Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Чуфистова И.В., Стаховой Т.М.
при секретаре
Ульяшковой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 января 2014 года апелляционную жалобу ... (ЮрЛ1) ... на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 27 августа 2013 года по делу N 2-1979/13 по заявлению Щемелева В.Е. к ... (ЮрЛ1) ... и ... (ЮрЛ2) ... о признании решения незаконным, обязании восстановления в очереди на получение жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н., объяснения Щемелева В.Е. и его представителя, представителя ... (ЮрЛ1) ... , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Щемелев В.Е. обратился в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с заявлением о признании решения жилищной комиссии ... (ЮрЛ1) ... от 19 августа 2010 года о снятии его с учета в качестве нуждающегося в получении жилой площади в ... (ЮрЛ1) ... незаконным и восстановлении его в очереди на получение жилья по договору социального найма в ... (ЮрЛ3) ...
В обоснование заявленных требований Щемелев В.Е. указывал на то, что " ... " по Санкт-Петербургу с "дата" года, уволен в связи с " ... ", имеет " ... ", в период " ... " был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий с "дата" в жилищной комиссии в ... (ЮрЛ1) ... , какого-либо жилья в собственности либо по договору социального найма на постоянной основе не имеет, ему предоставлено временное жилое помещение в связи с " ... ", на основании решения жилищной комиссии ... (ЮрЛ1) ... от 19 августа 2010 года снят с учета нуждающихся в получении жилой площади по мотивам неправомерности постановки на учет после 01 марта 2005 года.
Щемелев В.Е. не согласен с данным решением жилищной комиссии ... (ЮрЛ1) ... , считает его противоречащим положениям ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 27 августа 2013 года постановлено признать решение жилищной комиссии ... (ЮрЛ1) ... от 19 августа 2010 года о снятии Щемелева В.Е. с учета нуждающихся в получении жилой площади в ... (ЮрЛ1) ... незаконным, обязать ... (ЮрЛ3) ... в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу восстановить Щемелева В.Е. в очереди нуждающихся в получении жилой площади по договору социального найма, одного.
В апелляционной жалобе ... (ЮрЛ1) ... просит отменить решение районного суда как неправильное.
... (ЮрЛ2) ... в заседание судебной коллегии не явилось, о времени и месте разбирательства дела извещено надлежаще, что подтверждается имеющейся в материалах дела телефонограммой о передаче судебного извещения по телефону. Указанное лицо не представило доказательств наличия уважительных причин неявки в суд. Исходя из того, что неявившееся лицо надлежаще извещено, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав явившихся участников процесса, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Щемелев В.Е. с "дата" по "дата" " ... ", в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации уволен из " ... " в соответствии с приказом ... (ЮрЛ1) ... от "дата" N ...
Согласно справке о регистрации Щемелев В.Е. зарегистрирован постоянно с "дата" по адресу: "адрес".
Решением жилищной комиссии ... (ЮрЛ1) ... от "дата" " ... " Щемелев В.Е., "дата" года рождения, " ... ", один, зарегистрированный под адресу: "адрес", состоит на учете в отделе учета и распределения жилой площади администрации Калининского района Санкт-Петербурга, сам с "дата" N ... , рапорт о постановке на учет подал "дата", принят на учет по получению жилой площади (улучшению жилищных условий) через ... (ЮрЛ1) ...
На основании решения жилищной комиссии ... (ЮрЛ1) ... от 19 августа 2010 года " ... " Щемелев В.Е. снят с учета в ... (ЮрЛ1) ... в качестве нуждающихся в получении жилой площади " ... ", принятых на учет после 01 марта 2005 года, с учетом акта проверки учета военнослужащих, сотрудников ФПС и спасателей, нуждающихся в получении жилых помещений, распределения и учета жилого фонда в ... (ЮрЛ3) ... от 05 мая 2010 года Центральным аппаратом МЧС, и в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (ст. 6 ФЗ-189 от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса РФ) ст. 49, ст. 51, ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные Щемелевым В.Е. требования, пришел к обоснованному выводу о том, что основания, по которым Щемелев В.Е. был снят с учета, не предусмотрены действующим законодательством.
Статья 40 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого на жилище.
Исходя из ст. 40 ч. 3 Конституции РФ, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Согласно ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Как видно из материалов дела, к основаниям для исключения Щемелева В.Е. из списка очередников, нуждающихся в получении жилья согласно решению жилищной комиссии от 19.08.2010 отнесены рекомендации о пересмотре права нахождения в указанной очереди, изложенные в акте проверки от 05 мая 2010 года, и положений ст.ст. 49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ".
Оценивая приведенные выше обстоятельства дела на основании указанных правовых положений, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривает названные основания в качестве оснований для снятия с учета нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, поскольку перечень, изложенный в данной статье, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно положениям ч. 3 ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
В силу п. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно положениям ст. 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 ч. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 N69-ФЗ "О пожарной безопасности", действующей до момента внесения изменений 22 августа 2004 года, личному составу Государственной противопожарной службы жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам предоставляется в первоочередном порядке территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы.
В силу изменений, внесенных Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, часть 2 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N69-ФЗ "О пожарной безопасности" признана утратившей силу.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник, в частности, проживает в общежитии.
Предусмотренная ст. 4 указанного Закона единовременная социальная выплата, предоставляемая в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, является одной из форм обеспечения сотрудников внутренних дел, а, следовательно, и сотрудников Государственной противопожарной службы жилыми помещениями.
Согласно положениям преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данный Закон принят в целях решения задач обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; а нормы данного закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Анализируя данные правовые положения, суд первой инстанции обоснованно счел, что в данном случае снятие Щемелева В.Е. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях без предоставления благоустроенного жилого помещения либо решения жилищной проблемы иным способом, принимая во внимание, что Щемелев В.Е. был принят на учет в ... (ЮрЛ1) ... как нуждающийся в получении жилой площади ставит его в неравное положение с другими сотрудниками, которые поставлены на учет нуждающихся в получении жилой площади до 01 марта 2005 года.
Таким образом, как верно указал районный суд, Щемелев В.Е. был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в отсутствие оснований, предусмотренных ст. 56 Жилищного кодекса РФ и Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054, согласно которым военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета при определенных условиях, которые в рассматриваемом случае не имели места.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение о снятии Щемелева В.Е. с учета является неправильным, в связи с чем обоснованно признано судом первой инстанции незаконным. В качестве мер, направленных на устранение нарушений права Щемелева В.Е., суд обязал восстановить его в очереди нуждающихся в обеспечении жилой площадью.
Таким образом, постановленное решение является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 27 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.