Письмо Минфина РФ от 4 апреля 2006 г. N 03-05-02-07/10
См. также письма ФНС России от 15 марта 2006 г. N 19-4-06/000036, от 8 июня 2006 г. N 18-0-09/000197
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело ваше письмо от 16.03.2006 N 42-5.2-08/144 по вопросу зачета (возврата) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФР и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
При этом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и не являются составной частью единого социального налога (Постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 22.04.2003 N 12355/02; информационное письмо Президиума ВАС Российской Федерации от 11.08.2004 N 79).
Согласно статье 9 Закона N 167-ФЗ финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии осуществляется за счет средств бюджета ПФР. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Таким образом, поскольку Законом N 167-ФЗ предусмотрена иная природа этих обязательных платежей, то на них не распространяются положения статьи 78 "Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени" Кодекса.
При этом вышеуказанным законом не определен уполномоченный орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения, в связи с чем его проведение в настоящее время не представляется возможным.
Вместе с тем, в соответствии с положениями Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование признана Федеральная налоговая служба. При этом статьей 2 указанного Федерального закона установлено, что администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации считаются федеральные органы, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Статья 25 Закона N 167-ФЗ возлагает на налоговые органы только контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующем деятельность налоговых органов.
Учитывая изложенное, в настоящее время Минфин России обратился к Минздравсоцразвитию России, как федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, с просьбой ускорить внесение соответствующих изменений в Закон N 167-ФЗ, которые определят как орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, так и порядок его проведения (одновременно Минфин России направил текст подготовленных поправок в Закон N 167-ФЗ).
|
С.Д. Шаталов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога и не являются составной частью единого социального налога. Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии осуществляется за счет средств бюджета ПФР. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Таким образом, поскольку Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрена иная природа этих обязательных платежей, то на них не распространяются положения НК РФ о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени.
Указанным законом не определен уполномоченный орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения, в связи с чем его проведение в настоящее время не представляется возможным. На налоговые органы возлагается только контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В настоящее время Минфин России обратился к Минздравсоцразвитию России с просьбой ускорить внесение соответствующих изменений в Закон N 167-ФЗ, которые определят как орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, так и порядок его проведения.
Письмо Минфина РФ от 4 апреля 2006 г. N 03-05-02-07/10
Текст письма опубликован в журнале "Пенсия", 2006 г., N 6