Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Селезневой Е.Н.
Чуфистова И.В.
при секретаре
Кулёминой Г.Ю.
рассмотрела гражданское дело N 2-2618/2013 по апелляционной жалобе Гринюк М.Б. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга, постановленного по заявлению Гринюк М.Б. о признании незаконным отказа ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в признании заявителя участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, и обеспечить государственным жилищным сертификатом для приобретения жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения заявителя, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гринюк М.Б. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее- ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ) от 18 марта 2013 года об отказе в признании заявителя участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 года и на 2011-2015 годы по линии Министерства обороны Российской Федерации. В качестве мер по восстановлению нарушенного права просила суд признать незаконными действия ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ и Департамента жилищного обеспечения МО РФ, связанные с отказом в признании заявителя участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 года и на 2011-2015 годы; признать Гринюк М.Б. участником данной программы с мая 2008 года; обязать ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ и Департамент жилищного обеспечения МО РФ выдать Гринюк М.Б. государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета Российской Федерации.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 августа 2013 года заявление удовлетворено частично. Суд признал незаконным решение заместителя начальника ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ N ... от 18 марта 2013 года, принятое в форме уведомления, об отказе Гринюк М.Б. в составе семьи из 3-х человек, включая сына Г.Ю.А. и внучку Г.Л.Ю.., в признании участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года по линии Министерства обороны РФ. ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ обязано включить Гринюк М.Б. в составе семьи из 3-х человек, включая сына Г.Ю.А ... и внучку Г.Л.Ю.., в число участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года по линии Министерства обороны РФ, с учетом даты ее обращения, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу. В удовлетворении требования о признании незаконными действия Департамента жилищного обеспечения МО РФ отказано.
В апелляционной жалобе Гринюк М.Б. просит решение суда изменить. Указала на не рассмотрение судом требования об обязании заинтересованных лиц выдать ей государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения за счет бюджета РФ. Кроме того, по мнению заявителя, суд необоснованно отклонил требования о признании ее и членов семьи участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилье" с мая 2008 года.
В судебном заседании заявитель настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представители заинтересованных лиц ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ и Департамента жилищного обеспечения МО РФ о времени судебного разбирательства извещены, в суд не явились, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили. Руководствуясь ч.2 ст. 257, ч.1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения заявителя, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено, что заявитель и члены ее семьи: сын Г.Л.Ю. и внучка Г.Л.Ю., на основании социального найма проживают в квартире "адрес"
Распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 года N 752-р "О Перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России" утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, в который включен "адрес"
В соответствии с п.14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В связи с этим решением жилищной комиссии войсковой части N ... от 19 мая 2008 года заявитель в составе семьи из 3-х человек включена в списки кандидатов на получение государственного жилищного сертификата и лиц, подлежащих переселению из закрытого военного городка.
Решением заместителя начальника ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ, оформленным уведомлением N ... от 18 марта 2013 года, Гринюк М.Б. и членам ее семьи отказано в получении государственного жилищного сертификата на приобретение жилого помещения по линии Министерства обороны РФ. В обоснование отказа заместитель начальника ФГКУ "ЗРУЖО" указал, что категории граждан, перечисленные в пп. "а" п.5 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 (в редакции от 18 февраля 2013 года) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы"), имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы, а именно:
- военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях;
- военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
- военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, и состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти;
- граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в Министерстве обороны;
- члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), которые приобрели право на обеспечение жилыми помещениями до гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника) и состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях в Министерстве обороны РФ;
- члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, которые приобрели право на обеспечение жилыми помещениями до гибели (смерти) гражданина, уволенного с военной службы, и состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях в Министерстве обороны РФ.
Поскольку Гринюк М.Б. не относится ни к одной из перечисленных категорий граждан, то, по мнению заместителя начальника ФГКУ "ЗРУЖО", право на получение государственного жилищного сертификата она не имеет.
Признавая такой отказ незаконным и удовлетворяя требования Гринюк М.Б. и членов ее семьи на обеспечение государственным жилищным сертификатом для приобретения жилого помещения по линии Министерства обороны РФ, суд первой инстанции, ссылаясь на положения подп. "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", указал, что проживание заявителя и членов ее семьи в закрытом военном городке является самостоятельным основанием для выдачи государственного жилищного сертификата, и не зависит от оснований увольнения со службы и выслуги лет.
