Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 9
Методические указания
о гигиене хозяйственно-питьевого водоснабжения морских судов, N 1975-79
(утв. заместителем Главного государственного санитарного врача СССР
9 апреля 1979 г.)
Современный прогресс в судостроении и технологии водообработки в сочетании с совершенствованием гигиенических критериев и требований позволил в последние годы значительно улучшить организационные формы, техническую базу и гигиеническую надежность судового водоснабжения. Существенную роль в этом сыграли "Методические указания по гигиене водоснабжения транспортных и рыбопромысловых судов" N 729-68. Однако материалы научных исследований, технологических и конструкторских разработок, а также опыт практических наблюдений, накопленный за время, прошедшее после выхода в свет вышеупомянутых Методических указаний, определили необходимость существенной переработки их с уточнением и расширением ряда разделов.
Настоящие Методические указания имеют целью оказать действенную и эффективную помощь организациям и учреждениям санитарно-эпидемиологической службы в осуществлении предупредительного и текущего санитарного надзора за хозяйственно-питьевым водоснабжением морских судов всех типов, классов и назначений. Вопросы, связанные с подготовкой и использованием воды для технологических целей на судах флота рыбной промышленности, в Методических указаниях не рассматриваются.
1. Общие положения
1.1. Основной задачей организаций и учреждений санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих надзор в области судового водоснабжения, является организация действенного и эффективного контроля за обеспечением экипажей судов водой для хозяйственно-питьевых нужд, качество и количество которой отвечали бы требованиям действующих санитарно-нормативных документов.
В соответствии с этим функции организаций и учреждений санитарно-эпидемиологической службы в данной области включают:
надзор за соблюдением санитарных требований и нормативов при проектировании, строительстве и эксплуатации портовых водопроводных сооружений, портовых и других водоразводящих сетей и устройств, предназначенных для обеспечения судов водой из береговых источников;
надзор за соблюдением санитарных требований и нормативов при проектировании и эксплуатации судовых систем водоснабжения, включая емкости для хранения воды, водоразводящие сети и все виды устройств для получения воды (при автономном водоснабжении за счет забортной воды) и ее обработки;
организацию и осуществление лабораторного контроля, в соответствии с требованиями действующих санитарно-законодательных документов, за качеством воды, подаваемой на суда, приготовляемой на судах, хранящейся в судовых емкостях и подаваемой в разводящую сеть судна;
контроль за деятельностью береговых и судовых технических служб и ответственных лиц по обеспечению удовлетворительного санитарно-технического состояния и правильной эксплуатации систем водоснабжения и эффективной работы устройств для обработки воды, своевременного их ремонта и обеспечения запасными реагентами и узлами.
1.2. Представители ведомственных служб, в том числе санитарных, могут привлекаться организациями и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы для помощи в проведении обследований, изучения отдельных вопросов и т.п., однако без права принятия ими самостоятельных решений вопросов, являющихся компетенцией организаций санитарно-эпидемиологической службы.
1.3. Ответственность за обеспечение удовлетворительного технического состояния и эксплуатации систем водоснабжения и устройств для обработки воды должна возлагаться на соответствующие службы в портах и базовых организациях - судовладельцев, или на специально выделяемых для этой цели компетентных ответственных лиц.
На судах общую ответственность за качество воды, подаваемой экипажу, несет капитан, ответственность по вопросам, связанным с приемом, приготовлением, хранением, обработкой и распределением воды на судне, - старший помощник капитана; ответственность за состояние и качество работы устройств, аппаратов и механизмов, входящих в систему водоснабжения судна, а также приготовление воды - главный (старший) механик. Все эти службы и ответственные лица в своей работе должны непосредственно руководствоваться требованиями и рекомендациями организаций и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
Контроль за выполнением санитарных требований по всем вопросам, относящимся к хозяйственно-питьевому водоснабжению экипажей, в продолжение рейса должен осуществляться судовыми медицинскими работниками, получающими необходимый инструктаж в санитарно-эпидемиологических станциях по месту приписки судна.
1.4. При осуществлении надзора за водоснабжением организации и учреждения санитарно-эпидемиологической службы должны руководствоваться только документами общесоюзного и республиканского значения, а также указаниями и инструкциями министерств здравоохранения СССР и союзных республик.
2. Снабжение судов пресной водой из береговых источников
2.1. Вода из береговых источников, предназначенная для хозяйственно-питьевых целей, может приниматься на суда как непосредственно из портовых водопроводных сооружений, так и с судов-водолеев либо с других судов, предназначенных для транспортировки воды и специально для этой цели оборудованных.
2.2. Вода, принимаемая на суда в отечественных портах, должна соответствовать требованиям ГОСТ 2874-73 "Вода питьевая" и дополняющих либо заменяющих его общегосударственных документов при издании таковых. При приеме воды в иностранных портах необходимо получение от местных санитарных органов либо портовых властей сертификатов, удостоверяющих соответствие качества воды требованиям международных или национальных стандартов.
При приеме воды с водоналивного или другого судна в соответствующем товарном документе должны быть указаны место и дата получения воды передающим судном, наличие сертификата (если вода принята в иностранном порту) и сделана отметка о проведении обеззараживания воды перед ее передачей на принимающее судно. Документ должен быть заверен на передающем судне ответственным лицом.
Полученные сертификаты и передаточные документы должны храниться в судовом архиве и контролироваться организациями и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы по прибытии судна в отечественный порт.
