Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Чуфистова И.В.
судей
Бакуменко Т.Н.
Ильичёвой Е.В.
при секретаре
Ульяшковой Е.С.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-1325/13 по апелляционной жалобе администрации Колпинского района Санкт-Петербурга на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по заявлению Ивановой Т.А. в интересах несовершеннолетней дочери Ивановой В.А. об оспаривании отказа администрации Колпинского района Санкт-Петербурга в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения представителя заявителя по доверенности и ордеру - адвоката Ершову Н.Ю., представителя администрации Колпинского района Санкт-Петербурга - Левашову З.В. (по доверенности), судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Иванова Т.А. обратилась в Колпинский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением об оспаривании отказа администрации Колпинского района Санкт-Петербурга в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права Иванова Т.А. просила суд признать отказ администрации Колпинского района Санкт-Петербурга незаконным, а также признать её - Иванову Т.А. и несовершеннолетнюю дочь Иванову В.А. нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и возложить на районную администрацию обязанность предоставить во внеочередном порядке жилое помещение в г. Санкт-Петербург по норме предоставления в соответствии с частью 2 статьи 58 ЖК Российской Федерации.
В обоснование поданного в суд заявления Иванова Т.А. ссылалась на то обстоятельство, что вместе с несовершеннолетней дочерью Ивановой В.А. зарегистрирована и проживает в квартире "адрес", которая (дочь) является инвалидом детства и страдает заболеванием, включённым в Перечень тяжелых форм заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире, занятой несколькими семьями, невозможно.
По утверждению заявителя, в апреле 2013 она обратилась в администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга с заявлением о признании её и дочь нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятии на соответствующий учет, однако, "дата" районная администрация отказала в удовлетворении заявления, сославшись на то, что Иванова Т.А. с дочерью проживает в квартире, занятой одной семьей, при этом жилищная обеспеченность семьи превышает учётную норму, установленную в Санкт-Петербурге.
По мнению Ивановой Т.А., вывод администрации района является неправильным, поскольку норма жилищной обеспеченности при решении вопроса о принятии на учёт и обеспечении жилым помещением инвалида детства, страдающего заболеванием, включённым в Перечень тяжелых форм заболеваний, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378, не должна приниматься во внимание и служить основанием для отказа в обеспечении ребёнка жилым помещением во внеочередном порядке.
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" требования Ивановой Т.А. удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация Колпинского района Санкт-Петербурга просит отменить решение районного суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Представитель заинтересованного лица Жилищного комитета Санкт-Петербурга в заседание суда апелляционной инстанции не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещён посредством факсимильной связи в соответствии с правилами части 1 статьи 113 ГПК Российской Федерации. Согласно статьям 257, 327 (ч.1) ГПК Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Иванова Т.А. обратилась в администрацию Колпинского района Санкт-Петербурга с заявлением о принятии ее и её дочери Ивановой В.А. "дата" года рождения на учёт лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма с учётом имеющейся у неё льготы - ребёнок-инвалид.
Решением жилищной комиссии администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от "дата" в удовлетворении заявления отказано с указанием на то, что Иванова Т.А. и ее несовершеннолетняя дочь проживает в отдельной квартире и общая площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого проживающего, превышает учётную норму (9 кв.м.), установленную в Санкт-Петербурге для отдельных квартир (л.д. 12-13).
Согласно справке, выданной отделом вселения и регистрационного учёта Санкт-Петербургского ГКУ "Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга", Иванова Т.А., её дочь Иванова В.А. мать - К., брат - К. зарегистрированы по адресу: "адрес".
Собственниками квартиры "адрес" являются К., К., И. (по 1/3 доли) на основании договора передачи квартиры в собственность граждан N ... от "дата" (л.д. 20).
Как видно из справки, выданной Санкт-Петербургским ГКУ "Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга", квартира "адрес" состоит из трех комнат жилой комнаты площадью " ... " кв.м. и помещений вспомогательного использования, общая площадь квартиры " ... " кв.м.
Несовершеннолетняя Иванова В.А. является инвалидом детства, инвалидность установлена Бюро N ... - филиалом ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по г. Санкт-Петербургу" до "дата", страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, утверждённый Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 (л.д.14, 48).
Согласно индивидуальной программе реабилитации ребёнка-инвалида, Иванова В.А. подлежит обеспечению средствами реабилитации: " ... " (л.д. 15-18).
Основания и условия принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях определены в ст. 51 ЖК Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 ЖК Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Требования, которым должно соответствовать жилое помещение, указаны в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
Так, среди прочих требований, жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом уклон и ширина лестничных маршей и пандусов, высота ступеней, ширина проступей, ширина лестничных площадок, высота проходов по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения и размещения (пункт 11 названного Положения).
В соответствии с пунктом 54 Положения, для инвалидов и других маломобильных групп населения, пользующихся в связи с заболеванием креслами-колясками, отдельные занимаемые ими жилые помещения (квартира, комната) по заявлению граждан и на основании представления соответствующих заболеванию медицинских документов могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей. При этом, комиссия оформляет в 3 экземплярах заключение о признании жилого помещения непригодным для проживания указанных граждан по форме согласно приложению N 1 к данному Положению и в 5-дневный срок направляет 1 экземпляр в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, второй экземпляр заявителю (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Согласно части 4 статьи 15 ЖК российской Федерации, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок признания жилого помещения непригодным для проживания определён Положением, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.
Так, в соответствии с пунктом 44 названного Положения, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в данном Положении требованиям включает:
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии.
В соответствии с пунктом 3.4.40 Положения об администрациях районов, утверждённого Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078, к полномочиям администраций районов относится принятие на основании заключений районных межведомственных комиссий решений о признании жилого помещения соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием его дальнейшем использовании, а при необходимости - проведении ремонтно-восстановительных работ, а также решения о сносе многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, все помещения в котором находятся в собственности Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Между тем, в рассмотренном судом деле отсутствует решение (распоряжение) администрации Колпинского района Санкт-Петербурга, которым бы завершалась процедура проведения оценки соответствия занимаемого заявителем жилого помещения требованиям, установленным в Положении, утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47.
К материалам дела приобщён только акт обследования жилого помещения - квартиры "адрес" составленный МВК при администрации Колпинского района Санкт-Петербурга (л.д.10-11) и заключение этой же межведомственной комиссии о принятии решения, предусмотренного пунктом 47 Положения, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.
Решение (распоряжение) администрацией Колпинского района Санкт-Петербурга о признании квартиры "адрес", непригодной для проживания ребёнка-инвалида, с указанием о дальнейшем использовании данного жилого помещения, не издавалось.
Кроме того, как видно из выписки из протокола заседания районной жилищной комиссии при администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от "дата" N ... (л.д. 32), письменного ответа администрации Колпинской районной администрации от "дата" N ... , направленного в адрес Ивановой Т.А. (л.д.12-13), последняя с заявлением в названную районную администрацию о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке не обращалась.
Таким образом, вывод суда о наличии правовых оснований для возложения на районную администрацию обязанности принятия несовершеннолетней Ивановой В.А. и её матери Ивановой Т.А. на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также обязанности их обеспечения жилым помещением во внеочередном порядке, не соответствует обстоятельствам дела, что, в свою очередь, в силу пункта 3 части 1 статьи 330 ГПК Российской Федерации, является основанием для отмены решения в суде апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по делу N 2-1325/13 отменить.
В удовлетворении заявления Ивановой Т.А., действующей в интересах несовершеннолетней дочери Ивановой В.А., об оспаривании отказа администрации Колпинского района Санкт-Петербурга в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.