Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Рогачева И.А.
судей
Нюхтилиной А.В. и Савина В.В.
при секретаре
Арешиной Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу П. на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 июня 2013 года по делу N2-891/13 по иску П. к федеральному казенному учреждению "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России") о признании права на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Рогачева И.А., объяснения представителя истца - адвоката Долженко Л.А., поддержавшей жалобу, и представителя ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" Ефремовой М.А., просившей оставить обжалуемое решение без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Ленинского районного суда от 24.06.2013 г. по настоящему делу отказано в удовлетворении требования П. проходящего службу в ФГКУ "16 отряд федеральной противопожарной службы по городу Санкт-Петербургу", о признании за ним и членами его семьи права на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Северо-Западном филиале ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России".
В апелляционной жалобе истец просит отменить указанное решение как незаконное и необоснованное и принять новое об удовлетворении его требований в полном объеме.
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителя третьего лица - администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, которая извещена о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции (л.д.80), о причине неявки своего представителя не сообщила.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, которое является по существу правильным, хотя с отдельными выводами суда первой инстанции, положенными в основу отказа в удовлетворении требования П.., согласиться нельзя.
Отношения в сфере учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и их обеспечения жилыми помещениями носят административный характер, поскольку не основаны на договоре, не связаны с заключением договора или с реализацией права пользования конкретным жилым помещением, а возникают на основе актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также иных органов, наделенных компетенцией по организации учета и предоставления жилых помещений, т.е. актов, содержащих властное волеизъявление и порождающих правовые последствия для конкретных граждан, обращающихся за реализацией указанных прав.
Поэтому соответствующие действия и решения подлежат оспариванию в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (главы 23 и 25 ГПК РФ).
Как указано в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Из содержания искового заявления следует, что требование П. по существу связано с оспариванием отказа в постановке его и членов его семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, оформленного письмом начальника Северо-Западного филиала ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от 21.03.2012 г. N1-9-4-206 (л.д.9), на незаконность которого указал истец (л.д.5).
В соответствии с вышеизложенным требование о признании незаконным решения, принятого ответчиком по вопросу о постановке на учет, подлежало бы рассмотрению и разрешению в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
При этом согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Из этого следует, что в делах, возникающих из публичных правоотношений, как правило, не используется такой способ защиты права, как его признание (абзац второй ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации), поскольку такое признание само по себе не может позволить определить содержание тех обязанностей, который несут перед заявителем орган или должностное лицо, чьи действия или решения оспариваются.
В частности, в данном случае признание незаконным решения, принятого в отношении П.., должно было бы повлечь возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия, связанные с организацией его учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, с определением, в частности, даты постановки на учет.
Однако, согласно частям 1 и 2 ст.256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Соответственно, в связи с оспариванием П. конкретного решения, принятого по его обращению, подлежало бы учету и то обстоятельство, что он обратился в суд лишь в феврале 2013 года, в то время как оспариваемое решение было принято в марте 2012 года, что являлось бы самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В свою очередь, защита прав П. в исковом производстве, путем признания за ним и членами его семьи права на постановку на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом изложенного выше исключается, такой способ защиты не является надлежащим.
При наличии к этому оснований истец не лишен возможности и в настоящее время обратиться к ответчику с заявлением о реализации тех или иных конкретных прав в области жилищного обеспечения, а в случае отказа в этом обжаловать его в установленном порядке и в соответствующие сроки.
При этом формулировка просительной части искового заявления, в противоречие с содержащимся в нем указанием на незаконность решения, принятого ответчиком в марте 2012 года, предполагает только возможность проверки оснований для постановки истца на учет в настоящее время, т.е. по нормам действующего законодательства, однако сведений о том, что П. обращался к ответчику за такой постановкой и что ему было в этом отказано, в деле не имеется.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1994 г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 30.12.2012 г. N283-ФЗ, действующей с 01.01.2013 г.) сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. Гарантии социальной защиты сотрудников федеральной противопожарной службы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в федеральной противопожарной службе и иные гарантии) устанавливаются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Действующая редакция названной нормы связана с положениями ст.ст.4-6 Федерального закона от 30.12.2012 г. N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которыми предусмотрено:
- право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения для сотрудника, имеющего общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении;
- возможность предоставления в собственность жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя, отдельным категориям граждан - членам семьи сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, а также инвалидам I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы;
- предоставление сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года (с членами семьи), федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность, а также возможность предоставления этим гражданам по их желанию единовременной социальной выплаты в соответствии со статьей 4 этого Федерального закона.
