Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Корсаковой Ю.М.
судей
Петровой Ю.Ю.,
Сухаревой С.И.,
при секретаре
Пензеник М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 января 2014 года апелляционную жалобу Военного комиссариата города Санкт-Петербурга на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2013 года по делу N 2-3924/2013 по иску К. к Военному комиссариату города Санкт-Петербурга об обязании выплатить денежную компенсацию за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Корсаковой Ю.М., объяснения представителя Военного комиссариата города Санкт-Петербурга М. поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя К. Ф.., возражавшего против отмены обжалуемого решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К. обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Военному комиссариату города Санкт-Петербурга, в котором просил обязать ответчика выплатить истцу за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию за наем жилого помещения за период с "дата" по "дата" в размере " ... " рублей ежемесячно.
Свои требования истец мотивирует тем, что приказом от "дата" N ... он был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, с "дата" исключен из списков личного состава части, общая продолжительность его военной службы составляет более 12 лет, он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях с учетом членов семьи с "дата", при увольнении жильем не был обеспечен, в связи с чем, ежемесячно нес расходы по арендной плате за жилое помещение, в добровольном порядке ответчик отказывается возместить вышеуказанные расходы.
Решением Октябрьского районного суда от 29 октября 2013 года иск К. удовлетворен частично, Военный комиссариат города Санки-Петербург за счет средств федерального бюджета обязан выплатить истцу ежемесячную денежную компенсацию за наем жилого помещения за период с "дата" по "дата" из расчета " ... " ежемесячно, также с ответчика в пользу истца взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере " ... " рублей, в удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права.
К. решение суда не обжалует.
Поскольку в части отказа в удовлетворении требований К. решение суда сторонами по делу не обжалуется, его законность и обоснованность в силу положений ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являются предметом проверки судебной коллегии. В данном случае апелляционная инстанция связана доводами жалобы Военного комиссариата города Санки-Петербург. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений статей 1, 2, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и из материалов дела следует, что приказом от "дата" N ... истец уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). С "дата" истец исключен из списков личного состава " ... " (в/ч N ... ), всех видов обеспечения с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения и направлен на учет в военный комиссариат Центрального района Санкт-Петербурга (приказ руководителя " ... " N ... от "дата").
Общая продолжительность военной службы истца в Вооруженных Силах Российской Федерации в календарном исчислении составляет 12 лет 04 месяца 09 дней.
Решением жилищной комиссии " ... " от "дата" (протокол N ... ) истец с учетом членов семьи поставлен на жилищный учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы в Санкт-Петербурге с "дата".
Решением жилищной комиссии " ... " от "дата" (протокол N ... ) истец в связи с подачей рапорта об увольнении оставлен в списках очередников на получение жилых помещений по месту прохождения военной службы в Санкт-Петербурге.
В соответствии со справкой о регистрации от "дата", истец зарегистрирован с двумя детьми и женой по адресу в/ч "адрес".
Решением " ... " от "дата" истцу, его супруге и сыновьям предоставлено в собственность бесплатно в равных долях жилое помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры по адресу: "адрес".
Также из материалов дела следует, что в спорный период, с "дата" по "дата", истец с семьей проживали в квартире по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности Р., на условиях договоров найма указанной квартиры от "дата", "дата" и "дата".
В подтверждение оплаты за жилое помещения по данным договорам истцом представлена расчетная ведомость о передаче денежных средств за спорный период в размере " ... " рублей ежемесячно.
Отказывая истцу в выплате денежной компенсации за спорный период и возражения против заявленных требований, ответчик ссылался на то, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до "дата" в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях и состоящих на учете по пенсионному обеспечению, тогда как истец к данной категории граждан не относится.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Военного комиссариата города Санкт-Петербурга в выплате истцу денежной компенсации за наем жилого помещения является неправомерным, не соответствующим нормам действующего законодательства, в связи с чем районный суд обоснованно возложил на ответчика обязанность выплатить истцу указанную компенсацию.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 г. государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 23 Закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Абзацем 1 п. 14 ст. 15 данного Закона предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Согласно абз. 2 этого пункта при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок выплаты и размер такой компенсации определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, согласно которому, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, и членам их семей, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. Финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (пункт 4 Постановления).
Пунктом 2 Постановления установлены предельные размеры ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, а также условия и размеры его повышения, в частности в городах Москве и Санкт-Петербурге размер такой компенсации был определен равным 1 500 рублям, а с 01 января 2009 года - 15 000 рублей в месяц, при этом указанные размеры денежной компенсации повышаются на 50 процентов в случае совместного проживания с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, 3 и более членов семьи.
При этом, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении N 5-П от 05 апреля 2007 года и в Постановлении N 3-П от 03 февраля 2010 года, признается право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений за гражданами, состоящими на учете в улучшении жилищных условий, и уволенных с военной службы после 01 января 2005 года, при этом право этих военнослужащих на получение денежной компенсации за наем жилого помещения не связано с обстоятельствами постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года.
С учетом вышеизложенных положений нормативных правовых актов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку увольнение истца имело место без предоставления жилого помещения, то за государством сохранилась обязанность по обеспечению его жилым помещением по последнему перед увольнения месту военной службы, в связи с чем истец имеет право на получение компенсации за наем жилого помещения в связи с наличием в спорный период у него права на обеспечение жилым помещением и отсутствием обеспечением таковым.
При этом, размер компенсации определен судом правильно, исходя из количества месяцев пользования жилым помещением и ежемесячной стоимости пользования, определенной договором найма и ограниченной в соответствии с предельным размером, установленным законом.
Довод жалобы о том, что истец не имеет права на получение денежной компенсации, поскольку не состоит на пенсионном обеспечении в центре социального обеспечения Военного комиссариата города Санкт-Петербурга и не является получателем пенсии за выслугу лет, является несостоятельным.
Из приведенных выше норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 03 февраля 2010 года N 3-П, вытекает, что право военнослужащих на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений связано с их правом на обеспечение жилым помещением и невозможностью обеспечить их жилым помещением, и такая компенсация выплачивается до обеспечения указанного лица жилым помещением, в связи с чем, отсутствуют основания для отказа истцу в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения до фактического обеспечения жилым помещением как лицу, признанному в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении и уволенному без предоставления такого жилого помещения с сохранением обязанности государства обеспечить его жилым помещением по последнему месту военной службы.
При этом, необходимо учитывать, что истец не получает пенсию, поскольку уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями при отсутствии выслуги лет, дающей право на получение пенсии. Вместе с тем основание увольнения истца предусматривает право на получение жилого помещения, а, соответственно, и получение денежной компенсации на наем (поднаем) до предоставления ему жилого помещения.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что право истца на получение компенсации за найм жилого помещения в том числе установлена вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по делу N ...
С учетом изложенного и согласно требованиям Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, суд правомерно возложил на ответчика обязанность выплатить истцу компенсацию за наем жилого помещения за спорный период. В связи с удовлетворением заявленных истцом требований согласно положениям ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно распределил судебные расходы, взыскав в пользу истца понесенные им судебные расходы по уплате госпошлины.
При изложенных обстоятельствах оснований к отмене решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата города Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.