Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 февраля 2006 г. N 9-Г05-24
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 16 июля 2007 г. N 12-П настоящее определение подлежит пересмотру в установленном порядке
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.
судей Соловьева В.Н. и Емышевой В.А.
рассмотрела в судебном заседании от 22 февраля 2006 г. дело по заявлению прокурора Нижегородской области об оспаривании п. 9, 10 ст. 7, части 1 ст. 14 Закона Нижегородской области от 24.06.2003 г. N 48-3 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области", по кассационной жалобе заинтересованного лица председателя Законодательного Собрания Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 18 октября 2005 г., которым заявленное прокурором требование удовлетворено.
Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., полагавшей решение суда необоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Нижегородской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими п. 9, 10 ст. 7, ч. 1 ст. 14 Закона Нижегородской области от 24.06.2003 г. N 48-3 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности", указывая, что Закон Нижегородской области от 24.06.2003 г. N 48-3 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области" устанавливает основания возникновения права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области, а также порядок ее назначения и выплаты.
В статье 7 Закона области содержится исчерпывающий перечень периодов службы (работы), включаемых в стаж замещения государственных должностей области.
В соответствии с п. 9, 10 Закона в стаж работы включаются периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, выборных должностей, занимаемых на постоянной основе до 31 декабря 1991 года, в органах государственной власти и управления, а также периоды работы в крайкомах, обкомах, окружкомах, райкомах, горкомах партии и их аппаратах, на должностях в парткомах органов государственной власти и управления, исключая периоды работы на должностях в парткомах на предприятиях, в организациях и учреждениях на территории РСФСР. Периоды работы на аналогичных должностях на территории бывших республик СССР, кроме РСФСР, в указанный перечень не включены.
По мнению прокурора области, указанные положения Закона противоречат нормам федерального законодательства, в связи с чем подлежат признанию недействующими.
Представитель Законодательного Собрания Нижегородской области Трошина В.Н. заявление прокурора Нижегородской области не признала, пояснив, что согласно ч. 4 статьи 7 Федерального Закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами данных субъектов.
Ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещающим государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации (пенсия за выслугу лет) является дополнительной адресной социальной поддержкой к государственной пенсии и выплачивается из средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает право органов государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определять направления расходования средств своего бюджета.
Вступление Закона Нижегородской области от 24.06.2003 г. N 48-3 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области" в силу со дня его официального опубликования, является дополнительной гарантией по защите прав и свобод граждан.
Решением Нижегородского областного суда от 18 октября 2005 г. требование прокурора удовлетворено. Судом признаны противоречащими федеральному законодательству и поэтому недействующими со дня вступления в законную силу решения суда положения, содержащиеся в п. 9, 10 ст. 7, ч. 1 ст. 14 Закона Нижегородской области от 24.06.2003 г. N 48-3 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшими государственные должности Нижегородской области".
В кассационной жалобе председатель Законодательного Собрания Нижегородской области просит отменить указанное решение суда как вынесенное в силу неправильного толкования и применения норм федерального законодательства.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ находит решение Нижегородского областного суда, постановленное по данному делу, подлежащим отмене по следующим основаниям.
Закон Нижегородской области от 24.06.2003 г. N 48-3 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области" устанавливает основания возникновения права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области, а также порядок ее назначения и выплаты.
Согласно п. 9, 10 ст. 7 Закона Нижегородской области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области" в стаж замещения государственных должностей области включаются следующие периоды службы (работы): периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, занимаемые на постоянной основе до 31 декабря 1991 г., в органах государственной власти и управления на территории РСФСР, в том числе:
A) в краевых, областных Советах народных депутатов (Советах депу татов трудящихся), Советах народных депутатов (Советах депутатов трудя щихся) автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) и их исполнительных комитетах;
Б) в профсоюзных органах краев, областей, городов, районов, а также районов в городах и их аппаратах, на должностях в профкомах органов государственной власти и управления, исключая периоды работы в профкомах на предприятиях, в организациях и учреждениях;
B) в органах народного контроля;
В крайкомах, обкомах, окружкомах, райкомах, горкомах партии и их аппаратах, на должностях в парткомах органов государственной власти управления на территории РСФСР до 14 марта 1990 г. (дня введения в действие новой редакции статьи 6 Конституции (Основного Закона) СССР), исключая периоды работы на должностях в парткомах на предприятиях, в организациях и учреждениях.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд указал в мотивировочной части решения, что пункты 9, 10 ст. 7 Закона Нижегородской области от 24.06.2003 г. N 48-3 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области" фактически ограничивают права лиц, проходивших государственную службу в бывших республиках СССР, кроме РСФСР, на включение соответствующих периодов службы в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет, что противоречит требованиям Соглашения от 13.03.1992 г., а потому они должны быть признаны незаконными.
Действительно, 13.03.1992 г. между государствами-участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения".
Из данного соглашения следует, что правительства государств-участников настоящего соглашения, руководствуясь статьями 2, 4 этого соглашения о создании Содружества Независимых Государств, исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, сознавая, что каждое государство-участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, признавая, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государства-участника Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения, согласились о нижеследующем: для установления прав на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Вместе с тем, основанный на правовом анализе данного "Соглашения" вывод суда о неправомерности оспариваемых положений законодательства Нижегородской области не может быть признан правильным в силу ошибочности следующих суждений суда.
На оспариваемые правоотношения непосредственно не распространяются обязательства, вытекающие из норм, закрепленных в международных договорах и соглашениях Российской Федерации, если это не реализуется через нормы федеральных законов и специальные решения органов исполнительной власти.
Судом не учтено, что из положений указанного "Соглашения" не вытекает необходимость субъектов Российской Федерации отвечать по принятым государством обязательствам.
Более того, отсутствует специальный федеральный нормативный акт, регулирующий порядок возмещения субъекту затрат в связи с зачетом трудового стажа и признания права на получение пенсии за выслугу лет у лиц, замещавших государственные должности на территориях других государств.
В части, касающейся включения в стаж замещения государственных должностей области периодов службы (работы), указанных в пунктах 1-10 Закона области от 24.06.2003 г. N 48-3 следует учесть, что законодатель Нижегородской области в отсутствие соответствующего федерального закона в опережающем порядке установил правовое регулирование по данному вопросу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (см.п. 2 определения Конституционного суда Российской Федерации от 08.06.2004 г. N 195-0).
Ошибочным является и вывод суда относительно содержащегося в ст. 14 оспариваемого закона положения о вступлении его в силу со дня официального опубликования как противоречащего федеральному законодательству.
При таких обстоятельствах решение Нижегородского областного суда от 18 октября 2005 г. является незаконным и необоснованным, в связи с чем подлежит отмене.
По мнению судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, по данному делу возможно вынесение нового решения, так как судом все обстоятельства установлены достаточно полно, однако судом допущена неправильная их правовая оценка и применены нормы права, не подлежащие применению.
Поскольку заявленные прокурором требования основаны на ошибочных суждениях, то удовлетворению они не подлежат.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Нижегородского областного суда от 18 октября 2005 г. отменить.
Вынести по делу новое решение об отказе прокурору в удовлетворении требования о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, п. 9, 10 ст. 7, ч. 1 ст. 14 Закона Нижегородской области от 24.06.2003 г. N 48-3 "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22 февраля 2006 г. N 9-Г05-24
Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, апрель 2007 г., N 4 (в извлечении)