В порядке реализации вышеназванного Федерального закона Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. N369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
06.04.2013 г. Правительством Российской Федерации издано Постановление N4 "Об определении периодов, подлежащих включению в общую продолжительность службы, и порядка исчисления общей продолжительности службы для выплаты сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации единовременного пособия при увольнении, выплаты оклада по специальному званию гражданам, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах без права на пенсию и имеющим общую продолжительность службы в них менее 20 лет, а также для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения".
Указанными нормативными актами предусмотрен заявительный порядок постановки граждан на соответствующий учет, данные о реализации которого П. в деле отсутствуют.
Как правильно указал суд, П. при наличии оснований не лишен возможности обратиться за реализацией права на предусмотренные в настоящее время социальные льготы.
В свою очередь, как следует из приведенных выше положений ст.6 Федерального закона от 30.12.2012 г. N283-ФЗ, предоставление жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма связывается с принятием сотрудников и уволенных со службы в учреждениях и органах (в том числе Государственной противопожарной службы) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005 г., однако, как указано выше, П ... не заявлено требование об оспаривании какого-либо конкретного решения ответчика, принятого по вопросу о его постановке или снятии с учета либо об обеспечении жилым помещением, в том числе путем предоставления социальной выплаты.
Вместе с тем в случае предъявления истцом соответствующего требования подлежали бы учету те обстоятельства, что, как видно из материалов дела, прапорщик внутренней службы П ... проходит службу в Государственной противопожарной службе с 04.05.1990 г., с 01.01.2009 г. - в ФГКУ "16 отряд федеральной противопожарной службы по городу Санкт-Петербургу" в должности старшего механика 28 пожарной части (л.д.10).
С 15.06.2009 г. П. с составом семьи из четырех человек (он сам, жена О. сыновья Д. и И. состоят на учете в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий в администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга, по месту своего жительства в общежитии ФГКУ "16 отряд ФПС по Санкт-Петербургу", "адрес" где их семья занимает две комнаты площадью 17,5 и 15,5 кв.м и где истец зарегистрирован с 16.12.1991 г., а его жена и сыновья - с 1994 и 1995 гг. (л.д.11, 48).
Одновременно, как усматривается из представленной истцом копии списка сотрудников 16 ОГПС, состоящих на очереди на получение служебной жилой площади на 01.01.2006 г., он и члены его семьи с 10.03.1991 г. состояли на учете на получение служебной жилой площади (л.д.15).
Частью 2 ст.8 Федерального закона от 21.12.1994 г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности" в первоначальной редакции было предусмотрено, что личному составу Государственной противопожарной службы жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам предоставляется в первоочередном порядке органами внутренних дел (в редакции Федерального закона от 25.07.2002 г. N116-ФЗ - территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий), органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы. Органы местного самоуправления и указанные предприятия на льготных условиях могут продавать жилье личному составу Государственной противопожарной службы.
Согласно ст. 41 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года, вступившего в силу с 01.01.2005 г., часть вторая ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" утратила силу.
Вместе с тем частью 1 статьи 8 (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) предусматривалось, что на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
Федеральным законом от 19.07.2011 г. N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривалось право сотрудника, имеющего стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (части 1 и 2 статьи 4).
Предусмотренная этими нормами социальная выплата, предоставляемая в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, является одной из форм обеспечения сотрудников внутренних дел, а следовательно и сотрудников Государственной противопожарной службы, жилыми помещениями.
Следовательно, законодательством, действовавшим после 01.01.2005 г., также предусмотрена возможность обеспечения жилыми помещениями нуждающихся сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России за счёт средств федерального бюджета.
При этом ответчик не ссылался на нормы ранее действовавшего законодательства, которые бы регулировали порядок ведения учета нуждающихся в жилых помещениях сотрудников органов государственной противопожарной службы и в частности, предусматривали бы раздельный учет нуждающихся в служебных жилых помещениях и в помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Исходя из уровня жилищной обеспеченности истца (его проживания в общежитии) он и члены его семьи отвечают критериям признания нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, а следовательно, его принятие ответчиком на учет в качестве нуждающегося именно в служебном жилом помещении не исключает для П. возможности претендовать на реализацию прав, предусмотренных ст.6 Федерального закона от 30.12.2012 г. N283-ФЗ.
Вместе с тем, как указано выше, защита прав истца в данном случае возможна только в рамках оспаривания какого-либо конкретного решения, принятого по его обращению, в связи с чем решение суда первой инстанции об отказе в иске о признании за истцом права на постановку на учет следует признать по существу правильным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 июня 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу П. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.