Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 16305/05
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Бабкина А.И., Вышняк Н.Г., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 22.03.2005, постановления суда апелляционной инстанции от 06.06.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-20247/04-34 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13.09.2005 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области - Симонов Д.К., Чернышев А.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Никифорова С.Б., а также объяснения представителей заявителя, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Финпромсервис" (далее - общество "Финпромсервис", экспортер) в августе 2004 года реализовывало на экспорт приобретенный у российских поставщиков товар (запасные части к автомобилям марки ВАЗ).
На основании договора от 11.03.2004 N 2004/КО1/03 о транспортно-экспедиционном обслуживании автомобильным транспортом в международном сообщении, заключенного с закрытым акционерным обществом "ДХЛ Интернешнл" (далее - общество "ДХЛ Интернешнл", экспедитор), экспедитор организовывал в 2004 году международные перевозки грузов автомобильным транспортом по заявкам экспортера.
Оплата экспортером стоимости услуг экспедитора в соответствии с выставленными последним счетом-фактурой от 23.06.2004 N KUFF000020 и счетом на предоплату от 15.06.2004 N PKUF000018 на сумму 47 941 рубль 4 копейки, в которую включены 7313 рублей 4 копейки налога на добавленную стоимость, подтверждается платежным поручением от 22.06.2004 N 218.
Общество "Финпромсервис" 20.09.2004 представило в Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Самарской области (в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области; далее - инспекция) налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за август 2004 года и документы в подтверждение права на получение возмещения этого налога.
Решением инспекции от 20.12.2004 N 04-28/391 признано правомерным применение экспортером налоговой ставки 0 процентов по реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за указанный период, подтверждено право на возмещение 15 758 рублей налога на добавленную стоимость; в возмещении 53 248 рублей этого налога, из которых 7 313 рублей уплачены экспедитору в составе стоимости транспортно-экспедиционных услуг, отказано.
В отношении 7 313 рублей завышенного, по мнению инспекции, налогового вычета в данном решении указано, что налогообложение оказанных экспортеру транспортно-экспедиционных услуг в международном сообщении в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) производится по налоговой ставке 0 процентов, поэтому выставленный экспедитором счет-фактура, предусматривающий оплату товара по цене, включающей налог на добавленную стоимость по налоговой ставке 18 процентов, не соответствует требованиям пункта 5 статьи 169 Кодекса и не является основанием для принятия предъявленной суммы налога к вычету или возмещению.
Считая решение инспекции необоснованным, общество "Финпромсервис" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании его недействительным в части отказа в возмещении из федерального бюджета 53 248 рублей налога на добавленную стоимость.
Решением суда первой инстанции от 22.03.2005 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 06.06.20,05 решение суда оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 13.09.2005 оставил названные судебные акты в силе.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора инспекция просит отменить эти судебные акты, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм материального права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующего в деле лица, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат частичной отмене по следующим основаниям.
По эпизоду, связанному с применением налогового вычета на сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную экспортером экспедитору в составе стоимости оказанных последним транспортно-экспедиционных услуг автомобильным транспортом в международном сообщении, суды трех инстанций исходили из того, что факт оплаты обществом "Финпромсервис" этих услуг с учетом суммы налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 18 процентов материалами дела подтвержден и инспекцией не оспаривается, поэтому данная сумма налога подлежит возмещению.
Отклоняя довод инспекции о несоответствии счетов-фактур положениям статьи 169 Кодекса, суды указали, что в счете-фактуре отражена применяемая экспортером ставка налога.
Между тем данный вывод судов основан на неправильном толковании и применении норм права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Кодекса каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса установлено, что обложение налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Положение подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и иные подобные работы (услуги).
Следовательно, налоговая ставка по налогу на добавленную стоимость для операций по реализации услуг по сопровождению, транспортировке, погрузке, перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации и импортируемых в Российскую Федерацию товаров и иных подобных работ и услуг, к которым относятся, как это следует из пункта 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации, и экспедиторские услуги, установлена Кодексом и составляет 0 процентов.
Налогоплательщик не вправе произвольно по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении услуг на территории Российской Федерации, в отношении услуг, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с этой главой Кодекса.
Приведенное положение Кодекса исключает предъявление к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком в нарушение положений главы 21 Кодекса.
Поскольку налогообложение обществом "ДХЛ Интернешнл" операций по реализации транспортно-экспедиционных услуг по налоговой ставке 18 процентов не соответствует налоговому законодательству, экспортер неправомерно предъявил уплаченные экспедитору 7 313 рублей к налоговому вычету.
Вывод судов об обоснованности предъявления экспортером к вычету 7 313 рублей налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов, уплаченного им в составе стоимости оказанных экспедитором транспортно-экспедиционных услуг, не соответствует нормам налогового законодательства.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 9252/05, N 9263/05.
Таким образом, в части, касающейся принятия к вычету 7 313 рублей, уплаченных обществом "Финпромсервис" обществу "ДХЛ Интернешнл" в составе стоимости экспедиторских услуг, оказанных в отношении товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, оспариваемые судебные акты подлежат отмене в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение суда первой инстанции от 22.03.2005, постановление суда апелляционной инстанции от 06.06.2005 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-20247/04-34 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13.09.2005 по тому же делу в части принятия к вычету 7 313 рублей, уплаченных обществом с ограниченной ответственностью "Финпромсервис" закрытому акционерному обществу "ДХЛ Интернешнл" в составе стоимости экспедиторских услуг, оказанных в отношении товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, отменить.
В удовлетворении заявленного ООО "Финпромсервис" требования в указанной части отказать.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 16305/05
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2006 г., N 9