2.3. Портовые водопроводные сооружения, водоразделяющие сети и водораздаточные устройства по своей конструкции, расположению и условиям эксплуатации должны соответствовать требованиям действующих Строительных норм и правил, Санитарных правил для морских судов СССР, Санитарных правил для морских судов промыслового флота СССР.
2.4. Передача воды на судно в порту должна осуществляться только из специальных гидрантов и только портовыми, а не судовыми шлангами.
2.4.1. Гидранты и шланги должны иметь на концах устройства, обеспечивающие герметичность их соединений и предотвращающие как утечку воды, так и подсос загрязненной воды в шланг в месте соединения с гидрантом.
Шланги должны быть изготовлены из материалов, не оказывающих отрицательного влияния на качество воды и обеспечивающих водонепроницаемость стенок шланга, легкость очистки его внутренней и наружной поверхностей и их устойчивость к дезинфицирующим препаратам. Каждый шланг должен быть оборудован специальными стандартными концевыми заглушками, зачехлен в период хранения. Обязательной является маркировка шлангов, используемых для бункеровки воды.
2.4.2. Шланги должны храниться в специально выделенном и оборудованном помещении, развешанными на колышках. Визуальный контроль за состоянием шлангов должен проводиться регулярно лицами, работающими с ними, и представителями организаций и учреждений санитарно-эпидемиологической службы при периодических обследованиях. С целью предотвращения загрязнения воды при использовании загрязненных шлангов необходимо не реже двух раз в месяц проводить лабораторный контроль смывов с внутренних поверхностей шлангов и не реже одного раза в месяц осуществлять дезинфекцию шлангов.
2.4.3. При проведении дезинфекции шланги предварительно тщательно промывают током воды, затем обрабатывают текучим паром, пропускаемым через шланги в течение 15-20 мин, или 0,5%-ным раствором хлорной извести, заливаемым в шланги на 1 ч. После дезинфекции раствором шланги промывают чистой водопроводной водой в течение 5-10 мин до исчезновения запаха хлора в вытекающей из шланга воде. Все работы по дезинфекции должны выполняться только специальными подразделениями санитарно-эпидемиологической службы.
2.4.4. Доставка шлангов от хранилища к гидрантам и обратно должна проводиться только на специально сконструированных или приспособленных для этой цели тележках, имеющих устройства для намотки и закрепления шлангов.
2.4.5. При соединении шлангов с гидрантами, передаче свободного конца на судно и обратных операциях, а также при перекачке воды необходимо избегать контакта поверхности и особенно концов шлангов с почвой и забортной водой, а также провисания шлангов в воду во избежание их загрязнения, в том числе за счет подсоса забортной воды.
2.4.6. Шланги, предназначенные для передачи питьевой воды, должны использоваться только по своему прямому назначению и ни для каких других целей применяться не могут.
2.4.7. При бункеровочных операциях с использованием шлангов перед присоединением шланга к приемной втулке он должен быть промыт током воды в течение 1-2 мин; одновременно обмывается приемная втулка.
2.4.8. Все операции по хранению, транспортировке и работе со шлангами, включая их соединение с гидрантами, передачу на судно, перекачку воды и обратный прием шлангов, должны проводиться только работниками специальной портовой службы или в небольших портах - специально назначенными для этой цели лицами. Эти лица должны проходить предварительный, при поступлении на работу, и периодический медицинский осмотр в соответствии с приказом Минздрава СССР N 1410-76 от 31 марта 1976 г. "Санитарные правила для предприятий общественного питания".
2.4.9. На судах-водолеях и других судах, осуществляющих транспортировку воды, шланговое хозяйство должно организовываться и эксплуатироваться в соответствии с требованиями пп. 2.4.1-2.4.9. Дезинфекция шлангов во время портовой стоянки судна проводится при участии или под контролем организаций или учреждений санитарно-эпидемиологической службы, в условиях рейса - членами экипажа, прошедшими освидетельствование в соответствии с вышеупомянутым приказом (N 1410-76), под наблюдением судового медицинского работника и по его первому требованию.
2.5. Транспортирование воды для хозяйственно-питьевых целей может осуществляться только специально построенными или переоборудованными для этой цели водоналивными судами, а на неспециализированных судах - только в емкостях, расположение, конструкция и покрытие которых полностью отвечают требованиям соответствующих санитарных правил для морских транспортных и рыбопромысловых судов.
В случаях балластировки цистерн пресной воды забортной водой на танкерах-водолеях последняя должна забираться на максимально возможном удалении от района скопления судов и берегов. Перед последующим приемом пресной воды эти цистерны должны быть обработаны в соответствии с требованиями, изложенными в пп. 4.7, 4.8, 4.11.
2.6. Опыт гигиенических исследований в области антикоррозионной защиты емкостей и появление в последние годы ряда новых эффективных покрытий позволяют сделать следующие дополнения к требованиям Санитарных правил.
2.6.1. Применение для антикоррозионной защиты питьевых емкостей цементных покрытий, в том числе с углекислотной обработкой, должно быть полностью исключено из практики при постройке новых судов, а также при ремонте судов, находящихся в эксплуатации.
2.6.2. Для антикоррозионной защиты питьевых емкостей могут быть использованы только материалы, допущенные для использования в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения министерствами здравоохранения союзных республик.
