Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51206-2004
"Автотранспортные средства. Содержание загрязняющих веществ в воздухе пассажирского помещения и кабины. Нормы и методы испытаний"
(утв.приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 110-ст)
Motor vehicles. Content of pollutants in the air of passenger compartment and cabin. Norms and test methods
Дата введения 1 января 2006 г.
Взамен ГОСТ Р 51206-98
Приказом Росстандарта от 27 июня 2016 г. N 683-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 апреля 2017 г. в связи с принятием и введением в действие ГОСТ 33554-2015 "Автомобильные транспортные средства. Содержание загрязняющих веществ в воздухе кабины водителя и пассажирского помещения. Технические требования и методы испытаний" для добровольного применения в РФ
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства (далее - АТС) категорий М, N* с двигателями внутреннего сгорания, имеющие максимальную расчетную скорость не менее 50 км/ч.
Стандарт устанавливает требования к содержанию загрязняющих (вредных) веществ в воздухе пассажирского помещения и кабины, образующихся при сгорании топлива в двигателе и испарении топлива и смазок из систем автомобиля.
Стандарт не распространяется на транспортные средства, не предназначенные для передвижения по дорогам общего пользования (карьерные самосвалы, сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы и др.).
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 17.2.6.02-85 Охрана природы. Атмосфера. Газоанализаторы автоматические для контроля загрязнения атмосферы. Общие технические требования
ГОСТ Р 41.85-99 (Правила ЕЭК ООН N 85) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей внутреннего сгорания или систем электротяги, предназначенных для приведения в движение механических транспортных средств категорий М и N, в отношении измерения полезной мощности и максимальной 30-минутной мощности систем электротяги
ГОСТ Р 51980-2002 Транспортные средства. Маркировка. Общие технические требования
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения, обозначения и сокращения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 загрязняющее (вредное) вещество (ЗВ): Химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду*(1).
3.2 ориентировочный безопасный уровень воздействия ЗВ в атмосферном воздухе населенных мест (ОБУВ): Временный гигиенический норматив максимального содержания ЗВ в атмосферном воздухе пассажирского помещения и кабины АТС, утвержденный в установленном порядке.
3.3 предельно допустимая максимальная разовая концентрация ЗВ (ПДК_мр): Концентрация, не оказывающая прямого или косвенного неблагоприятного воздействия на настоящие или будущие поколения, не снижающая работоспособность человека, не ухудшающая его самочувствие и санитарно-бытовые условия в течение всей жизни.
3.4 фоновое загрязнение: Содержание ЗВ в атмосферном воздухе, создаваемое всеми источниками их образования, за исключением испытуемого АТС.
3.5 классы опасности ЗВ (в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.007):
1 - чрезвычайно опасные,
2 - высоко опасные,
3 - умеренно опасные,
4 - малоопасные.
3.5.1 углеводороды алифатические предельные (С2-С10): Углеводороды, относящиеся к классу опасности 4.
3.5.2 оксид углерода (СО): Газ, относящийся к классу опасности 4.
3.5.3 оксид азота (NO): Продукт, относящийся к классу опасности 3.
3.5.4 диоксид азота (NO2): Продукт, относящийся к классу опасности 2 по ГН 2.1.6.1338*(2).
3.5.5 формальдегид (CH2O): Альдегид насыщенного ряда, относящийся к классу опасности 2.
3.5.6 метан (СН4): Начальный углеводород алифатического ряда, относящийся к классу опасности 4.
3.6 экспресс-анализ: Анализ, совмещающий одновременный отбор проб и быстрый анализ ЗВ с помощью автоматических переносных газоанализаторов, соответствующих требованиям ГОСТ 17.2.6.02.
3.7 тип АТС в отношении нормируемого настоящим стандартом содержания ЗВ в пассажирском помещении, кабине: АТС с конструктивными параметрами (отраженными в техническом описании), обеспечивающими эквивалентное содержание ЗВ в воздухе пассажирских помещений и кабин АТС.
3.8 снаряженная масса АТС: Масса АТС, полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и пр.), укомплектованного запасным колесом, инструментом и т.п., с водителем, но без груза и/или пассажиров.
3.9 полная масса АТС: Масса снаряженного АТС, масса груза по грузоподъемности и пассажиров (по числу мест).
3.10 максимальная мощность двигателя: Мощность двигателя по ГОСТ Р 41.85.
