Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Селезневой Е.Н., Бакуменко Т.Н.
при секретаре
Ульяшковой Е.С.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-2670/2013 по апелляционной жалобе Александрова Е.Н. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 3 сентября 2013 года, постановленное по заявлению Александрова Е.Н. о признании незаконным решения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о снятии с учета нуждающегося в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителей заявителя, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Александров Е.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее- ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ) о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении. В качестве мер по восстановлению нарушенного права просил возложить на ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ обязанность восстановить Александрова Е.Н. и членов его семьи (в составе 3-х человек) с 2 июня 2011 года в списках нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма по избранному месту жительства - Санкт-Петербург.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 3 сентября 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, как постановленное с неправильным применением норм материального права.
В судебном заседании представители заявителя, каждый в отдельности, настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.
Заявитель Александров Е.Н., представитель ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ, каждый в отдельности, о времени судебного разбирательства извещены, в суд не явились, доказательств уважительности причин неявки или ходатайства об отложении судебного разбирательства не представили.
Руководствуясь ч.2 ст. 257, ч.1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей заявителя, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Судом первой инстанции установлено, что приказом начальника " ... " от 3 декабря 2010 года Александров Е.Н. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья (подп. "б" п.3 ст. 51 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе"). При этом выслуга лет в календарном исчислении составила 15 лет. 04 месяца.
Изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам.
В соответствии с Единым государственным реестром военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, Александров Е.Н. в составе семьи из 3 человек (заявитель, жена, ребенок) 2 июня 2011 года признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением на условиях социального найма по избранному постоянному месту жительства после увольнения с военной службы - Санкт-Петербург (подп. "и" п.7 Порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054 и абз.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Из справки о регистрации усматривается, что по настоящее время заявитель и члены его семьи зарегистрированы в общежитии ( "адрес"), принадлежащем " ... ".
В январе 2013 года заявителю вручено извещение о распределении жилого помещения, расположенного в Санкт-Петербурге по адресу: "адрес", предоставленной за вычетом имеющейся в собственности заявителя и его жены жилой площади - 28,23 кв.м.
17 мая 2013 года решением заместителя начальника ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ N ... , Александров Е.Н. и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях по причине отсутствия оснований для признания заявителя и членов его семьи нуждающимися в обеспечении жилым помещением по договору социального найма, поскольку на дату признания Александрова Е.Н. и членов его семьи нуждающимися, каждый из них обеспечен жилым помещением сверх учетной нормы (т.е. более 9 кв.м. на каждого): Александрову Е.Н. в праве общей долевой собственности принадлежало " ... " долей (15,1 кв. м.) в квартире N ... , общей площадью 60, 4 кв. м, расположенной по адресу: "адрес", которая им отчуждена 3 марта 2010 года; жене - А.А.А ... в праве общей долевой собственности принадлежало " ... " долей (13,1 кв. м) в квартире N ... , общей площадью 52, 5 кв. м., расположенной по адресу: "адрес", сделка по отчуждению собственности произведена 4 февраля 2010 года.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что решение ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ от 17 мая 2013 года обосновано, т.к. изначально на дату 13 июля 2006 года не имелось оснований для признания Александрова Е.Н. и членов его семьи нуждающимся в предоставлении жилого помещения, в том числе по избранному месту жительства.
Данный вывод суда первой инстанции основан на правильном применении к спорным правоотношениям требований ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, Жилищного кодекса РФ, положений Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Так, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее-Закон "О статусе военнослужащих") государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих", обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти. в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 утверждены Правила о порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Согласно подп. "б" п. 7 указанных Правил основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Пунктом 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со статьей 51 ЖК РФ и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с п. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Так ч. 7, 8 ст. 57 ЖК РФ установлено, что при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
Частью 1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 30 июня 2005 года) определена учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге - 9 кв. м. общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах.
Следовательно, до отчуждения долей в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности Александрову Е.Н. (15,1 кв.м.) и его жене - А.А.А. (13,1 кв.м.), на каждого члена семьи заявителя приходилось по 9,4 кв.м. общей площади, что превышает учетную норму, установленную ч.1 ст. 3 названного Закона Санкт-Петербурга, следовательно, на дату принятия решения жилищной комиссии " ... " - 13 июля 2006 года, Александров Е.Н. с тремя членами семьи не являлся нуждающимся в обеспечении жилым помещением за счет средств МО РФ.
Согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Пунктом 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года N 1280, также установлено, что военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Таким образом, поскольку Александров Е.Н. и его супруга до увольнения заявителя с военной службы совершили сделки по отчуждению принадлежащих им долей в жилых помещениях, чем самостоятельно ухудшили свои жилищные условия, то ФГКУ "ЗРУЖО" и суд первой инстанции обоснованно сделали вывод об отсутствии правовых оснований для принятия Александрова Е.Н. и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях до истечения 5 лет с момента совершения последней сделки - 3 марта 2010 года. В связи с этим жилое помещение, расположенное в Санкт-Петербурге по адресу: "адрес", не подлежало передаче заявителю на условиях социального найма.
Кроме того, п.1 вышеприведенной Инструкции определено, что для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление к которому прикладываются, в том числе, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления; выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации с 31 января 1998 года.
В протоколе заседания жилищной комиссии " ... " от 13 июля 2006 года N ... отсутствует указание на представление Александровым Е.Н. вышеперечисленных документов и исследование их комиссией при разрешении вопроса о признании заявителя нуждающимся в обеспечении жилым помещением на условиях социального найма.
Согласно ст. 56 ЖК РФ и п.10 Инструкции военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае выявления в документах, представленных в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
При изложенных обстоятельствах вывод суда о правомерности снятия Александрава Е.Н. и членов его семьи с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, основан на правильном применении норм материального права.
Следовательно, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию заявителя, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 3 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.