Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 5 сентября 2006 г. N 03-03-04/2/201
Вопрос: ОАО просит дать разъяснения налогового законодательства по вопросу отнесения к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, расходов на рекламу.
1. ОАО рекламирует свои услуги путем размещения в печатных СМИ рекламных объявлений.
ОАО входит в группу компаний. Владельцем контрольного пакета акций ОАО является эстонская организация, которая является головной компанией группы. Формирование интереса потенциальных клиентов ОАО к оказываемым банком услугам основано на рекламировании положительной деловой репутации группы. Экономические интересы ОАО тесно связаны с экономическими интересами других компаний группы, которые оказывают финансовые небанковские услуги, дополняющие спектр услуг, ОАО. Учитывая интересы ведения и расширения бизнеса, маркетинговая политика группы предполагает рекламирование всего спектра оказываемых компаниями группы финансовых услуг, как банковских, так и небанковских. Согласно особенностям маркетинговой политики, в рекламных объявлениях, расходы по оплате которых несет ОАО, содержится информация о крупных финансовых проектах не только ОАО, но и других компаний группы.
Учитывая вышеизложенное, может ли ОАО рассматривать расходы на оплату таких рекламных публикаций в качестве расходов на рекламу в соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации?
2. ОАО оплачивает публикации редакционных статей в печатных СМИ.
ОАО заинтересован в доведении до широкого круга потенциальных клиентов сведений о спектре предоставляемых банком услуг, о приоритетных направлениях развития бизнеса, об основных направлениях клиентской политики, деловой репутации банка. В целях формирования интереса потенциальных клиентов к оказываемым банком услугам ОАО оплачивает в качестве спонсора публикации редакционных статей в СМИ в виде интервью руководителей банка и его структурных подразделений, которые содержат приведенную выше информацию о банке. Учитывая вышеизложенное, может ли ОАО рассматривать расходы на оплату таких редакционных статей в качестве расходов на рекламу в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации? Или же расходы по публикации данных статей должны рассматриваться как расходы на иные виды рекламы и должны подлежать нормированию в соответствии с абзацем 5 пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу о порядке налогового учета расходов на рекламу и сообщает следующее.
1. В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 данной статьи Кодекса.
При этом статьей 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) определяет#, что реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Учитывая излаженное#, расходы на рекламу видов деятельности, не осуществляемой непосредственно налогоплательщиком, для целей налогообложения прибыли не учитываются.
2. В соответствии со статьей 19 Закона о рекламе под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.
Учитывая изложенное, расходы на рекламу, осуществленные в виде спонсорского вклада, могут быть учтены для целей налогообложения с учетом положений пункта 4 статьи 264 Кодекса.
Расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации, в том числе осуществляемые в виде спонсорского вклада, учитываются на основании абзаца 2 пункта 4 статьи 264 Кодекса.
Обращаем ваше внимание на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о рекламе использование в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки "на правах рекламы") не допускается. Организациям средств массовой информации запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала.
Таким образом, редакционные статьи о деятельности налогоплательщика, не содержащие пометки "на правах рекламы", в соответствии с действующим законодательством не признаются рекламными сообщениями и, следовательно, расходы по их оплате для целей налогообложения прибыли учитываться не должны.
Заместитель директора Департамента |
А.И. Иванеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфином разъяснено, что расходы на рекламу видов деятельности, не осуществляемой непосредственно налогоплательщиком, для целей налогообложения прибыли не учитываются. Согласно Налоговому кодексу при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика.
Спонсорский вклад, в свою очередь, признается платой за рекламу, поэтому расходы на рекламу, осуществленные в виде спонсорского вклада, могут быть учтены для целей налогообложения.
Отмечено, что редакционные статьи о деятельности налогоплательщика, не содержащие пометки "на правах рекламы", не признаются рекламными сообщениями и, следовательно, расходы по их оплате для целей налогообложения прибыли учитываться не должны.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 сентября 2006 г. N 03-03-04/2/201
Текст письма официально опубликован не был