Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2006 г. N 20-Г05-13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.
судей Соловьева В.Н., Калининой Л.А.
рассмотрела в судебном заседании от 15 февраля 2006 г. дело по заявлению прокурора Республики Дагестан о признании недействующими в силу противоречия федеральному законодательству пунктов 2, 8 постановления Правительства Республики Дагестан от 25 января 2005 г. N 7 "Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Дагестан", по кассационной жалобе Министерства юстиции Республики Дагестан на решение Верховного суда Республики Дагестан от 24 ноября 2005 г., которым требование прокурора удовлетворено.
Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Прокурор Республики Дагестан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству положений пунктов 2, 8 постановления Правительства Республики Дагестан от 25 января 2005 года N 7 "Об оплате труда работников государственных учреждений Республики Дагестан".
Свои требования прокурор мотивировал тем, что указанным постановлением в нарушение федерального законодательства ставка первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Дагестан с 01.01.2005 г. установлена в размере 660 рублей, с 01.04.2005 г. - в размере 720 рублей в месяц (п. 2).
При этом прокурор сослался на то, что в силу Конституции РФ в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7); трудовое законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (п. "к" ч. 1 ст. 72); по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов РФ, в случае противоречия между ними, действует федеральный закон (ч.ч. 2, 5 ст. 76).
Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда установлен с 01.01.2005 г. в сумме 720 рублей в месяц; с 01.09.2005 г. - в сумме 800 рублей в месяц (ст. 1).
Оспариваемым постановлением Правительства Республики Дагестан указанные нормы федеральных законов нарушены.
Кроме того, в пункте 8 оспариваемого постановления рекомендовано администрациям городов и районов определить с 1 января 2005 года для работников муниципальных учреждений, финансируемых за счет бюджетов муниципальных образований, условия и порядок оплаты труда применительно к положениям, установленным этим постановлением. Эта рекомендация на местах была принята к исполнению и размер оплаты труда работников муниципальных учреждений был определен в соответствии с п. 2 постановления Правительства Республики Дагестан N 7 от 25 января 2005 года.
По утверждению прокурора, в результате издания оспариваемых правовых норм допущены массовые нарушения трудовых прав работников республиканских и муниципальных учреждений.
В судебном заседании Прокурор Республики Дагестан заявленные требования поддержал по указанным основаниям и просил суд признать недействующими с момента издания пункты 2, 8 постановления Правительства Республики Дагестан N 7 от 25 января 2005 года.
Представитель Правительства Республики Дагестан заявленные требования не признал и просил их отклонить, указывая на то, что оспариваемые пункты постановления Правительства РД N 7 от 25.01.1995 г. не нарушают федеральное законодательство в части установленного минимального размера оплаты труда. Для уяснения содержания пункта 2 оспариваемого постановления следует учитывать норму пункта 3 этого постановления.
Решением Верховного суда Республики Дагестан от 24 ноября 2005 г. пункты 2 и 8 постановления Правительства Республики Дагестан от 25 января 2005 г. N 7 признаны недействующими со дня принятия указанного постановления Правительства РД.
В кассационной жалобе Министерства юстиции Республики Дагестан ставится вопрос об отмене состоявшегося решения суда как вынесенного на основании ошибочных выводов, сделанных без учета системного толкования п. 2 и 3 оспоренного постановления.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение Верховного суда Республики Дагестан подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской федерации и субъектов Российской федерации (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
Согласно ч. 2 ст. 76 Конституции РФ принимаемые субъектами Российской Федерации нормативные правовые акты по предметам совместного ведения, в том числе в области трудового законодательства, не должны противоречить федеральным законам.
Как установлено в судебном заседании, оспариваемое прокурором постановление принято Правительством Республики Дагестан по предмету совместного ведения Российской Федерации и Республики Дагестан.
Вывод суда о том, что пункты 2, 8 этого постановления противоречат положениям федерального законодательства судом сделан на основании следующего.
Согласно п. 2 постановления Правительства Республики Дагестан для работников государственных учреждений Республики Дагестан размер тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки установлен: с 1 января 2005 года в размере 660 рублей, с 1 апреля 2005 года - в размере 720 рублей.
Пунктом 8 оспариваемого постановления Правительство Республики Дагестан рекомендовало администрациям городов и районов определить с 1 января 2005 года для работников муниципальных учреждений, финансируемых за счет бюджетов муниципальных образований, условия оплаты труда применительно к положениям, установленным этим постановлением.
Статьей 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда установлен: с 1 января 2005 года в размере 720 рублей в месяц, с 1 сентября 2005 года - в размере 800 рублей в месяц.
Согласно ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.
Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
При оплате труда на основе тарифной системы размер тарифной ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетки не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.
Судом совершенно верно на основе правового анализа сделан объективный вывод о том, что оспариваемой нормой (п. 2) указанного постановления размер тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Дагестан установлен в меньшем размере, чем предусмотрено Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда".
Судом обоснованно не приняты во внимание доводы представителя Правительства в части системного толкования пунктов 2 и 3 постановления Правительства Республики Дагестан, а также учета норм постановления Правительства РД N 142 от 31 августа 2005 года "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Республики Дагестан".
По мнению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, судом правильно учтено то обстоятельство, что федеральным законодательством размер тарифной ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетки приравнен к МРОТ. Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда ETC устанавливается независимо от каких-либо доплат и надбавок.
В этой связи установление тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки в размере менее МРОТ ущемляет также трудовые права работников, получающих оплату труда по второму и последующим разрядам ETC, поскольку соответствующий тарифный коэффициент применяется к заявленному размеру тарифной ставки (окладу) по первому разряду ETC.
При таких обстоятельствах вывод суда об удовлетворении заявленного прокурором требования является обоснованным и по существу спора правильным.
Заслуживает внимание и вывод суда о необходимости признания оспариваемых правовых норм недействующими с момента их издания.
С учетом изложенного, решение Верховного суда Республики Дагестан является законным и обоснованным, в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание в силу их несостоятельности.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Дагестан от 24 ноября 2005 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства юстиции Республики Дагестан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2006 г. N 20-Г05-13
Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)