Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Селезневой Е.Н.
Бакуменко Т.Н.
при секретаре
Кулеминой Г.Ю.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-3058/2013 по апелляционной жалобе Гармаша О.В. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 сентября 2013 года, постановленное по заявлению Гармаша О.В. о признании незаконным решения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителя заявителя, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заявитель Гармаш О.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ) об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и признании за ним права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма за счет средств федерального бюджета по избранному месту жительства.
В обоснование требований заявитель указал, что проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ с 01.08.1991 по 01.12.2002, уволен с военной службы в запас приказом ГК ВМФ г. Москвы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет 12 лет и 4 месяца.
Как указывает заявитель, в период военной службы он состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. 01.12.2002 уволен с военной службы без обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
21.03.2013 Гармаш О.В. письменно обратился в ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением по договору социального найма за счет средств федерального бюджета.
Решением N ... от 17.04.2013 ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ отказало заявителю в постановке на учет нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма, причиной отказа послужило то обстоятельство, что на момент подачи заявления Гармаш О.В. не являлся военнослужащим, следовательно, имеет право на обеспечение жилым помещением не в порядке, установленном ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих", а на общих основаниях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
По мнению заявителя, он подлежит обеспечению жилыми помещениями по линии Министерства обороны РФ, поскольку в период военной службы поставлен и состоял на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и не обеспечен жильем при увольнении с военной службы, в связи с чем, отказ ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ в постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения является незаконным.
В качестве мер по восстановлению нарушенного права Гармаш О.В. просит суд признать решение ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ незаконным, обязать ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ признать за ним право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма за счет средств федерального бюджета по избранному месту жительства на основании положений Закона "О статусе военнослужащих".
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24.09.2013 в удовлетворении заявления Гармаш О.В. отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, как постановленное с неправильным применением норм материального права.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ о времени судебного разбирательства извещен, в суд не явился, доказательств уважительности причин неявки или ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявил.
Руководствуясь ч.2 ст. 257, ч.1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя заявителя, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Отказывая Гармашу О.В. в удовлетворении требований заявления, суд указал, что представленными в материалы дела документами не подтверждается принятие заявителя в установленном законом порядке на учет нуждающихся в жилых помещениях в период прохождения военной службы. С учетом изложенного, а также принимая во внимание положения действующего законодательства, суд сдал вывод об отсутствии у заявителя правовых оснований для удовлетворения требований, разъяснив заявителю, что данный отказ не лишает его права обращения по вопросу постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ в органы местного самоуправления.
Данные выводы суда являются правильными.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон "О статусе военнослужащих"), в редакции Закона, действовавшей на момент увольнения заявителя с военной службы, государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998 (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Согласно п.14 ст. 15 названного Закона, военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
Правила принятия военнослужащих на учет нуждающихся на дату увольнения Гармаш О.В. установлен Постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 06.09.1998 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
Пунктом 9 указанных Правил определено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей:
не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в п. 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.
Как следует из положений п.п.7, 13-15 Правил основанием для включения в списки очередников на получение жиля является необеспеченность жилой площадью, в том числе, пригодной для проживания или обеспечение жилой площадью ниже учетной нормы на каждого члена семьи; подача военнослужащим рапорта по команде не более чем за 3 года до увольнения с предоставлением документов о жилищной обеспеченности. На основании представленных документов и рапорта командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.
Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления.
Согласно п.27 и п. 28 Приказа Министра обороны РФ от 15.02.2000 N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Доказательства обращения Гармаш О.В. в период прохождения военной службы с рапортом о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, суду не представлены, а обращение в ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ 21.03.2013 выполнено по истечение 11 лет с момента исключения его 01.12.2002 года из списков личного состава и всех видов довольствия в " ... ", которое является последним местом военной службы заявителя.
Таким образом, к моменту обращения с заявлением о признании нуждающимся в обеспечении жилым помещением, Гармаш О.В. не являлся военнослужащим, следовательно, не имеет право на обеспечение его жилым помещением в порядке, установленном Законом "О статусе военнослужащих".
Представленные заявителем светокопии персональных карточек военнослужащего, в качестве доказательств признания Гармаш О.В. нуждающимся в обеспечении жилым помещением 15.08.1995 ( " ... " гарнизон) и 01.01.1998 ( " ... " гарнизон), т.е. в период прохождения военной службы, правильно не приняты судом в качестве доказательств по настоящему делу.
В соответствии с ч.5 ст. 67 ГПК РФ при оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.
Согласно ч.6 названной статьи Закона, при оценке копии документа или иного письменного доказательства суд проверяет, не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его оригиналом, с помощью какого технического приема выполнено копирование, гарантирует ли копирование тождественность копии документа и его оригинала, каким образом сохранялась копия документа.
Суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств (ч.7 ст. 67 ГПК РФ).
Между тем представленные заявителем светокопии двух персональных карточек учета военнослужащего, нуждающегося в жилом помещении, не имеют указания на орган или уполномоченное лицо, которое их составило, не заверены надлежащим образом, оригиналы этих карточек не представлены. Кроме того, иных доказательств признания заявителя нуждающимся в обеспечении жилым помещением в период прохождения военной службы, допустимость и достоверность которых не вызывает сомнение, суду первой инстанции и судебной коллегии суда апелляционной инстанции не представлены.
С учетом изложенного, представленные заявителем светокопии карточек учета военнослужащего, нуждающегося в жилом помещении, не являются доказательствами, опровергающими или ставящими под сомнением утверждение представителя в ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ о том, что в период прохождения военной службы заявитель не признан нуждающимся в жилом помещении.
Согласно подп. "и" п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 06.09.1998, избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.
Вместе с тем право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению N 1, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным (республиканским) военным комиссариатом - для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств - участников СНГ.
Бланки удостоверения на право пользования льготами являются документами строгой отчетности. При увольнении военнослужащего оригинал удостоверения направляется вместе с другими документами, необходимыми для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в военный комиссариат избранного постоянного места жительства, а копия удостоверения остается в личном деле военнослужащего. Военный комиссариат выдает копии удостоверения по требованию (п.8 названных Правил).
Заявитель не представил суду удостоверение, подтверждающее право на получение жилой площади в соответствии с Законом "О статусе военнослужащих" и на основаниях, предусмотренных подп. "и" п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 06.09.1998.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Апелляционная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены судом первой инстанции. По существу доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию заявителя, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.