Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Кордюковой Г.Л., Корсаковой Ю.М.
при секретаре
Юрченко Т.А.
рассмотрела в судебном заседании 16 октября 2013 года дело N 2-2064/13 по апелляционной жалобе Дзугаевой М.У. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 04 июля 2013 года по иску Дзугаевой М.У. к ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, МВД России о предоставлении единовременной социальной выплаты сотруднику полиции,
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения Дзугаевой М.У.; представителя Дзугаевой М.У. - Арчегова С.Б. (доверенность от "дата", ордер N ... от "дата"); представителя ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Быкова А.А. (доверенность от "дата"); представителя УФК по Санкт-Петербургу - Могильницкого И.Р. (доверенность от "дата"); Цанкова И.М., изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Дзугаева М.У. обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, просила признать необоснованным решение комиссии ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной выплаты сотрудникам от "дата" в части предоставления ей единовременной социальной выплаты, признать необоснованным распоряжение МВД России N ... от "дата" в части предоставления ей единовременной социальной выплаты в размере " ... " руб. вместо " ... ", взыскать с МВД России в пользу истицы разницу между причитающейся ей единовременной выплатой и фактически выплаченной в размере " ... ", расходы по оплате государственной пошлины.
В обоснование иска указала, что "дата" комиссией ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам принято решение о принятии ее на учет на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе двух человек. "дата" на заседании комиссии принято решение рассмотреть вопрос о предоставлении истице единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере " ... " руб. Указанная сумма поступила на счет истицы "дата". Истица полагает, что расчет, произведенный комиссией неверен, поскольку при определении размера выплаты не был учтен ее муж Ц., и неправильно учтен общий стаж ее работы в органах внутренних дел, в него не включен период ее обучения в высшем учебном заведении. В перерасчете социальной выплате истице ответчиком было отказано.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 04 июля 2013 года в удовлетворении исковых требований Дзугаевой М.У. отказано.
В апелляционной жалобе Дзугаева М.У. просит решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 04 июля 2013 года отменить, считая его незаконным и необоснованным.
О времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, МВД России извещены. Согласно ст. 167, 327 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 04 июля 2013 года, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно ч. 1 ст. 44 Федерального закона N 3-ФЗ от 07.02.11 "О полиции" установлено, что обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 247-ФЗ от 19.07.11 "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Судом первой инстанции установлено, что решением от "дата" комиссии ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам Дзугаева М.У. принята на учет на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе двух человек (она и муж).
"дата" комиссией ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по жилищно-бытовым вопросам и предоставлению единовременной социальной выплаты сотрудникам принято решение ходатайствовать перед комиссией МВД России о рассмотрении вопроса предоставления полковнику полиции Дзугаевой М.У. единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в размере " ... " руб.
Из выписки из протокола N ... от "дата" заседания комиссии ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области следует, что Дзугаева М.У. проходит службу в органах внутренних дел с "дата", выслуга лет на момент рассмотрения вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты составляла " ... ". Дзугаева М.У. проживает с мужем Ц. в одной комнате, площадью " ... " кв.м., четырехкомнатной квартиры по адресу: "адрес", принадлежащей истице на основании договора купли-продажи от "дата" N ... на праве общей долевой собственности (доля - " ... ").
В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона N 247-ФЗ Дзугаева М.У. имеет право на дополнительную площадь жилого помещения в размере " ... " кв.м. (специальное звание " ... " присвоено приказом МВД России от "дата" N ... ).
Единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения в размере " ... " руб. Дзугаевой М.У. была перечислена на банковский счет, что подтверждается пояснениями истицы.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Дзугаевой М.У., суд первой инстанции, на основе анализа жилищного законодательства и законодательства о социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел, пришел к обоснованному выводу о том, что у Российской Федерации отсутствует обязанность по обеспечению мужа истицы - гражданина иностранного государства жилым помещением, в том числе и как члена семьи истицы.
Не соглашаясь с выводами суда, Дзугаева М.У. в апелляционной жалобе указала, что суд первой инстанции применил закон, не подлежащий применению, а именно положения Жилищного кодекса Российской Федерации, которые не регулируют вопросы предоставлением единовременной выплаты.
С данными доводами истицы судебная коллегия согласиться не может, поскольку исходя из положений Федерального закона N 3-ФЗ от 07.02.11 "О полиции", Федерального закона N 247-ФЗ от 19.07.11 "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", единовременная социальная выплата сотрудникам органов внутренних дел предоставляется для реализации их права на обеспечение жилым помещением, в связи с чем суд первой инстанции правильно применил положения жилищного законодательства при разрешении поставленного истицей вопроса.