3.11 отбор проб: Отбор проб воздуха аспирационным методом с целью его количественного химического анализа в лабораторных условиях.
3.12 концентрация ЗВ: Массовая концентрация ЗВ, выраженная в миллиграммах на метр в кубе (мг/м3).
4. Общие требования
4.1 Нормы
4.1.1 Номенклатура ЗВ, подлежащих определению, и их предельно допустимые концентрации
Содержание ЗВ в воздухе пассажирского помещения и кабины АТС не должно превышать предельно допустимых максимальных разовых концентраций (ПДК_мр), установленных ГН 2.1.6.1338*(2) и ГН 2.1.6.1339*(3).
Перечень ЗВ, подлежащих определению, приведен в таблице 1.
Таблица 1
Номенклатура и предельно допустимое содержание ЗВ
в пассажирском помещении и кабине АТС
Загрязняющее вещество |
Гигиеничес- кий норматив, мг/м3 |
Загрязняющее вещество | Гигиенический норматив, мг/м3 |
Оксид углерода CO | 5,000 | Метан СН4 | 50,000 |
Диоксид азота NO2 | 0,085 | Предельные алифатические углеводороды С2-С10 |
50,000 |
Оксид азота NO | 0,400 | Формальдегид СН2О | 0,035 |
4.1.2 Номенклатура ЗВ в зависимости от типа двигателя и применяемого моторного топлива:
- С2-С10, СО, NO, NO2 - для АТС с двигателями с искровым зажиганием, работающих на бензине и (или) СНГ (сжиженном нефтяном газе);
- СО, NO, NO2, CH2O - для АТС с двигателями с воспламенением от сжатия (дизели и газодизели);
- СН4, СО, NO, NO2 - для АТС с двигателями с искровым зажиганием, работающих на КПГ (компримированном природном газе).
5. Методы испытаний
5.1 Определение ЗВ в пробах воздуха
5.1.1 Содержание ЗВ в пробах воздуха, отобранных в пассажирском помещении и кабине АТС, определяют в дорожных (экспресс-анализ) и лабораторных условиях с помощью газоанализаторов, работающих на основе методов, приведенных в 5.1.2, и имеющих характеристики, указанные в дополнении 1 к приложению Б.
5.1.2 Методы определения
1) При определении оксида углерода (СО) применяют следующие методы:
- газовую хроматографию с использованием пламенно-ионизационного детектора (ПИД) после конверсии в метан;
- оптико-акустическую инфракрасную спектроскопию;
- электрохимическое детектирование.
2) При определении метана (СН4) и алифатических углеводородов предельного ряда (С2-С10), применяют газовую хроматографию с ПИД и насадочными или капиллярными колонками.
3) При определении диоксида и оксида азота (NO2 и NO) применяют хемилюминесценцию, гетерогенную хемилюминесценцию.
4) При определении формальдегида (СН2О) применяют:
- высокоэффективную жидкостную хроматографию с ультрафиолетовым детектором;
- газовую хроматографию с ПИД и насадочными или капиллярными колонками.
Допускается применять другие методы анализа, обеспечивающие требуемые избирательность и точность измерений нормируемых ЗВ.
5.2 Объект испытаний
5.2.1 При проведении испытаний в целях сертификации устанавливают понятие "типа АТС в отношении нормируемого настоящим стандартом содержания ЗВ в пассажирском помещении, кабине" согласно 3.7.
5.2.2 АТС принадлежат к одному типу в отношении нормируемого настоящим стандартом содержания ЗВ в пассажирском помещении (кабине), если они не имеют различий по следующим характеристикам:
- категория;
- предприятие - изготовитель АТС;
- тип двигателя (рабочий процесс, используемое топливо);
- рабочий объем двигателя (различие не более чем на 25%);
- конструкция кабины (для АТС категории N - в зависимости от расположения двигателя и др.);
- конструкция кузова (для АТС категорий М_2, М_3);
- расположение выпускной трубы по отношению к кузову (кабине) АТС;
- наличие (отсутствие) системы очистки воздуха в кабине, пассажирском помещении АТС.
5.2.3 Параметры и технические характеристики, определяющие тип АТС, должны быть указаны в техническом описании и представлены заявителем в трех экземплярах.
Форма технического описания представлена в приложении А.
