Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Селезневой Е.Н
Чуфистова И.В.
при секретаре
Кулеминой Г.Ю.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-3020/2013 по апелляционной жалобе Окова В.С. Оковой О.Г., Окова А.В. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 сентября 2013 года о признании незаконным решения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ об отказе в признании права на получение государственного жилищного сертификата для отселения из военного городка.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Оков В.С., Окова О.Г., Оков А.В. обратились в суд с заявлением о признании права на получение государственного жилищного сертификата для отселения из военного городка N ... ( "адрес"); обязании ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ включить в списки получателей государственного жилищного сертификата и выдать указанный сертификат для приобретения жилой площади в Санкт-Петербурге; обязании Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ включить заявителей в сводный список граждан - получателей государственного жилищного сертификата и произвести оформление бланка государственного жилищного сертификата.
В обоснование требований заявители указали, что Оков В.С уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями 19 декабря 1994 года. Общая продолжительность военной службы в календарном исчислении на момент увольнения составляет свыше 14 лет. В период прохождения военной службы заявитель Оков В.С. и члены его семьи в составе из трех человек обеспечены двухкомнатной квартирой в закрытом военном городке N ... по адресу: "адрес"
В связи с отнесением военного городка к категории "закрытых", 9 ноября 2004 года заявителем через жилищную комиссию войсковой части (далее-в/ч) N ... в Санкт-Петербургскую КЭЧ поданы документы для получения Государственного жилищного сертификата на состав семьи из трех человек.
Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280 изменен порядок предоставления жилой площади (в том числе путем получения и реализации государственного жилищного сертификата), что послужило основанием для передачи учетного дела заявителя в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ.
В мае 2013 года Оков В.С. обратился в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ) с заявлением о включении в списки для получения государственного жилищного сертификата с целью отселения из закрытого военного городка.
Уведомлением ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ N ... от 21 июня 2013 года Окову В.С. и членам его семьи отказано в получении государственного жилищного сертификата на основании того, что военный городок N ... исключен из категории закрытых военных городков ВО РФ Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2012 года N 1800.
По мнению заявителей, решение ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ нарушает их жилищные права, так как исключение военного городка N ... из перечня закрытых военных городков, не свидетельствует об утрате права заявителей на получение государственного жилищного сертификата, которое возникло в период, предшествующий изданию Постановления Правительства РФ от 27 сентября 2012 года N 1800, т.к. изданный правовой акт не имеет обратной силы.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 сентября 2013 года в удовлетворении заявления Окова В.С., Оковой О.Г., Окова А.В. отказано.
В апелляционной жалобе заявители просят отменить решение суда, как постановленное с неправильным применением норм материального права.
В судебное заседание заявители и (или) их представитель, представители заинтересованных лиц: ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ и Департамента жилищного обеспечения МО РФ, каждый в отдельности, о времени судебного разбирательства извещены, в суд не явились, доказательств уважительности причин неявки и ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявили.
Согласно ч.2 ст. 257, ч.1 ст. 327 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения.
Как следует из материалов дела, на основании ордера N ... , выданного 27 сентября 1994 года Санкт-Петербургским пригородным КЭЧ, Оков В.С. совместно с семьей проживает в отдельной двухкомнатной квартире, принадлежащей Министерству обороны РФ и расположенной по адресу: "адрес", общей площадью " ... " кв.м. (Л.д. " ... ").
9 ноября 2004 года заявитель, как гражданин, проживающий в закрытом военном городке и имеющий право на переселение из военного городска на условиях, определенных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, включен в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата, однако сертификат заявителю не выдан по причине недостаточности лимита выдаваемых государственных жилищных сертификатов (Л.д. " ... ").
Уведомлением ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ N ... от 21 июня 2013 года заявителю отказано в признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" в связи с исключением "адрес" из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВО РФ и органов федеральной службы безопасности, поэтому заявитель утратил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках приведенной подпрограммы.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к выводу о том, что отказ ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ обоснован, т.к. Оков В.С. утратил право на участие в подпрограмме на получение государственного жилищного сертификата по основанию его проживания в закрытом военном городке.
Данный вывод суда первой инстанции основан на правильном применении к спорным правоотношениям требований ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, п.п. "б" п. 5 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, Постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050, Распоряжения Правительства РФ от 1 июня 2000 года N 752-р, Распоряжения Правительства РФ от 17 апреля 2012 года N 487-р, п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062, ч. 1 ст. 254, ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, подтверждается представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со ст.ст. 55, 56, 67 ГПК РФ.
Так, в соответствии с п.14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 года N 522, которые действовали на момент возникновения спорных правоотношений, право на получение государственного жилищного сертификата имели признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Аналогичное положение содержится в подп. "б" п. 5 действующих в настоящее время Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 (в редакции от 18 февраля 2013 года) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Из анализа приведенных положений следует, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которая производится независимо от основания увольнения со службы и времени выслуги военной службы, связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.
Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации (п.5 названного постановления Правительства РФ).
Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России утвержден Распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 года N 752-р.
Среди прочих населенных пунктов, данным постановлением "адрес" ( N ... ) отнесена к числу имеющих жилищный фонд закрытым военным городкам Вооруженных Сил РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2012 года N 487-р внесены изменения в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности, ранее утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года N 752-р.
Указанным Распоряжением Правительства РФ "адрес" исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков.
Следовательно, ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ правомерно отказало заявителю в признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, поскольку Оков В.С. утратил право на переселение из закрытого военного городка путем получения государственного жилищного сертификата.
Довод апелляционной жалобы о том, что Оков В.С., будучи в 2004 году признан нуждающимся в обеспечении государственным жилищным сертификатом с целью отселения из закрытого военного городка, не мог утратить право на признание участником соответствующей подпрограммы по причине издания Постановления Правительства РФ от 27 сентября 2012 N 1800 об исключении "адрес" из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил РФ, является несостоятельным.
Так, исходя из действующего законодательства право на признание участником подпрограммы и получение государственного жилищного сертификата должно существовать на момент принятия уполномоченным лицом решения по указанным вопросам. Следовательно, право на получение государственного жилищного сертификата могло быть реализовано заявителем лишь до исключения "адрес" из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков, так как после указанного момента в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов право Окова В.С. на получение сертификата прекращается в связи с отсутствием правого основания для такого обеспечения, предусмотренного п.п. "б" п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. При этом сам факт дальнейшего проживания заявителя в жилом помещении, расположенном на территории бывшего закрытого военного городка не имеет правового значения для решения вопроса об обеспечении Окова В.С. государственным жилищным сертификатом.
Учитывая, что ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ правомерно отказано заявителю в признании участником подпрограммы, направленной на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, суд обоснованно указал на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявления, в том числе и требований к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.
Таким образом, разрешая спорные правоотношения суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.