и.о. председателя Санкт-Петербургского городского суда М.А. Павлюченко, рассмотрев жалобу
Филимонова С.А., "дата" года рождения, уроженца "адрес", директора Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения " ... " проживающего по адресу: "адрес"
на вступившие в законную силу постановление исполняющего обязанности руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО от 07 мая 2013 года, решение судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 июня 2013 года, и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 06 августа 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.27 КоАП РФ;
УСТАНОВИЛ:
Постановлением исполняющего обязанности руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО от 07 мая 2013 года Филимонов С.А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 июня 2013 года постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 06 августа 2013 года постановление и решение оставлены без изменения.
В жалобе Филимонов С.А. просит постановление и решения отменить как незаконные и необоснованные, производство по делу прекратить, поскольку в действиях Филимонов С.А. отсутствует состав административного правонарушения. Указывает, что вывод суда о том, что выявленные при проведении выездной проверки МРУ Росфинмониторинг по СЗФО 4 операции являются сделками с недвижимым имуществом, подлежащими обязательному контролю, так как рыночная цена недвижимого имущества, указанная в договоре, превышает 3000000 руб., не основан на нормах материального права. Продажа жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга целевым назначением осуществляется в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 05.04.2006 N 169-27 "О порядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.07.2006 N 903 (ред. от 29.04.2011) "О продаже жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга целевым назначением". А потому П. с которой был заключен договор купли-продажи N ... от "дата" У. с которыми был заключен договор купли-продажи N ... от "дата", А. с которой был заключен договор купли-продажи N ... от "дата" "адрес" с которым был заключен договор купли-продажи N ... от N ... , оплатили рыночную стоимость объектов недвижимости не в полном объеме, а в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 05.04.2006 N 169-27 к ним были применены понижающие коэффициенты, и они оплатили соответственно П. - 980011 руб. 20 коп. при рыночной стоимости объекта недвижимости 3266704 руб., У ... - 1087520 руб. 10 коп. при рыночной стоимости объекта недвижимости 3625067 руб., А. 1475600 руб. при рыночной стоимости объекта недвижимости 3689000 руб., У. - 913347 руб. при рыночной стоимости объекта недвижимости 3044490 руб. Пункт З ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, на который сослалось МРУ Росфинмониторинг по СЗФО при привлечении к административной ответственности, не подлежит применению к данным сделкам с недвижимым имуществом, так как уменьшение рыночной стоимости жилых помещений государственного жилищного фонда предусматривается п.4 ст.З Закона Санкт-Петербурга от 05.04.2006 N 169-27 "О порядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга". В соответствии с положениями гражданского законодательства (ст.424 ГК РФ), ценой сделки является цена, установленная соглашением сторон по сделке. В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ указанные выше сделки с недвижимым имуществом не подлежат обязательному контролю, так как сумма, на которую совершена каждая из сделок, не превышает 3000000,00 руб. и не содержит признаки необычных сделок, установленные Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103 "Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок".
Проверив материалы дела, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
При рассмотрении дела судом установлено, что в период с 11 апреля 2013 года по 22 апреля 2013 года сотрудниками МРУ Росфинмониторинга по СЗФО в соответствии с приказом руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО от 08 апреля 2013 года N 18-04-01/31-П была проведена выездная проверка Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения " " ... "", расположенного по адресу: "адрес" по вопросам соблюдения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма за период с 01 января 2012 года по 31 марта 2013 года. По результатам проверки был составлен акт проверки N 32 от 22 апреля 2013 года. И в этот же день в отношении должностного лица - директора Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения " " ... "" Филимонова А.С. оформлен протокол об административном правонарушении.
Часть 1 ст. 15.27 предусматривает ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи.
Согласно части 2 указанной статьи действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 N115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Согласно пункту 1.1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ подлежит обязательному контролю сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.
В силу пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона N 115-ФЗ в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 Закона N115-ФЗ.
В ходе проведения проверки установлено, что в проверяемом периоде учреждение совершило 4 сделки купли-продажи недвижимого имущества, стоимость которого согласно отчету об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости превышала 3 000 000 рублей, фактическая продажа осуществлялась по цене в 2-3 раза меньше рыночной, в связи с чем управление пришло к выводу, что указанные сделки содержат признаки необычных сделок и подлежат на основании статьи 6 Закона N 115-ФЗ обязательному контролю.
Данный вывод является ошибочным по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, выявленные управлением договоры купли-продажи N ... заключены на покупку долей в праве собственности в квартирах с гражданами, состоящими длительное время на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно статье 3 Закона Санкт-Петербурга от 05.04.2006 N 169-27 "О порядке и условиях продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга" продажа гражданам жилых помещений целевым назначением осуществляется на основании решения Правительства Санкт-Петербурга при условии принятия Законодательным Собранием Санкт-Петербурга по представлению Губернатора Санкт-Петербурга рекомендательного решения о продаже жилых помещений гражданам, имеющим официально признанные заслуги перед Российской Федерацией и Санкт-Петербургом в развитии экономики, науки, культуры, искусства, образования, здравоохранения, спорта, законодательства и просвещения (гражданам, имеющим государственные награды, почетные звания и т.д.).
Как следует из представленных в материалы дела договоров купли-продажи долей в квартирах государственного жилищного фонда все выявленные управлением договоры заключены в соответствии с Законом N 169-27 и сумма сделок по указанным договорам составляет менее 3-х миллионов рублей (1 087 520 руб., 980 011 руб., 1 475 600 руб., 913 347 руб.), следовательно, в силу пункта 1.1 статьи 6 Закона N 115-ФЗ, указанные сделки не подлежат обязательному контролю и, соответственно, не представление в управление сведений об этих сделках, не образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
Таким образом, постановление исполняющего обязанности руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО от 07 мая 2013 года, решение судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 июня 2013 года, и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 06 августа 2013 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.17 КоАП РФ
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление исполняющего обязанности руководителя МРУ Росфинмониторинга по СЗФО от 07 мая 2013 года, решение судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 19 июня 2013 года, и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 06 августа 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении Филимонова С.А. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Надзорную жалобу Филимонова С.А. удовлетворить.
И.о. председателя
Санкт-Петербургского городского суда М.А. Павлюченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.