Как установлено судом и не опровергается Дзугаевой М.У. в апелляционной жалобе, ее супруг - Ц. является гражданином республики " ... ", постоянной регистрации на территории Российской Федерации не имеет, ему разрешено временное проживание на территории Российской Федерации с "дата" по "дата" по адресу: "адрес".
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.02.08 N 126-О-О, из статьи 40 Конституции Российской Федерации не вытекают гарантии бесплатного предоставления жилья иностранным гражданам, в том числе в случаях, когда эти граждане являются членами семьи граждан Российской Федерации. Разрешение данного вопроса относится к компетенции законодателя, который в части 5 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрел, что жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, из статьи 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации, во взаимосвязи со статьей 17 (часть 2) и другими статьями Конституции Российской Федерации, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно граждан Российской Федерации, т.е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами.
Частью 3 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что на иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, являющихся участниками жилищных правоотношений, распространяется определяемый российским жилищным законодательством национальный правовой режим с изъятиями, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Часть 5 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
В силу п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.09 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" перечень участников жилищных отношений определен частями 2 и 3 статьи 4 ЖК РФ. К ним относятся граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, а также иностранные граждане, лица без гражданства или иностранные юридические лица.
При этом судам следует иметь в виду, что частью 3 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации на иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, являющихся участниками жилищных отношений, распространяется определяемый российским жилищным законодательством национальный правовой режим с изъятиями, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами. Так, часть 5 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истицы в указанной части, поскольку как гражданин иностранного государства Цанков И.М. не имеет права на обеспечение жилым помещением в Российской Федерации, даже с учетом того, что он является членом семьи Дзугаевой М.У.
Рассматривая довод истицы о том, что размер выплаты должен быть изменен, поскольку ее стаж превышает 20 лет, суд первой инстанции исходил из положений Правил предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1223 от 30.12.11, и пришел к выводу о том, что у комиссии ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области не имелось оснований усомниться в справке, представленной истицей для рассмотрения.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на нормах действующего законодательства и материалах дела.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 1223 от 30.12.11 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации".
В соответствии с п. 14 Правил предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1223 от 30.12.11, комиссия выполняет следующие функции: проверяет сведения, содержащиеся в документах, представленных сотрудником в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил; направляет в случае необходимости запрос в определяемое Министром внутренних дел Российской Федерации уполномоченное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - уполномоченное подразделение) для получения справки о предоставлении сотруднику единовременной выплаты по прежним местам прохождения службы, а также в другие государственные органы и организации для проверки сведений о наличии у сотрудника условий для принятия его на учет для получения единовременной выплаты; принимает решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета; ведет книгу учета сотрудников, принятых на учет для получения единовременной выплаты, по форме согласно приложению (далее - книга учета).
Согласно п.п. 5, 6 указанных Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются следующие документы: копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи (в случае, если по независящим от сотрудника обстоятельствам документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения); копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника; справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении; копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы; копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации).
Таким образом, право сотрудника полиции на предоставление единовременной социальной выплаты носит заявительный характер.
В силу п. 30 данных Правил при расчете размера единовременной выплаты применяется поправочный коэффициент с учетом общей продолжительности службы сотрудника в следующих размерах: от 15 до 20 лет - 1,25; 20 лет общей продолжительности службы и более - поправочный коэффициент 1,25 увеличивается на 0,05 за каждый год службы, но составляет не более 1,5.
Для рассмотрения вопроса о предоставлении единовременной выплаты Дзугаева М.У. в комиссию ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области представила наряду с другими документами справку N ... от "дата" из ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, из которой следует, что выслуга лет истицы в календарном исчислении в органах внутренних дел на "дата" составляет " ... ".
Факт предоставления данной справки истицей не оспаривается.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Данная норма права юридически закрепляет свободу усмотрения граждан в осуществлении принадлежащих им гражданских прав. В этой юридически признанной свободе нашел свое воплощение закрепленный в п. 2 ст. 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации общий принцип осуществления гражданами и юридическими лицами своих прав "своей волей и в своем интересе".
Истица реализовала свое право на получение социальной выплаты, представив по собственному усмотрению ответчику тот документ, который считала необходимым.
Доводы истицы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что ответчик должен был перепроверить сведения, представленные истицей, судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку у ответчика не было оснований не доверять сведениям, представленным истицей на рассмотрение комиссии. Указанные доводы истицы не основаны на требованиях закона.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не подрывают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 04 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дзугаевой М.У. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.