей судового санитарного свидетельства на право плавания проводится один раз в 2 года;
б) карантинный досмотр проводится:
на всех прибывающих из-за границы советских и иностранных судах независимо от государственной или ведомственной принадлежности;
на всех советских судах, отправляющихся за границу, независимо от ведомственной принадлежности с выдачей разрешения на выход в плавание;
в) текущий санитарный осмотр проводится в порядке плановых обследований и по эпидемиологическим показаниям.
8.4.2. При санитарных осмотрах и карантинных досмотрах судна должны присутствовать капитан или замещающее его лицо из числа судовой администрации и медицинский персонал (если он имеется по штату).
Примечание. Капитан обязан обеспечить наличие на судне лиц, присутствие которых обязательно при проведении санитарного осмотра или карантинного досмотра. Отсутствие представителя администрации не может служить препятствием к осмотру судна.
8.4.3. На каждом судне должен быть санитарный журнал по форме, установленной Минздравом СССР, прошнурованный и скрепленный печатью бассейновой или портовой санитарно-эпидемиологической станции на водном транспорте. Санитарный журнал приобретается владельцем и хранится у капитана судна или у старшего помощника капитана и предъявляется по первому требованию представителей санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте.
Примечание. В случае утери санитарного журнала администрация судна при участии представителей учреждений санитарно-эпидемиологической службы составляет акт с указанием в нем причин утери и виновных лиц.
8.4.4. Администрация судна обязана оказывать содействие лицам, производящим санитарный осмотр судна, давать необходимые объяснения и справки по вопросам санитарного состояния судна.
8.4.5. Каждый санитарный осмотр судна должен сопровождаться соответствующей записью в санитарном журнале судна. Запись скрепляется подписями лица, проводившего санитарный осмотр, и представителя администрации судна, ответственного за его санитарное состояние и за выполнение предъявленных в данной записи санитарных требований.
8.4.6. Запись в санитарном журнале ведется в двух экземплярах (под копирку). Копия оставляется у лица, производившего санитарный осмотр.
8.4.7. Администрация судна обязана выполнять все требования представителя санитарно-эпидемиологической службы и судового врача по устранению выявленных санитарных нарушений в указанные ими сроки.
8.4.8. Повседневные санитарные осмотры проводит судовой врач (фельдшер). Осмотры могут проводиться без участия администрации судна.
8.4.9. Санитарные осмотры машинно-котельных отделений, пищевых блоков, внекаютных помещений и помещений общего пользования могут проводиться в течение суток.
Санитарные осмотры кают экипажа и пассажиров проводятся, как правило, с 8 до 22 ч. При необходимости (угрожающая эпидемиологическая обстановка, возникновение инфекционного заболевания) санитарные осмотры кают судовым врачом (фельдшером) или представителем санитарно-эпидемиологической службы могут проводиться в любое время суток.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.