5.2.4 При проведении испытаний других видов, оценивающих конструкцию испытуемого АТС по параметрам, нормируемым настоящим стандартом, заявитель представляет заявку, в которой приводит характеристики испытуемого образца АТС согласно пункту 1 дополнения 2 приложения Б.
5.2.5 АТС категории М_1 испытывают с половиной полной массы груза, но не менее 180 кг, категории N - с полной массой груза.
5.2.6 АТС категорий М_2, М_3 испытывают в снаряженном состоянии.
5.2.7 Испытания проводят в соответствии с приложением Б.
6. Требования безопасности
При проведении дорожных испытаний следует соблюдать требования [4] и инструкции по охране труда, действующие в организации, проводящей испытания.
------------------------------
* Определение категорий - в соответствии с ГОСТ Р 52051.
Дополнение 1
(к приложению Б)
Процедура отбора проб и проведения измерений ЗВ
1 Отбор проб воздуха
1.1 Устройства для отбора проб воздуха
Пробы воздуха отбирают аспирационным способом. Система отбора проб включает в себя электрические пробоотборные устройства (ЭПУ), пипетки или поглотительные емкости, концентраторы, гибкие трубки (шланги).
1.2 В качестве ЭПУ используют переносные одно- и многоканальные приборы (электроаспираторы) по ГОСТ 17.2.6.02 со скоростями отбора проб воздуха от 0,1 до 2,0 дм3/мин.
1.3 Пробы воздуха отбирают в поглотительные емкости (далее - емкости) вместимостью от 0,2 до 0,6 дм3, изготовленные из инертных материалов (стекло, фторопласт, полиамид), или концентраторы - металлические или стеклянные патроны, наполненные адсорбирующими материалами (активированный уголь, силикагель, оксид алюминия и др.).
1.4 Гибкие шланги должны быть изготовлены из эластичных инертных материалов (силиконовая резина и др.), не имеющих трещин и разрывов.
2 Измерение ЗВ в пробах воздуха
2.1 Измерение ЗВ в воздухе пассажирского помещения и кабины АТС проводят с помощью переносных или стационарных газоанализаторов, работающих на основе методов, указанных в 4.2, прошедших метрологическую аттестацию и внесенных в Государственный Реестр РФ в качестве типа средств измерений.
2.1.1 Количественное измерение ЗВ проводят согласно методикам выполнения измерений (МВИ), утвержденных Госстандартом РФ в установленном порядке.
2.1.2 Средства измерений и МВИ должны обеспечивать избирательное измерение ЗВ в присутствии сопутствующих компонентов на уровне не менее 0,5 ПДК_мр.
3 Процедура отбора проб воздуха и (или) экспресс-анализа ЗВ
3.1 Места отбора проб воздуха и (или) экспресс-анализа ЗВ
3.1.1 Пробы воздуха и (или) экспресс-анализ ЗВ на месте водителя, в пассажирском помещении и кабине АТС категорий М_1 и N отбирают на высоте (1,0 +- 0,1) м от пола (точка 1, рисунок 1).
3.1.2 Пробы воздуха и (или) экспресс-анализ ЗВ в пассажирском помещении и кабине АТС категорий М_2, М_3 отбирают в кабине на месте водителя и пассажирском помещении во втором и последнем рядах сидений с левой стороны по ходу их движения, на высоте (1,0 +- 0,1) м от пола (точки 1, 2, 4 на рисунке 1).
3.1.3 При испытании двухэтажных АТС категорий М_2, М_3 пробы воздуха и (или) экспресс-анализ ЗВ на первом этаже отбирают на втором этаже - во втором и последнем рядах сидений с левой стороны по ходу его движения.
3.1.4 Пробы воздуха и (или) экспресс-анализ ЗВ в пассажирском помещении и кабине сочлененных АТС категории М_3 отбирают в местах, указанных в 3.1.2, и дополнительно - в месте сочленения в вертикальной плоскости симметрии, на высоте (1,5 +- 0,1) м от уровня пола (точка 3 на рисунке 1).
3.1.5 Пробы воздуха и (или) экспресс-анализ ЗВ в пассажирском помещении АТС категории М_1 типа "кабриолет" отбирают в соответствии с 3.1.1 при установленном(й) мягком(й) верхе(крыше).
3.2 Последовательность отбора проб
3.2.1 Включают ЭПУ.
3.2.2 Пропускают через поглотительную емкость или концентратор воздуха объемом, равным их 10-15-кратной вместимости.