2.6.3. Из числа выпускаемых промышленностью материалов для покрытий следует рекомендовать в первую очередь применение цинк- и этилсиликатных красок (В-ЖС-41, КО-42), эмали ХС-769П, а также хорошо зарекомендовавшего себя в многолетней практике лака ХС-76.
2.6.4. Все работы по очистке и подготовке цистерн, удалению старых покрытий и нанесению новых должны производиться только специально обученными лицами. Выполнение этих работ силами экипажей судов запрещается. Также недопустимо проведение работ, связанных с обновлением или заменой антикоррозионных покрытий, во время пребывания судов в рейсе.
2.6.5. Важнейшим условием доброкачественности и эффективности антикоррозионных покрытий является строгое соблюдение требований технологических инструкций по их применению. Организации и учреждения санитарно-эпидемиологической службы контролируют выполнение этих требований на всех этапах подготовки цистерн, нанесения и просушивания покрытия и промывки цистерн, а по завершении всех технологических операций требуют проведения пробного испытания качества покрытия путем заполнения цистерн водой на срок не менее 24 ч и лабораторного исследования отбираемых после этого проб воды.
2.6.6. При получении удовлетворительных результатов анализа воды и отсутствии замечаний представители организаций и учреждений санитарно-эпидемиологической службы совместно с представителями организации, производившей работы в цистернах, и администрацией судна решают вопрос о пригодности цистерн к эксплуатации с указанием срока следующей антикоррозионной обработки.
2.7. Для улучшения и сохранения качества воды, принятой на судно, или приготовленной на судне питьевой воды может применяться обеззараживание или консервация воды электролитическим серебром.
2.7.1. Единственным апробированным и допущенным для использования в судовых условиях методом консервации воды является обработка ее ионами серебра, вводимыми в воду электролитическим способом. Применение других средств и способов консервации допустимо только с разрешения Министерства здравоохранения СССР.
2.7.2. Вода, подвергаемая обеззараживанию или одновременно и обеззараживанию и консервации серебром, по физико-химическим и бактериологическим показателям должна соответствовать ГОСТ 2874-73 (а при приеме в иностранных портах - международным или национальным стандартам).
2.7.3. Серебро в концентрации, регламентированной ГОСТ 2874-73 (не более 0,05 мг/л), обладает бактерицидным действием. Учитывая возможность приема воды недостаточно гарантированного качества или появление вторичных загрязнений в процессе хранения воды на судне, рекомендуется проводить обработку ее концентрациями серебра 0,2-0,5 мг/л, при контакте серебра с водой перед подачей к потребителям не менее 30 мин. При этих условиях обеспечиваются первичный бактерицидный эффект и последующий бактериостатический эффект действия серебра. Поскольку указанные концентрации серебра превышают существующий норматив, обработанную воду перед подачей к потребителям необходимо подвергнуть десеребрению до достижения концентрации серебра 0,05 мг/л или ниже (определение серебра проводится по ГОСТ 18293-72 "Вода питьевая. Методы определения свинца, цинка, серебра").
2.7.4. Для введения серебра в воду могут применяться только аппараты, обеспечивающие достаточно точное дозирование серебра в воду и разрешенные для этой цели организациями и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (ионаторы ЛК-28 или другие). Принимая во внимание рекомендации, изложенные в п. 2.7.3, ионаторы должны устанавливаться на судах только в комплекте с фильтрами для десеребрения воды (типа ФС-03 или другими).
2.7.5. Воду, обработанную серебром в соответствии с п. 2.7.3, после десеребрения можно подавать потребителям без дополнительного обеззараживания.
2.7.6. Фильтрация воды через материалы, импрегнированные или покрытые серебром, не обеспечивает эффективной консервации или обеззараживания воды. Поэтому такое применение серебра должно рассматриваться организациями и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы только как метод снижения или предотвращения размножения микроорганизмов в самом фильтре.
2.8. При вынужденном приеме на судно воды недостаточно гарантированного качества, а также если срок хранения воды на транспортирующем судне, не подвергнутой консервации, превышает пять суток, независимо от ее исходного качества, вода должна в обязательном порядке подвергаться очистке и обеззараживанию соответственно при приеме на борт и перед подачей потребителям (или передаче на другое судно). Кроме того, в отсутствие на судне средств для консервации воды желательно производить периодическое (не реже чем каждые 10 дней) обеззараживание всего хранимого запаса воды, чтобы избежать чрезмерного массивного накопления в ней бактериальных загрязнений.
2.9. В работе по контролю за организацией и проведением обработки воды на судах учреждения санитарно-эпидемиологической службы должны руководствоваться, в дополнение к соответствующим требованиям Санитарных правил, следующими положениями.
2.9.1. Безреагентным методам обработки воды (УФ-излучение, озонирование) во всех случаях должно отдаваться предпочтение перед методами, основанными на применении реагентов.
2.9.2. При объективной невозможности использования на конкретном судне безреагентных методов водообработки должны применяться, как правило, системы аппаратурного введения реагентов в воду, исключающие или сводящие к минимуму погрешности дозирования реагентов.
2.9.3. Судовая система водообработки должна включать узлы осветления и дезодорации (раздельные или совмещенные в одном блоке) и узел обеззараживания. Расширение этой системы за счет дополнительных устройств (консервации, обесцвечивания, обезжелезивания и т.п.) должно рассматриваться организациями и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы как прием повышения эффективности схемы водообработки и надежности качества подаваемой экипажу воды.