Данный вывод суда первой инстанции основан на правильном применении к спорным правоотношениям положений действующего законодательства.
Так, в соответствии с п. 4 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 года N 522, которые действовали на момент возникновения спорных правоотношений, право на получение государственного жилищного сертификата имели граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежащие переселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Аналогичное положение содержится в подп. "б" п. 5 действующих в настоящее время Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 (в редакции от 18 февраля 2013 года) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Таким образом, проживание Гринюк М.Б. и членов ее семьи в закрытом военном городке "адрес", является самостоятельным основанием к выдаче им государственного жилищного сертификата, связанным со спецификой таких населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством. По этой причине основания увольнения с военной службы и выслуга лет военной службы, не имеют правового значения для разрешения спора.
Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации (п.5 названного постановления Правительства РФ).
Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России утвержден Распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 года N 752-р.
Среди прочих населенных пунктов, "адрес" данным Постановлением отнесен к числу имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ.
Следовательно, право на получение государственного жилищного сертификата может быть реализовано заявителем лишь до исключения "адрес" из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков, так как после указанного момента в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов право Гринюк М.Б. на получение сертификата прекратиться в связи с утратой основания для такого обеспечения, предусмотренного п.п. "б" п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
Поскольку распоряжение Правительства РФ об исключении указанного города из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков, по настоящее время не издано, то ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ незаконно отказало заявителю в признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, путем обеспечения государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства РФ от 12 июля 2011 года N 561 утверждены изменения, внесенные в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", в соответствии с которыми в наименовании слова "2002 - 2010 годы" заменены словами "2011 - 2015 годы". Пункт 1 изложен в следующей редакции: "Установить, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом".
Поскольку Гринюк М.Б. являлась участником федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, однако право получить государственный жилищный сертификат не реализовано по независящим от нее обстоятельством (в связи с ненаступлением очереди), в то время как действие данной программы завершено в 2010 году, а действующими Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" ранее возникшие основания для обеспечения Гринюк М.Б. государственным жилищным сертификатом сохранились и Гринюк М.Б. включена в списки граждан, подлежащих обеспечению государственным жилищным сертификатов в 2011 году, то не имеется основания для признания Гринюк М.Б. в судебном порядке участником федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы в силу отсутствия спора по данному вопросу и сохранения за ней права на обеспечение государственным жилищным сертификатом для приобретения жилого помещения по линии Министерства обороны РФ по настоящее время.
Таким образом, утверждение Гринюк М.Б. о том, что судом не разрешено требование о признании ее участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, является ошибочным и не влечет отмену постановленного судебного акта.
Вместе с тем решение суда подлежит изменению, поскольку суд не принял решение по требованию Гринюк М.Б. о возложении на ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ и Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ обязанности обеспечить государственным жилищным сертификатом на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета Российской Федерации, что, по сути, является требованием о внеочередном обеспечении государственным жилищным сертификатом.
Так, согласно п.24 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы"), в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Список таких граждан формируется с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в п. 5 Правил, в той хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
В соответствии с п. 31 названных Правил порядок учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городов, изъявивших желание получить сертификат, а также порядок принятия решения о предоставлении сертификатов указанной категории граждан определяются федеральными органами исполнительной власти, в сфере ведения которых находятся эти военные городки.
Пунктом 36 настоящих Правил установлено, что оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы с учетом реализации положений, установленных п. 7 настоящих Правил.
Таким образом, в отсутствие доказательств наступления очереди Гринюк М.Б. на получение государственного жилищного сертификата и доказательств наличия у заявителя права на внеочередное обеспечение государственным жилищным сертификатом, оснований для удовлетворения требования о внеочередном обеспечении ее государственным жилищным сертификатом не имеется.
Отказ в удовлетворении этой части заявления не лишает Гринюк М.Б. права на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения по линии Министерства обороны при наступлении ее очереди и сохранении на эту дату основания обеспечения ее государственным жилищным сертификатом, предусмотренного подп. "б" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 августа 2013 года изменить.
Дополнить резолютивную часть решения. Отказать в удовлетворении требования об обязании ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации выдать Гринюк М.Б. вне очереди государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета Российской Федерации.
В остальной части решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 августа 2013 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.