3.2.2.1 В каждой точке измерения последовательно отбирают не менее трех проб воздуха.
3.2.3 По завершении отбора проб воздуха выключают ЭПУ, герметично закрывают зажимными устройствами вход и выход емкостей или концентраторов и маркируют отобранные пробы.
3.3 Последовательность выполнения экспресс-анализа ЗВ
3.3.1 Включают газоанализаторы перед началом испытания.
3.3.2 Прогревают газоанализаторы и выводят их на рабочий режим в течение 15-20 мин. Режим прогрева газоанализаторов может совпадать с началом выполнения режимов испытаний.
3.3.3 Переводят газоанализаторы в режим измерения и регистрируют результаты содержания ЗВ во время выполнения режимов испытаний согласно Б.4.2.3 и Б.4.3.4.
3.3.4 В течение 5-7 мин регистрируют не менее пяти показаний газоанализаторов по каждому из определяемых ЗВ.
3.3.5 За окончательный результат измерения по каждому из определяемых ЗВ принимают наибольшее, по абсолютной величине, значение.
Дополнение 2
(к приложению Б)
Форма протокола испытаний АТС
Наименование испытательного центра
(отдела, лаборатории)_______________________
Номер аттестата об аккредитации
(номер свидетельства об аттестации)_________
дата выдачи_________________________________
Протокол N_________________
испытаний АТС_____________________________
на соответствие требованиям ГОСТ Р 51206-2004
1 Объект испытаний__________________________________________________
1.1 Марка, модель АТС_______________________________________________
1.2 Тип АТС_________________________________________________________
1.3 Категория_______________________________________________________
1.4 Пробег_________________км_______________________________________
1.5 Шасси, номер____________________________________________________
1.6 Двигатель, номер _______________________________________________
1.7 Год выпуска АТС ________________________________________________
1.8 Наименование и адрес предприятия-изготовителя___________________
1.9 Контракт (договор), номер_______________________________________
1.10 Заявленные на испытания АТС___________________________________*
1.11 Краткая техническая характеристика объекта испытаний __________
1.11.1 Масса снаряженного АТС_______кг
1.11.2 Кузов (кабина)
- серия кузова (для АТС категории М)________________________________
- количество мест (в том числе спальных для АТС категории N)________
- количество дверей (боковых, задних)_______________________________
- количество опускных окон, люков __________________________________
1.11.3 Двигатель:
- модель, обозначение ______________________________________________
- рабочий объем__________________см3 (л)
- максимальная мощность_____________________кВт при частоте вращения
___________мин(-1)
- минимальная частота холостого хода, установленная изготовителем
__________ мин(-1)
- применяемое топливо, обозначение стандарта________________________
- топливный бак, количество, расположение, материал, вместимость
_______________л.
1.11.4 Система отопления (тип теплообменника), тип независимого
отопителя (при наличии).
1.12 Техническое описание заявленного(ых) транспортного(ых) средства
(средств) приведено в приложении к настоящему протоколу*.
2 Условия проведения испытаний и средства измерений
Испытания проводились в соответствии с______________________________
2.1 Условия испытаний:
- дата проведения испытаний_________________________________________
- атмосферное давление__________________кПа
- относительная влажность воздуха_________ %
- температура наружного воздуха______________°С
- температура воздуха внутри пассажирского помещения (кабины) ____°С
- скорость ветра__________________м х с(-1)
- место проведения испытаний, характеристика дорожного покрытия
________________________________
- технические исполнители __________________________________________
2.2 Приборы и средства измерений, применяемые при испытаниях:
- наименование и назначение ________________________________________
- погрешность измерения (инструментальная, относительная) __________
- диапазон измерений________________________________________________
- заводской номер___________________________________________________
- номер свидетельства о поверке, дата поверки_______________________
3 Результаты испытаний
3.1 Массовые концентрации ЗВ в атмосферном воздухе в зоне проведения
испытаний приведены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование ЗВ | Погрешность МВИ, % |
Обозначение МВИ |
Фактическое содержание |
ПДК_мр, мг/м3 |
Оксид углерода (СО) |
5,000 | |||
Метан (СН4) | 50,000 | |||
Предельные алифатические углеводороды (С2 - С10) |
50,000 | |||
Оксид азота (NO) | 0,400 | |||
Диоксид азота (NO2) |
0,085 | |||
Формальдегид (CH2O) |
0,035 |
3.2 Массовые концентрации ЗВ в воздухе пассажирского помещения
(кабины), АТС приведены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование ЗВ |
Обоз- наче- ние МВИ |
Погре- шность МВИ, % |
Режимы испытаний | ПДК_мр, мг/м3 |
|||||||
Холостой ход | Скорость 50 км/ч | ||||||||||
Фактическое содержание |
Фактическое содержание |
||||||||||
Номера точек отбора |
Номера точек отбора | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Оксид углерода (СО) |
5,000 | ||||||||||
Метан (CH4) | 50,000 | ||||||||||
Предельные алифатичес- кие углеводороды (С2-С10) |
50,000 | ||||||||||
Оксид азота (NO) |
0,400 | ||||||||||
Диоксид азота (NO2) |
0,085 | ||||||||||
Формальдегид (CH2O) |
0,030 |
4 Заключение
4.1 Заключение при проведении испытаний в целях сертификации
При экспертизе установлена полнота и правильность оформления
технической документации, идентичность объекта испытаний техническому
описанию.
