Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Рогачева И.А.
судей
Мирошниковой Е.Н. и Нюхтилиной А.В.
при секретаре
Соболевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу) на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июля 2013 года по делу N2-2004/13 по иску Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга об обязании прекратить противоправные действия.
Заслушав доклад судьи Рогачева И.А., объяснения представителей истца Прокофьева А.А. и Андреевой П.Б., представителя ответчика Герасимова Д.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу, выступая в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, обратилось в суд с требованиями об обязании Комитета по тарифам Санкт-Петербурга прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга граждан Санкт-Петербурга - потребителей коммунальных услуг, выражающиеся в установлении платы для граждан за горячее водоснабжение с нарушением предусмотренного законодательством порядка, об обязании ответчика утвердить в установленном порядке тариф на горячее водоснабжение, довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 11.07.2013 г. в удовлетворении требований Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу отказано.
В апелляционной жалобе истец просит отменить указанное решение, считая его необоснованным и не соответствующим нормам материального права, и принять новое решение об удовлетворении иска.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для её удовлетворения.
Предъявляя настоящий иск, Управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу ссылалось на то, что в его адрес поступают многочисленные обращения граждан, муниципальных образований и запросы районных прокуратур о проверке правильности начисления платы за коммунальные услуги, значительная часть которых связана с начислением платы за горячее водоснабжение, до настоящего времени тарифы на горячее водоснабжение ответчиком в установленном порядке не утверждены, а установлен лишь общий тариф на тепловую энергию, поставляемую в горячей воде (в размере 1175 руб./Гкал с 01.01.2013 г. и 1.351,25 руб./Гкал с 01.07.2013 г. по 31.12.2013 г.), и распространена информация о том, что этим тарифам соответствуют определенные размеры платы за кубический метр горячей воды при наличии приборов учета, однако данная рекомендация изложена в информационных письмах, которые не являются нормативными правовыми актами, при этом ответчиком не решен вопрос о начислении платы за горячее водоснабжение потребителям, у которых отсутствуют приборы учета.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, установил обстоятельства, имеющие юридическое значение, и сделал правильный вывод об отсутствии со стороны ответчика нарушений действующего законодательства, влекущих нарушение прав и интересов граждан-потребителей коммунальных услуг, поскольку тарифное регулирование отношений по горячему водоснабжению с использованием открытых систем теплоснабжения и закрытых систем горячего водоснабжения может быть осуществлено ответчиком только после утверждения и введения в действие соответствующих методических указаний, которые на настоящее время не действуют.
В соответствии с ч.2 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N237-ФЗ) размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Кодекса (в том числе за горячее водоснабжение), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Судом правильно определено, что государственное регулирование в области отношений по теплоснабжению осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 г. N190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлениями Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и от 22.10.2012 г. N1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", а также (в текущем году) Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. N20-э/2.
Положения Федерального закона от 30.12.2004 г. N210-Ф3 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" не применяются к отношениям, касающимся регулирования тарифов и надбавок в сфере водоснабжения, с 01 января 2013 года, т.е. с даты вступления в силу Федерального закона от 07.12.2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 г. N406, в соответствии с Федеральным законом N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Пунктом 3 указанных Основ ценообразования, установлено, что расчет тарифов в сфере водоснабжения, дифференциация регулируемых тарифов осуществляются в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 08 ноября 2012 года N 1149 "О внесении изменений в Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса". Министерству регионального развития предписывалось, в частности, по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством энергетики Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой привести методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные Министерством регионального развития Российской Федерации во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. N520, в части методологии установления тарифов на горячую воду в соответствие с изменениями, утвержденными данным постановлением.
Однако соответствующие изменения в методические указания, утвержденные приказом Минрегионразвития от 15.02.2011 г. N 47, не внесены.
Постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. N1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым, в частности, в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении" утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, содержит поручение в адрес ФСТ России в четырехмесячный срок разработать и утвердить методические указания по расчету регулируемых цен в сфере теплоснабжения.
При этом подпунктом "а" пункта 5 данного Постановления определено, что оно применяется к отношениям, связанным с государственным регулированием тарифов на тепловую энергию, горячую воду на 2014 год и последующие годы.
Приведенные выше тарифы на тепловую энергию утверждены распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга N589-р от 20.12.2012 г. (л.д.8) в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 г. N20-э/2 во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. N109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 Приказа ФСТ России от 13.06.2013 г. N760-э вышеназванные Методические указания применяются при установлении тарифов на 2013 год, за исключением тарифов, предусмотренных пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. N1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".
Тем же приказом утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и предусмотрено, что они применяются при установлении тарифов на 2014 и последующие годы, а также на 2013 год в случаях, предусмотренных пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. N1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".
В свою очередь, согласно утвержденным ранее методическим указаниям, сохраняющим свое действие в 2013 году, тарифы на тепловую энергию устанавливаются без разделения тепловой энергии на цели отопления и горячего водоснабжения, отдельное установление тарифов на тепловую энергию для закрытой и открытой систем теплоснабжения не предусматривается. Тариф на тепловую энергию, в том числе и на нужды горячего водоснабжения, в рамках этих указаний может устанавливаться только в руб/Гкал.
С учетом вышеизложенного судом правильно указано, что тарифное регулирование в части распространения на отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения и закрытых систем горячего водоснабжения, может быть осуществлено после утверждения и введения в действие соответствующих методических указаний.
Оснований для вывода о том, что на Комитете лежала обязанность установить тарифы на горячее водоснабжение на 2013 г., при указанных обстоятельствах не имеется.
Судом также правильно принято во внимание, что Комитет по тарифам Санкт-Петербурга обращался в ФСТ России по вопросу ускорения разработки и утверждения Методических указаний, что подтверждается копией письма губернатора Санкт-Петербурга в адрес первого заместителя Правительства РФ (л.д.53), т.е. ответчиком принимались меры к устранению препятствий для разработки и утверждения тарифов на горячее водоснабжение.
Таким образом, противоправное бездействие со стороны ответчика отсутствует.
Заслуживают внимания и доводы ответчика о том, что он должен быть наделен полномочиями на установление тарифов на горячее водоснабжение в соответствии с Положением о Комитете, которым в настоящее время такие полномочия не предусмотрены.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции по настоящему делу следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, не учитывающим приведенные выше положения законодательства, не имеется.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 11 июля 2013 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.