2.9.4. Эффективность судовой схемы водообработки определяется единственно соответствием качества обработанной воды требованиям ГОСТ 2874-73 "Вода питьевая".
2.9.5. Общими условиями, определяющими эффективность судовой схемы водообработки, являются:
правильный выбор используемых методов водообработки применительно к конкретным условиям водоснабжения судна, основывающийся на соответствующих гигиенических и технологических рекомендациях;
соответствие качества воды, подаваемой к водоочистному устройству (аппарату), допустимым параметрам, обеспечивающим эффективную работу данного устройства (аппарата);
соответствие условий обработки воды (интенсивность и скорость прохождения потока воды, продолжительность контакта и т.п.) требованиям, определяющим особенности данного метода и устройства (аппарата);
правильная последовательность размещения водоочистных устройств (аппаратов) на пути транспортирования воды от источника к емкости для хранения и затем к потребителям;
строгое соблюдение технологических и гигиенических требований к эксплуатации водоочистных устройств (аппаратов);
своевременное проведение профилактических осмотров и операций, предусмотренных технологическими инструкциями по эксплуатации устройств (аппаратов), ремонтных работ и замены сменяемых или вышедших из строя узлов и деталей.
Регулярный контроль за выполнением вышеперечисленных условий, проводимый совместно с ответственными представителями технико-эксплуатационных служб флота, является одной из важнейших обязанностей органов санитарного надзора в области водоснабжения.
2.10. В настоящее время апробированы в реальных условиях эксплуатации и могут быть рекомендованы для использования на судах следующие отечественные аппараты для обработки воды: ионатор ЛК-28 (только в сочетании с фильтром для десеребрения, см. пп. 2.7.3-2.7.5), установки ОВ-1П и ОВ-50 с ультрафиолетовыми лампами погружного типа и хлораторная установка ОВХ-1. Из числа устройств, применяющихся на судах зарубежной постройки, можно рекомендовать ряд обеззараживающих установок с ультрафиолетовыми лампами ("Multus", "Aquavital", U-3, U-5, UV-25 и др.), озонаторные установки СОГ 16-1 и фильтры разных типов ("Cuno", "Berkefeld", "Sterogil", "Prolith", FW и др.).
Использование вновь разрабатываемых или приобретаемых за рубежом установок и аппаратов может быть разрешено только после их апробации и согласования с Министерством здравоохранения СССР.
2.11. Эффективность работы судовых установок с ультрафиолетовыми лампами зависит в первую очередь от следующих условий:
соответствия физико-химических показателей качества обеззараживаемой воды требованиям ГОСТ 2874-73, что определяется качеством принимаемой на борт воды и адекватностью условий ее хранения (см. пп. 2.2, 2.6), а также предшествующим использованием других приемов обработки воды (осветление);
интенсивности потока воды, подаваемой к установке (для установок ОВ-1П она не должна превышать 3 м3/ч);
своевременной очистки ламп от оседающих загрязнений;
своевременной замены ламп при выходе их из строя или по окончании паспортного срока службы (для отечественных ламп БУВ-30, БУВ-30П, БУВ-60 он составляет в среднем 1500 ч, причем интенсивность излучения лампы к этому сроку снижается на 50%).
2.12. Хлораторные установки на судах должны обеспечивать поступление в обрабатываемую воду активного хлора в концентрации 5-7 мг/л, что должно учитываться при расчете концентрации и дозы используемого хлорного препарата (см. приложение 1). Продолжительность контакта обрабатываемой воды с хлором должна составлять не менее 30 мин.
Обязательным условием при работе установок в указанном режиме должно быть дехлорирование обработанной воды перед ее подачей потребителям, что осуществляется путем ее пропускания через фильтры-дехлораторы, заполненные активированным углем или другим эффективным сорбентом. Эффективность дехлорирования воды в фильтре зависит, помимо качества сорбента, также от своевременности и регулярности его промывки и регенерации.
2.13. На судах, не оборудованных аппаратами для обеззараживания воды, эту операцию должен выполнять судовой медицинский работник с помощью членов экипажа, ответственных за водоснабжение судна, а при отсутствии медицинского работника - члены экипажа под руководством лица, ответственного за водоснабжение судна. Обеззараживание хранящейся воды должно проводиться не реже чем каждые 10 дней. Методика проведения дезинфекции приведена в приложении 2.
3. Использование опресненной воды для хозяйственно-питьевых целей на судах
Получение пресной воды из забортной (морской) непосредственно на борту судна представляет перспективный путь решения давней и не теряющей актуальности для флота проблемы нехватки воды.
Разработка методов и аппаратов для получения опресненной воды и последующего ее кондиционирования обеспечила возможность широкого внедрения в практику этой формы водоснабжения судов. В гигиеническом отношении снабжение судов опресненной водой характеризуется рядом особенностей, отличающих его от водоснабжения из береговых источников и требующих специального рассмотрения.
3.1. Морская вода для опреснения с целью последующего хозяйственно-питьевого использования должна приниматься на судно в незагрязненных районах, а при отсутствии сведений о загрязнении воды в районах работы судна - не ближе 25 морских миль от берега.