Экспертиза технической документации показывает, что конструктивные
отличия заявленных объектов испытаний (перечень или отсутствие отличий)
незначительно влияют на оцениваемые показатели, поэтому результаты
испытаний могут быть распространены на транспортные
средства____________________________**.
Заявленное(ые) на испытания транспортное(ые)
средство(а)__________________________представляет(ют) тип АТС в отношении
содержания ЗВ (СО, С2-С10, СН4, NO, NO2, CH2O) в воздушном объеме
пассажирского помещения (кабины) и удовлетворяет требованиям ГН
2.1.6.1338-03*(2) и ГН 2.1.6.1339-03*(3).
4.2 Заключение при проведении испытаний других видов (связанных с
оценкой конструкции испытуемого АТС)
Представленное на испытания АТС_______________________соответствует
(не соответствует) требованиям ГН 2.1.6.1338-03*(2) и
ГН 2.1.6.1339-03*(3) в отношении содержания вредных веществ (СО, С2 -
С10, СН4, NO, NO2, CH2O) в воздушном объеме пассажирского помещения
(кабины).
Протокол испытаний может быть воспроизведен только полностью и с
письменного разрешения организации, проводящей испытания.
Дата___________________
Руководитель отдела (лаборатории,
сектора) ______________ ___________________
личная подпись расшифровка подписи
Зав. отделом сертификации и
стандартизации ______________ ___________________
личная подпись расшифровка подписи
М.П.
------------------------------
* Прилагается только при испытаниях в целях сертификации.
** Обязателен в случае распространения результатов испытаний на типоразмерный ряд АТС.
Библиография
*(1) Федеральный закон РФ "Об охране атмосферного воздуха" от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ
*(2) ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы"
*(3) ГН 2.1.6.1339-03 "Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы"
*(4) Правила дорожного движения Российской Федерации, введенные в действие с 01.07.1994 г., с изменениями и дополнениями, утвержденными в 1998-2002 гг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51206-2004 "Автотранспортные средства. Содержание загрязняющих веществ в воздухе пассажирского помещения и кабины. Нормы и методы испытаний" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 110-ст)
Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения" и ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов"
1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский центр по испытаниям и доводке автомототехники" (ФГУП НИЦИАМТ) Министерства промышленности, науки и технологии Российской Федерации
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги"
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 110-ст
4. Настоящий стандарт соответствует требованиям гигиенических нормативов ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы", ГН 2.1.6.1339-03 "Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы"
5. Взамен ГОСТ Р 51206-98
Дата введения 1 января 2006 г.
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Госстандарта России, ИПК Издательство стандартов, 2005 г.
Приказом Росстандарта от 21 мая 2022 г. N 353-ст действие настоящего ГОСТа восстановлено на период с 21 мая 2022 г. до 1 февраля 2023 г. исключительно в целях реализации постановления Правительства РФ от 12 мая 2022 г. N 855 "Об утверждении Правил применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия"
Приказом Росстандарта от 27 июня 2016 г. N 683-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 апреля 2017 г. в связи с принятием и введением в действие ГОСТ 33554-2015 "Автомобильные транспортные средства. Содержание загрязняющих веществ в воздухе кабины водителя и пассажирского помещения. Технические требования и методы испытаний" для добровольного применения в РФ