Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 октября 2006 г. N 8540/06
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 4 октября 2006 г.
Решение изготовлено в полном объеме 11 октября 2006 г.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Першутова А.Г.,
судей Вышняк Н.Г., Муриной О.Л.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" о признании недействующими абзацев 27-33 Приложения к письму Федеральной налоговой службы от 30.01.2006 N ГВ-6-05/912@.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя - открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" - Маргун Н.В.;
от Министерства финансов Российской Федерации - Котова Л.А., Янина Н.Г.;
от Пенсионного фонда Российской Федерации - Бобырина Н.В., Левина Н.С.
Протокол судебного заседания вела помощник судьи - Барабанова Н.И.
Суд установил:
открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" (далее - общество) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим письма Министерства финансов Российской Федерации от 01.02.2005 N 03-05-02-03/6.
В процессе судебного разбирательства общество обратилось с заявлением об изменении предмета иска с просьбой признать недействующими абзацы 27-33 Приложения к письму Федеральной налоговой службы от 30.01.2006 N ГВ-6-05/912@, в которых изложен пункт второй письма Министерства финансов Российской Федерации от 01.02.2005 N 03-05-02-03/6.
Заявление общества об изменении предмета иска судом было удовлетворено в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) письмом от 30.01.2006 N ГВ-6-05/912@ направила в нижестоящие налоговые органы для руководства в практической деятельности письмо Министерства финансов Российской Федерации от 01.02.2005 N 03-05-02-03/6.
В пункте втором указанного письма сообщается следующее:
"Абзацем первым пункта 3 статьи 243 Кодекса предусмотрено исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу в течение отчетного периода. Вместе с тем абзацем вторым пункта 3 указанной статьи определен срок уплаты ежемесячных платежей по налогу безотносительно к отчетным периодам, в связи с чем считаем, что уплата авансовых платежей по налогу должна производиться ежемесячно в течение всего текущего налогового периода.
Что касается уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 24 Федерального закона N 167-ФЗ она производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Таким образом, действующим законодательством установлен предельный срок уплаты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 15 число месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж.
Исчисление и уплата ежемесячных авансовых платежей как по единому социальному налогу, так и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование производится от фактической базы, сложившейся с начала налогового (расчетного) периода по прошедший месяц, и по установленным ставкам и тарифам, что позволяет рассматривать их как часть налога и страховых взносов, подлежащих уплате в течение налогового (расчетного) периода и обеспечивающих регулярное (ежемесячное) поступление средств на цели финансирования пенсионного, социального, медицинского обслуживания граждан, также носящего регулярный ежемесячный характер.
Разницы между суммой налога, исчисленной исходя из фактической налоговой базы, и суммой ежемесячных авансовых платежей, о которых говорится в абзацах 3 и 6 пункта 3 статьи 243 Кодекса, могут возникать в случае превышения примененного налогового вычета над фактически уплаченным страховым взносом.
Таким образом, налоговые органы должны производить начисление пени на неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы авансовых платежей по единому социальному налогу и страховым взносам с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж, за каждый месяц налогового периода.
Исходя из изложенного, внесения изменений в порядок ведения налоговыми органами карточек лицевых счетов налогоплательщиков по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и в формы расчетов и деклараций в связи с рассматриваемыми вопросами не требуется".
Заявитель считает, что оспариваемые положения не соответствуют статьям 75, 240, пункту 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации, а также статье 23, пункту 2 статьи 24, статье 26 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
При этом заявитель исходит из того, что в соответствии с положениями статей 52-55 Кодекса налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть, исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.
В соответствии со статьей 240 Кодекса налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Статьей 243 Кодекса установлено, что окончательная сумма авансовых платежей исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса. Кроме того, данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Поэтому, по мнению заявителя, пени по единому социальному налогу могут начисляться только по итогам отчетных периодов, то есть по итогам квартала, полугодия и девяти месяцев календарного года, а не с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется ежемесячный авансовый платеж, о чем было сообщено в оспариваемом письме.
Минфин России в отзыве на заявление указал, что в соответствии с пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации уплата ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу производится не позднее 15-го числа следующего месяца. Аналогичная норма содержится и в пункте 2 статьи 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Поэтому со следующего дня после истечения указанного срока должны начисляться пени.
Суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, находит заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Таким образом, законодатель установил, что разница между суммой налога и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей определяется по итогам отчетного периода. Указанная разница подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу, который представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, налогоплательщикам, выполнившим данное требование, не могут начисляться пени.
В то же время при невыполнении данного условия налогоплательщик считается не исполнившим обязанность по уплате разницы между суммой налога и суммой уплаченных авансовых платежей в срок.
В соответствии со статьей 75 Кодекса пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Поскольку уплата ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу производится не позднее 15-го числа следующего месяца, то и пени в отношении налогоплательщика, не уплатившего указанную выше разницу не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, должны начисляться с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть уплачены авансовые платежи.
Срок уплаты разницы между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), установлен не позднее 15 дней со дня, предусмотренного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период.
Поэтому страхователям, уплатившим указанную разницу в установленный срок, также не могут начисляться пени.
Поскольку уплата ежемесячных авансовых платежей по страховым взносам также производится не позднее 15-го числа следующего месяца, то и пени в отношении страхователя, не уплатившего указанную выше разницу в течение 15 дней со дня, предусмотренного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, должны начисляться с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть уплачены авансовые платежи.
Следовательно, абзац тридцать второй Приложения к письму Федеральной налоговой службы от 30.01.2006 N ГВ-6-05/912@ следующего содержания: "Таким образом, налоговые органы должны производить начисление пени на неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы авансовых платежей по единому социальному налогу и страховым взносам с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж, за каждый месяц налогового периода" имеет отношение только к налогоплательщикам, которые не уплатили разницу между суммой единого социального налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, в срок, установленный для представления расчета по налогу, а также к страхователям, которые не уплатили разницу между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), в срок не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период.
Распространение положений указанного абзаца Приложения к оспариваемому письму ФНС России на налогоплательщиков и страхователей, уплативших указанные суммы в срок, установленный законодательством, противоречит абзацам третьему и пятому пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Другие оспариваемые положения по своей сути повторяют правовые нормы, закрепленные в пункте 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации и пункте 2 статьи 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Руководствуясь статьями 167-170, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
заявление открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" удовлетворить частично.
Абзац тридцать второй Приложения к письму Федеральной налоговой службы от 30.01.2006 N ГВ-6-05/912@ признать недействующим в той мере, в какой он касается налогоплательщиков, уплативших разницу между суммой единого социального налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, в срок, установленный для представления расчета по налогу, как не соответствующий абзацам третьему и пятому пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации.
Абзац тридцать второй Приложения к письму Федеральной налоговой службы от 30.01.2006 N ГВ-6-05/912@ признать недействующим в той мере, в какой он касается страхователей, уплативших разницу между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), в срок не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, как не соответствующий пункту 2 статьи 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Остальные оспариваемые абзацы указанного Приложения к письму Федеральной налоговой службы от 30.01.2006 N ГВ-6-05/912@ признать соответствующими Налоговому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Председательствующий |
А.Г. Першутов |
Судьи
|
Н.Г. Вышняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Высший Арбитражный Суд РФ признал недействующими отдельные положения письма ФНС России от 30.01.2006 N ГВ-6-05/912@, в соответствии с которыми разъяснялся порядок начисления пени на неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы авансовых платежей по единому социальному налогу и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Так, указание ФНС России о том, что налоговые органы должны производить начисление пени на неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы авансовых платежей по ЕСН и страховым взносам с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж, за каждый месяц налогового периода, имеет отношение только к тем налогоплательщикам, которые не уплатили разницу между суммой ЕСН, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, в срок, установленный для представления расчета по налогу. Кроме того, такой порядок применим и в отношении страхователей, которые не уплатили разницу между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), в срок не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период.
Распространение же указанного порядка на налогоплательщиков и страхователей, уплативших указанные суммы в срок, установленный законодательством, противоречит абзацам 3 и 5 п. 3 ст. 243 НК РФ и п. 2 ст. 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", и, соответственно, он не может применяться налоговыми органами.
Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 октября 2006 г. N 8540/06
Текст Решения опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2006 г., N 12