3.1.1. Если производственные задачи определяют необходимость длительной работы судна в прибрежной полосе, вода для опреснения должна забираться в максимально возможном удалении от берега и от известных источников загрязнения (населенные пункты, промышленные предприятия и т.п.).
3.1.2. В дополнении к соответствующим требованиям Санитарных правил с целью предотвращения загрязнения опресненной воды за счет исходной не рекомендуется проводить прием и опреснение морской воды при работе судна в месте большого скопления других судов (например, на ограниченном участке рыбопромыслового района), а также при нахождении судна в дрейфе.
3.2. Вода, получаемая на дистилляционных опреснительных установках при температуре испарения более 80°С, может непосредственно использоваться для мытья и хозяйственных целей. При всех прочих способах опреснения должно быть предусмотрено обеззараживание опресненной воды перед ее использованием в этих целях.
3.3. Вода, получаемая на дистилляционных опреснительных установках любого типа, может использоваться для питья только после коррекции ее солевого состава (минерализации) и обеззараживания.
3.4. Применение для минерализации зарубежных устройств, основанных на фильтрации воды через различные минеральные препараты или введении в воду солевых таблеток либо растворов, не обеспечивает получение доброкачественной в гигиеническом отношении воды. Использование этих устройств может быть допущено только после их переоборудования в соответствии с требованиями, изложенными в п. 3.10 настоящих Методических указаний.
3.5. В настоящее время минерализацию опресненной воды на судах разрешается проводить только методами, разработанными Научно-исследовательским институтом гигиены водного транспорта совместно с Институтом геохимии и аналитической химии АН СССР, НИИ пластмасс, которые основаны на введении в опресненную воду солевой рецептуры с использованием либо минерализатора типов MB и МД, либо электродиализного минерализатора. Применение других методов минерализации может быть разрешено только после их изучения и согласования с Министерством здравоохранения СССР.
3.6. Для минерализации дистиллята по методу, указанному в п. 3.5, могут применяться только соли, расфасованные и упакованные промышленным способом в соответствии с ТУ химической промышленности 6-09-3457-83 (приложение 5) или заменяющим их документом, согласованным с Министерством здравоохранения СССР. Какие-либо произвольные изменения состава набора солей, а также расфасовка и упаковка их местными береговыми организациями или экипажами судов недопустимы.
3.7. Опресненная вода, подвергающаяся минерализации, должна иметь исходное общее солесодержание (определяемое по солемеру опреснительной установки) не выше 20 мг/л.
3.8. Комплекты солей ТУ 6-09-3457-78 рассчитаны на получение воды с общим солесодержанием 500 мг/л. Последние исследования Научно-исследовательского института гигиены водного транспорта показали, что оптимальное солесодержание опресненной воды после ее минерализации составляет 250-500 мг/л и что в практике водоснабжения судов можно ориентироваться на нижнюю границу этого диапазона, т.е. повышать солесодержание опресненной воды только до уровня 250 мг/л.
3.9. В зависимости от метода минерализации, типа дозаторной установки допустимы отклонения содержания солей в пределах не более +-10-15%.
3.10. Для минерализации воды по способу, указанному в пп. 3.5-3.8, должны применяться установки и аппараты, позволяющие готовить минерализованную воду с составом, соответствующим нормативам, утвержденным Министерством здравоохранения СССР, и при этом с минимальными затратами рабочего времени и с максимальным соблюдением требований гигиены и техники безопасности.
3.11. Как правило, должны применяться минерализаторы, прошедшие гигиеническую апробацию и выпускаемые серийно или изготовленные заводским способом. В настоящее время этим требованиям удовлетворяют автоматизированные минерализаторы типизированного ряда МД и минерализаторы вымывного типа, разработанные Клайпедским отделением Гипрорыбфлота (тип MB) и ЦКБ "Ленинская кузница". Допустимы также переделки систем минерализации на некоторых типах судов зарубежной постройки с использованием имеющегося (или встроенного) оборудования, как минерализаторов вымывного типа. Такая переделка может проводиться только по согласованию с организациями и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы и только в заводских условиях. Производить какие-либо изменения в системе минерализации силами экипажа в рейсе недопустимо.
3.12. Основной запас комплектов солей для минерализации следует хранить в сухом помещении при температуре не выше 25°С (температура плавления хлористого кальция). Не следует создавать на судне излишне больших запасов солей, так как при длительном хранении может ухудшаться их качество (пожелтение и т.п.).
3.13. Минерализатор должен быть установлен в изолированном помещении, в котором должны быть оборудованы стеллажи для хранения рабочего запаса комплектов минерализующих солей, раковина с подводом холодной и горячей воды, рабочее место оператора (стол, стул, инструменты для вскрытия пакетов) и средства личной гигиены (дезинфицирующий раствор, мыло, щетки). Допускается установка минерализаторов вымывного типа (MB) в машинном отделении в местах, исключающих попадание на минерализатор горюче-смазочных материалов, забортной воды. Рядом с минерализатором должен быть оборудован стол с инструментом для вскрытия пакетов.
3.14. При использовании для питьевого водоснабжения питьевой минерализованной воды рекомендуется иметь ее запас, не превышающий пятисуточную потребность. При хранении питьевой минерализованной воды свыше пяти суток необходимо подвергнуть ее дополнительному обеззараживанию.
