Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Бакуменко Т.Н.
Чуфистова И.В.
при секретаре
Ульяшковой Е.С.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N 2-3325/2013 по апелляционной жалобе Кривец А.Г., Кривец Т.В., Кривец М.А., действующей также в интересах несовершеннолетнего Полевого А.Р., на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 октября 2013 года о признании незаконным решения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ об отказе в признании права на получение государственного жилищного сертификата для отселения из военного городка.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителя заявителей, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кривец А.Г., Кривец Т.В., Кривец М.А. обратились в суд с заявлением о признании права на получение государственного жилищного сертификата для отселения из военного городка N ... ( "адрес"); обязании ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ включить в списки получателей государственного жилищного сертификата и выдать указанный сертификат для приобретения жилой площади в Санкт-Петербурге; обязании Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ включить заявителей в сводный список граждан - получателей государственного жилищного сертификата и произвести оформление бланка государственного жилищного сертификата.
В обоснование требований заявители указали, что Кривец А.Г. и члены его семьи в составе из четырех человек зарегистрированы и проживают в закрытом военном городке N ... по адресу: "адрес".
В связи с отнесением военного городка к категории "закрытых", в 2001 году заявителями в Приозерское КЭЧ поданы документы для получения Государственного жилищного сертификата.
28 февраля 2013 года Кривец А.Г., Кривец Т.В., Кривец М.А. обратились в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ) с заявлением о включении в списки для получения государственного жилищного сертификата с целью отселения из закрытого военного городка.
Уведомлением ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ N ... от 31 мая 2013 года Кривцу А.Г. и членам его семьи отказано в получении государственного жилищного сертификата на основании того, что военный городок "адрес" исключен из категории закрытых военных городков ВО РФ Распоряжениями Правительства РФ от 11 октября 2011 года N1779-р и от 27 сентября 2012 N 1800-р.
По мнению заявителей, решение ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ нарушает их жилищные права, так как исключение военного городка "адрес" из перечня закрытых военных городков, не свидетельствует об утрате права заявителей на получение государственного жилищного сертификата, которое возникло в период, предшествующий изданию Распоряжений Правительства РФ от 11 октября 2011 года N1779-р и от 27 сентября 2012 N 1800-р, т.к. перечисленные правовые акты не имеют обратной силы.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 октября 2013 года в удовлетворении заявления Кривец А.Г., Кривец Т.В., Кривец М.А. отказано.
В апелляционной жалобе заявители просят отменить решение суда, как постановленное с неправильным применением норм материального права.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представители ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ и Департамента жилищного обеспечения МО РФ, каждый в отдельности, о времени судебного разбирательства извещены, в суд не явились, доказательств уважительности причин неявки или ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявили.
Руководствуясь ч.2 ст. 257, ч.1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя заявителей, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как следует из материалов дела, на основании ордера N ... , выданного 2 июля 1985 года Исполкомом Ленинградского городского совета народных депутатов, Кривец А.Г. совместно с семьей проживает в отдельной трехкомнатной квартире, принадлежащей Министерству обороны РФ и расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 42,00 кв.м. (Л.д. " ... ").
21 ноября 2001 года заявитель включен в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата, однако сертификат заявителю не выдан по причине отсутствия выдаваемых государственных жилищных сертификатов (Л.д. " ... ").
Уведомлением ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ N ... от 31 мая 2013 года заявителю отказано в признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" в связи с исключением "адрес" из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВО РФ и органов федеральной службы безопасности, поэтому заявитель утратил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках приведенной подпрограммы.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что отказ ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ обоснован, т.к. Кривец А.Г. и члены его семьи утратили право на участие в подпрограмме на получение государственного жилищного сертификата по основанию их проживания в закрытом военном городке.
Данный вывод суда первой инстанции основан на правильном применении к спорным правоотношениям требований ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, п.п. "б" п. 5 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, Постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050, Распоряжения Правительства РФ от 1 июня 2000 года N 752-р, Распоряжения Правительства РФ от 17 апреля 2012 года N 487-р, п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062, ч. 1 ст. 254, ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, подтверждается представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со ст.ст. 55, 56, 67 ГПК РФ.
Так, в соответствии с п.14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 года N 522, которые действовали на момент возникновения спорных правоотношений, право на получение государственного жилищного сертификата имели признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Аналогичное положение содержится в подп. "б" п. 5 действующих в настоящее время Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 (в редакции от 18 февраля 2013 года) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Из анализа приведенных положений следует, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которая производится независимо от основания увольнения со службы и времени выслуги военной службы, связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.
Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации (п.5 названного постановления Правительства РФ).
Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России утвержден Распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 года N 752-р.
Среди прочих населенных пунктов, данным постановлением "адрес" ( N ... ) отнесен к числу имеющих жилищный фонд закрытым военным городкам Вооруженных Сил РФ.
Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2012 года N 487-р внесены изменения в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности, ранее утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года N 752-р.
Указанным Распоряжением Правительства РФ "адрес" исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков.
Следовательно, ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ правомерно отказало заявителям в признании участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, поскольку заявители утратил право на переселение из закрытого военного городка путем получения государственного жилищного сертификата.
Довод апелляционной жалобы о том, что Кривец А.Г. и члены его семьи, будучи в 2001 году включенными в списки получателей государственного жилищного сертификата с целью отселения из закрытого военного городка, не утратили право на признание участниками соответствующей подпрограммы по причине издания Распоряжения Правительства РФ исключившего "адрес" из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил РФ, является несостоятельным.
Так, исходя из действующего законодательства, право на признание участником подпрограммы и получение государственного жилищного сертификата должно существовать на момент принятия уполномоченным лицом решения по указанным вопросам. Следовательно, право на получение государственного жилищного сертификата могло быть реализовано заявителями лишь до исключения "адрес" из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков, так как после указанного момента в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов право заявителей на получение сертификата прекращается в связи с отсутствием основания для такого обеспечения, предусмотренного п.п. "б" п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. При этом сам факт дальнейшего проживания заявителей в жилом помещении, расположенном на территории бывшего закрытого военного городка не имеет правового значения для решения вопроса об обеспечении заявителя государственным жилищным сертификатом.
Учитывая, что ФГКУ "ЗРУЖО" МО РФ правомерно отказано заявителям в признании участниками подпрограммы, направленной на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, суд обоснованно указал на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявления, в том числе и требований к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.
Таким образом, разрешая спорные правоотношения, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.