Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Мариной И.Л.
судей Стешовиковой И.Г. и Сальниковой В.Ю.
с участием прокурора Яковлевой Я.С.
при секретаре Медведеве Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 октября 2013 гражданское дело N 2-5605/13 по апелляционной жалобе ЗАО " юр.лицо" на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 05 июня 2013 по иску Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга к ЗАО " юр.лицо" об обязании устранить нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления.
Заслушав доклад судьи Мариной И.Л., выслушав объяснения представителей ответчика - В. А.В. и М. В.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 05.06.2013 исковые требования Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга к ЗАО " юр.лицо" удовлетворены; ЗАО " юр.лицо" обязано в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности: отходы чистящих и моющих средств; отходы (осадки) при подготовке воды; мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы оргтехники; ЗАО " юр.лицо" обязано в 60- дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу направить на согласование в Департамент Росприроднадзора по СЗФО паспорта на отходы 1-5 класса опасности: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); отходы оргтехники.
Указанным решением суда с ЗАО " юр.лицо" в пользу государства взыскана государственная пошлина в сумме " ... ".
В апелляционной жалобе ЗАО " юр.лицо" просит отменить решение районного суда.
В порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга, надлежащим образом извещенного о дне судебного заседания и не сообщившего о причинах неявки.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не усматривает оснований для отмены решения суда.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга совместно с сотрудником Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга "дата" проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства ЗАО " юр.лицо", осуществляющего деятельность по адресу: "адрес", в ходе которой выявлено, что у ответчика отсутствует проект нормативов образования отходов и лимитов размещения, что является нарушением пункта 3 статьи 11 и статьи 18 ФЗ "Об отходах производства и потребления"; отсутствует документация, подтверждающая, что до "дата" ответчиком представлена в Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за " ... ", которая в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 16.02.2010 N 30 должна направляться до 15 января года, следующего за отчетным периодом в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной деятельности, в результате которой образуются отходы; установлено отсутствие полученных в установленном порядке лимитов на размещение отходов, что является нарушением пункта 1 статьи 18 ФЗ "Об отходах производства и потребления", не проведено отнесение отходов, включая отходы чистящих и моющих средств; отходов (осадков) при подготовке воды; мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы оргтехники к конкретному классу опасности, что является нарушением пункта 2 статьи 14 ФЗ "Об отходах производства и потребления"; отсутствуют паспорта на отходы 1-4 классов опасности, не ведется учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Возражая против заявленных требований, ответчик ссылается на то, что все отходы, которые образуются в результате деятельности организации, относятся к пятой группе и не являются опасными.
Удовлетворяя требования Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга, суд первой инстанции исходил из того, что в пределах арендуемой ответчиком территории, а также вида деятельности ответчика (проектная организация) не исключается возможность образования отходов I-IV класса опасности.
Согласно статье 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться согласно принципам соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды.
Статьей 16 данного Закона предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с абзацем 2 статьи 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Статьей 11 указанного Федерального закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
проводить инвентаризацию отходов;
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Пунктом 3 статьи 18 этого Федерального закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуют отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенций отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
В силу части 2 этой же статьи индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами и в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии со статьей 20 указанного Федерального закона государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов. При этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами. Порядок ведения региональных кадастров отходов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктами 3 и 5 приказа Минприроды РФ от 16.02.2010 года N 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)" установлено, что отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.
Согласно пункту 5 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 N 786 в редакции приказа Министерства природных ресурсов РФ от 30.07.2003 N 663.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что отсутствие у юридического лица, осуществляющего деятельность в области обращения с отходами, на момент проверки учета отходов и непредставление отчетности в области обращения с отходами, свидетельствуют о несоблюдении юридическим лицом экологических требований при обращении с отходами.
Однако судебная коллегия, считает, что решение суда подлежит изменению в части изложения резолютивной части.
На основании части 2 статьи 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
В силу части 3 этой же статьи на отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт.
Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойстве этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Из приведенных положений закона следует, что юридические лица, в том числе, субъекты малого и среднего предпринимательства, если в результате их деятельности образуются отходы, обязаны осуществить мероприятия по установлению класса их опасности. При этом в случае если отходы относятся к I - IV классам опасности, должен быть составлен паспорт.
Таким образом, вывод суда о том, что в результате деятельности ответчика образуются отходы, судебная коллегия считает правильным, в связи с чем, ответчик обязан осуществить мероприятия по определению класса опасности отходов, а при наличии отходов I-IV класса опасности, направить на согласование в Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу паспорта на эти отходы.
Доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 05 июня 2013 изменить.
Обязать ЗАО " юр.лицо" в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу осуществить мероприятия по определению класса опасности отходов: отходов чистящих и моющих средств, отходов (осадков) при подготовке вода, мусора бытового (исключая крупногабаритный), отходов оргтехники; при наличии отходов I-IV класса опасности - направить на согласование в Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу паспорта на эти отходы.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.