3.15. В связи с возможностью существенного ограничения судового запаса воды (п. 3.14) для хранения минерализованной воды должны использоваться только емкости, расположение и конструкция которых наилучшим образом удовлетворяют санитарным требованиям (как правило, вкладные). Антикоррозионная защита емкостей и их обработка должны выполняться в соответствии с требованиями пп. 2.6, 3.10, 3.11 настоящих указаний.
3.16. Минерализованную опресненную воду следует обеззараживать сразу после приготовления, т.е. перед закачкой в цистерны запаса и при подаче из этих цистерн в распределительную сеть (потребителям).
3.17. Наиболее адекватным и рекомендуемым методом обеззараживания минерализованной воды является обработка ее ультрафиолетовым излучением. Приемлемым методом является также озонирование. Применение хлорирования не рекомендуется из-за существенных недостатков, с которыми связана реализация этого метода в судовых условиях (необходимость хранения запасов активных препаратов и приготовления их растворов, возможность существенных ошибок в дозировании хлора и т.п.), а также потому, что хорошие физико-химические показатели и относительно низкая бактериальная обсемененность минерализованной воды обеспечивают надежность ее обработки безреагентными методами.
На судах, которые снабжают в море питьевой водой другие суда, следует применять консервирование минерализованной воды серебром в соответствии с п. 2.7.
4. Дезинфекция судовых систем водоснабжения
4.1. Целью дезинфекции систем водоснабжения является профилактика или устранение уже имеющегося загрязнения самой системы и соответственно находящейся в ней воды.
4.2. Обязательными основаниями для проведения дезинфекции систем водоснабжения являются:
подготовка судна к эксплуатации после постройки, ремонта или межрейсовой стоянки;
проведение работ по ремонту систем водоснабжения, при которых в них могут быть внесены бактериальные загрязнения (замена или ремонт насосов и секций трубопроводов, работы в цистернах для хранения воды и т.п.);
ухудшение качества судового запаса воды по бактериологическим показателям ниже требований ГОСТ 2874-73, не устраняющееся после двукратного обеззараживания воды.
Решение о проведении дезинфекции всей системы или отдельных ее частей принимается представителями организаций и учреждений санитарно-эпидемиологической службы по месту постройки, ремонта или стоянки судна.
4.3. Все работы по подготовке к дезинфекции систем водоснабжения и ее проведению должны выполняться только в заводских условиях или во время портовой стоянки судна под непосредственным руководством представителей организаций и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
4.4. До начала дезинфекционных работ ответственный за них представитель организаций и учреждений санитарно-эпидемиологической службы совместно с судовым медицинским работником и компетентным представителем администрации судна должны составить план их проведения. Для этого с помощью проектной документации уточняется схема систем водоснабжения судна, учитываются все водоразборные точки в дезинфицируемой системе и все имеющиеся ответвления, определяются объемы дезинфицируемых цистерн и трубопроводов* с целью расчета потребного количества дезинфицирующих средств и растворов.
4.5. Перед проведением дезинфекции члены экипажа и другие лица, находящиеся на судне, должны быть предупреждены по судовой радиотрансляционной сети о начале дезинфекционных работ, необходимости закрыть все краны и запрещении открывать их и пользоваться водой до специального разрешения. Рекомендуется повторить это сообщение несколько раз во время проведения работ.
4.6. Подготовительные работы должны выполняться судостроительными, судоремонтными заводами или базовыми организациями флота и только силами специальных бригад, создаваемых на этих предприятиях для работы в системах водоснабжения (см. п. 2.6.5).
4.7. Для подготовки сети к дезинфекции из нее спускается вода, закрываются все краны и другие водоразборные устройства. Для очистки емкостей из них после слива воды необходимо тщательно удалить щеткой накопившиеся осадки через грязевой выпуск; если выпуск отсутствует, грязь нужно удалить промыванием водой с помощью гибкого шланга, вводимого в нижнюю точку емкости, и насоса, не связанного с системой водоснабжения. Если покрытие емкости частично или полностью разрушено, его необходимо восстановить до начала дезинфекционных работ. Непосредственно перед началом дезинфекции все емкости тщательно промывают водопроводной водой; емкости, доступ в которые и осмотр затруднены из-за особенностей конструкции, тщательно промывают водопроводной водой под напором через приемный патрубок и при открытом грязевом выпуске.
4.8. Для дезинфекции используются хлорные препараты имеющиеся в продаже: хлорная известь, хлорамин, ДТСГК (двутретиосновная соль гипохлорита кальция).
4.9. Все операции по дезинфекции судовых систем водоснабжения можно разделить на дезинфекцию емкостей и дезинфекцию водоразводящей сети.
4.10. Дезинфекция емкостей проводится методом орошения дезинфицирующим раствором всех внутренних поверхностей или методом наполнения емкостей соответствующим раствором. Первый метод более приемлем для обработки больших емкостей, второй - для малых и труднодоступных для работы в них емкостей. Выбор метода в каждом случае зависит от особенностей судовой системы и конкретных условий и определяется ответственным за дезинфекцию представителем организации или учреждения санитарно-эпидемиологической службы.
4.11. При применении метода орошения до начала работ готовится (в некорродирующей емкости) осветленный раствор хлорной извести либо растворы хлорамина или ДТСГК с концентрацией активного хлора в 200-250 мг/л (методы приготовления приведены в приложении 1) в количестве, определяемом из расчета расхода раствора 0,3-0,5 л на 1 м2 поверхности обрабатываемой емкости (обработке подлежат все без исключения внутренние поверхности емкостей).
4.11.1. Дезинфицирующий раствор должен наноситься на обрабатываемые поверхности под напором, с помощью дезинфекционной аппаратуры (гидропульты).
4.11.2. Через 1,5 ч после завершения обработки все обработанные поверхности следует 3-4 раза тщательно промыть проточной водопроводной водой (из шланга). Обработанная вода выпускается через грязевой выпуск или откачивается через шланг**.
4.11.3. По окончании промывки цистерны она может быть заполнена водой из берегового водопровода. Ввод ее в эксплуатацию может быть разрешен только после получения результатов лабораторного исследования воды (см. п. 4.13.4).
4.12. При использовании метода наполнения готовятся концентрированные растворы хлорных препаратов с таким расчетом, чтобы при добавлении к воде в полном объеме обрабатываемой цистерны концентрация активного хлора составляла 75-100 мг/л.
4.12.1. Дезинфицирующие растворы желательно вводить в емкость одновременно с заполнением ее водой (для обеспечения хорошего перемешивания). Если это невозможно по техническим причинам, то раствор вводится после заполнения емкости водой на 50-60% ее объема, а остальное количество воды заливается после введения раствора.
4.12.2. После контакта в течение не менее 8 ч хлорированная вода удаляется через грязевой выпуск или откачивается, после чего емкость промывается водой из городского водопровода до тех пор, пока содержание активного хлора в промывной воде не снизится до 0,5-0,3 мг/л. Емкость вводится в эксплуатацию после получения положительных результатов бактериологического анализа воды (см. п. 4.3.4).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 4.13.4
4.13. Дезинфекцию водоразводящей сети проводят путем заполнения ее раствором хлора (после слива воды из всех кранов, особенно концевых).
4.13.1. Для дезинфекции используется раствор с концентрацией активного хлора 75-100 мг/л, который готовят в предварительно продезинфицированной (пп. 4.10-4.12) судовой цистерне в количестве, соответствующем (с некоторым запасом) предварительно рассчитанному объему трубопроводов (см. примечание к п. 4.4).
4.13.2. После приготовления раствора хлора все краны в сети открывают и насосом закачивают раствор в сеть. Закачку производят до тех пор, пока в наиболее удаленных от места подачи раствора точках концентрация активного хлора в вытекающей воде составит не менее 50% от заданной концентрации (при невозможности организовать определение остаточного хлора раствор закачивают до появления в вышеуказанных точках воды с ощутимым запахом хлора).
4.13.3. После заполнения сети по требованиям, указанным в п. 4.13.2, все краны закрываются и раствор оставляют в сети на срок не менее 8 ч. Для исключения утечек воды через случайно открываемые краны в этот период следует установить возле кранов предостерегающие надписи и давать повторные объявления о проведении дезинфекции по судовой радиосети.
4.13.4. По окончании контактного периода вся вода из сети спускается через краны, а из цистерны - через грязевой выпуск или при его отсутствии откачивается шлангом. После этого цистерна заполняется водопроводной водой, затем открываются все водоразборные краны и чистая вода из цистерны закачивается в сеть для промывки последней. Промывка системы проводится под напором, при открытых кранах, в течение не менее 15-20 мин, после чего из наиболее отдаленных от цистерн точек отбирают пробы воды для определения содержания в ней остаточного хлора.
Если его концентрация снизится до 0,3-0,5 мг/л, промывку заканчивают; при более высоких концентрациях промывку продолжают до снижения содержания остаточного хлора до вышеуказанного уровня. По окончании промывки необходимо провести бактериологическое исследование воды (отбираемой из концевых точек) и при получении результатов, удовлетворяющих требованиям ГОСТ 2874-73, сеть может быть введена в эксплуатацию. При неудовлетворительном результате бактериологического исследования должны быть приняты меры для нахождения и устранения причины загрязнения воды в сети, во всех случаях необходимо провести повторную дезинфекцию сети до получения положительных результатов бактериологического анализа воды.
5. Контроль за судовым водоснабжением
5.1. Общие обязанности по контролю за водоснабжением на судах распределяются в соответствии с пп. 1.3-1.4 настоящих Методических указаний.
5.2. Судовой медицинский работник обязан регулярно контролировать своевременность и строгое соблюдение режимов водообработки, обеспеченность экипажа водой в соответствии с санитарными нормами, соблюдение гигиенических требований при приеме и передаче воды с судна на судно, при хранении шлангового хозяйства для передачи воды, при проведении минерализации воды, обеспеченность судна комплектами солей для минерализации и обеззараживающими агентами.
5.3. Непосредственный контроль качества воды во время рейса осуществляется медицинским работником по органолептическим и основным химическим показателям, для чего суда должны быть обеспечены лабораториями контроля качества питьевой воды, а до освоения их производства промышленностью, оборудованием и реактивами для выполнения простейших физико-химических анализов воды (определение органолептических показателей, содержания железа, окисляемости, остаточного хлора). Контроль содержания солей в минерализованной воде должен выполняться с помощью специально тарированных солемеров; при отсутствии их ориентировочный контроль может проводиться с использованием судовых лабораторий для контроля качества технической воды СКЛАВ-1 по методике, изложенной в приложении 4.
5.4. При обнаружении ухудшения качества воды по каким-либо показателям судовой медицинский работник обязан принять все возможные меры для выяснения и устранения причин, вызвавших это ухудшение, и для предупреждения подачи экипажу недоброкачественной воды.
5.5. При невозможности проведения лабораторного исследования воды непосредственно на судне судовые медицинские работники должны отбирать в течение рейса пробы воды для физико-химического, а за 2-3 сут до прихода в порт и бактериологического исследования их в лаборатории санэпидстанции. Точки и периодичность отбора проб воды устанавливаются представителем органов Госсаннадзора совместно с судовым медиком перед выходом судна в рейс и записываются в рейсовом задании.
5.6. При отборе проб воды судовой медицинский работник должен руководствоваться следующими правилами.
5.6.1. Для контроля качества воды, хранящейся в цистернах, пробы следует отбирать из пробных кранов цистерны (водомерных стекол) или при их отсутствии - из ближайшей к цистерне точки водоразбора. Для оценки состояния водоразводящей сети и качества воды в ней должны отбираться пробы из концевых (тупиковых) точек сети.
5.6.2. Объем каждой пробы должен составлять 1-1,5 л.
5.6.3. Пробы отбираются в стеклянные бутылки, которые предварительно должны быть тщательно вымыты (без мыла) и ополоснуты дистиллированной или кипяченой водой. Бутылки должны плотно закрываться корковой, полиэтиленовой или резиновой пробкой, обернутой фольгой (станиолем), либо навинчивающейся крышкой.
5.6.4. Перед отбором пробы из крана следует предварительно спустить из него воду в течение 3-5 мин, затем 2-3 раза сполоснуть вытекающей водой бутылки перед забором в них пробы.
5.6.5. Бутылки следует заполнять водой так, чтобы между верхним уровнем воды и пробкой оставалось воздушное пространство объемом 10-15 мл.
5.6.6. Закрытые бутылки с пробами следует хранить в темноте при температуре 3-4°С (в холодильнике) и немедленно по приходе в первый отечественный порт передавать их в лабораторию санэпидстанции.
5.6.7. Каждая проба воды, отобранная судовым медиком, должна сопровождаться подробным указанием места и условий ее отбора.
5.6.8. Пробы воды на бактериологический анализ для определения эффективности работы средств обеззараживания должны отбираться до и после обработки.
5.7. Представители органов Госсаннадзора должны отбирать пробы воды из цистерн и водоразводящей сети для физико-химического и бактериологического исследования перед выходом судна в рейс (после проведения дезинфекции системы) и по его возвращении.
5.8. Рекомендуется периодическое проведение работниками органов Госсаннадзора обследований условий водоснабжения судов непосредственно в рейсе. Такие обследования должны сопровождаться лабораторным исследованием воды, для чего могут использоваться портативные полевые лаборатории (типа ПЛАВ и другие) или обычное лабораторное оборудование, приспособленное для работы в море.
5.9. В береговых условиях все пробы воды должны исследоваться в соответствии с требованиями ГОСТ 2874-73 "Вода питьевая" и методами, рекомендуемыми этим ГОСТом. При проведении исследований на борту судна допустимо использование полевых методов, отличающихся от рекомендуемых ГОСТом.
5.10. На судах, снабжаемых минерализованной опресненной водой, надзор за ее приготовлением и использованием должен быть организован с учетом следующих дополнительных требований.
5.10.1. Проведение минерализации должно быть поручено строго определенному кругу лиц (не более чем одному в каждой вахте), которые должны сдать экзамен по санитарно-техническому минимуму и подвергаться профилактическим медицинским осмотрам, как работники пищеблоков.
5.10.2. Контроль за соблюдением гигиенических требований при проведении минерализации воды должен осуществляться регулярно (непосредственно при проведении минерализации) судовым медицинским работником или старшим помощником капитана, контроль за состоянием и правильностью эксплуатации минерализаторов и связанных с ним аппаратов и механизмов - главным (старшим) механиком судна. Лабораторный контроль качества приготовляемой воды осуществляется органами Госсаннадзора по приходе судна в порт, а при наличии на судне необходимого оборудования - также судовым медицинским работником по графику, разработанному или согласованному органами Госсаннадзора.
5.10.3. С целью учета количества и качества приготавливаемой и передаваемой другим судам минерализованной воды на каждом судне должны иметься "Журнал учета, изготовления и использования минерализованной питьевой воды" и "Журнал контроля приготовления и качества минерализованной питьевой воды" (приложение 5). Оформление и ведение этих журналов выполняются лицами, ответственными за проведение минерализации и осуществляющими контрольные функции.
_____________________________
* Для определения объема трубопроводов пригоден приближенный расчет: принимается, что объем каждых 100 м труб при диаметре 50 мм составляет 0,2 м3, 75 мм - 0,5 м3, 100 км - 0,8 м3, 150 мм - 1,8 м3, 200 мм - 3,2 м3, 250 мм - 5 м3. К полученному общему объему трубопроводов следует добавить 3-5%-ную поправку на вероятный непроизводительный излив из сети при ее заполнении водой, содержащей дезинфицирующие средства.
** Все операции по нанесению и удаление дезинфицирующих растворов должны выполняться работниками только в продезинфицированной спецодежде, надеваемой непосредственно перед спуском в обрабатываемую емкость, и в противогазе с коробкой марки В желтого цвета. Перед горловиной цистерны устанавливается бачок с раствором хлорной извести для обмывания сапог.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.