Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 28 марта 2013 г.
(Извлечение)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Юдина А.В.,
судей Головкова В.Л., Ус Е.А.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
рассмотрела в судебном заседании 28 марта 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя Елсаковой Е.Ю. Абидовой С.А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 декабря 2012 года, по которому в иске Елсаковой Е.Ю.к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми о признании незаконным отказа в выдаче сертификата 2012 года письмом от 1 октября 2012 года и обязании выдать государственный жилищный сертификат отказано.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А., объяснения представителя истца Абидовой С.А., представителя Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми Кононовой О.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Елсакова Е.Ю. обратилась в суд с иском к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, Администрации МО ГО " Инта" об отмене решения об отказе в выдаче ей жилищного сертификата 2012 года, обязании выдать государственный жилищный сертификат, указав, что Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми необоснованно отказало ей в выдаче государственного жилищного сертификата 2012 года выпуска, ссылаясь, что на дату постановки на учет -18 марта 1992 года, стаж ее работы составлял менее 10 лет, т.е. отсутствовал необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для постановки на учет на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Истец в судебное заседание не явился, согласно ее заявлению.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в судебном заседании иск не признала.
Суд в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие истца, представителя АМО ГО " Инта" и постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истицы просит об отмене решения суда как постановленного без учета требований закона.
Исходя из положений статей 167, 327 ГПК Российской Федерации, с учетом того, что истец, а также представитель ответчика в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, не сообщили об уважительной причине не явки, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
Судом установлено, что истица совместно с мужем Елсаковым А.А. и сыном Елсаковым М.А. проживают в "Адрес обезличен"
18марта 1992 года Елсаков А.А. - муж истицы был поставлен на учет выезжающих из районов Крайнего Севера в органе местного самоуправления вместе с членами семьи.
На основании заявления Елсакова А.А. от 30.06.2009 года о переводе очереди, в общереспубликанские списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по состоянию на 1.01.2010 года была включена Елсакова Е.Ю., с датой постановки на учет 18 марта 1992 года по категории " пенсионеры", составом семьи 3 человека.
Письмом "Номер обезличен"от 1 октября 2012 года Министерством архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми было отказано в предоставлении истице государственного жилищного сертификата выпуска 2012 года со ссылкой на то, что Елсакова Е.Ю. не отработала 10 лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям на дату постановки на учет, что требовалась в соответствии с действующим Федеральным Законом от 25 октября 2002 года за N 125 ФЗ " О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд, правильно исходил из того, что истица на дату постановки на учет не имела самостоятельного права для постановки на учет на получение социальных выплат для приобретения жилья.
При этом суд первой инстанции исходил обоснованно привел в своем решении нормы Федерального закона от 25.10.2002 года за N 125-ФЗ " О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Федерального закона от 17. 08.1996 года N 116 -ФЗ " О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году", Постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 года за N 937 " О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья", приказа Минтруда РСФСР от 22.11.1990 года N 2.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153.
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона, жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющим других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Ранее действовавший Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч. 1 ст. 1).
Федеральным законом от 17. 08.1996 года N 116 -ФЗ " О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 года за N 937 " О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья" также было предусмотрено, что право на получение жилищной субсидии имеют лица, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не менее 10 лет.
Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного Федерального закона, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий (абзац четвертый пункта 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 года N 1278; абзац третий пункта 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 937; часть 2 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1996 года "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году").
Как следует из материалов дела и установлено судом, на дату постановки на учет 18.03.1992 г. истица имела стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей 8 лет 9 месяцев и 27 дней, соответственно не могла состоять на учете для получения жилищного сертификата в связи с отсутствием необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей- не менее 10 лет..
Довод апелляционной жалобы о наличии стажа на 1994 год, а также день перевода в 2009 году в очередь вместо мужа, не может быть принят во внимание, так как в соответствии с абзацем 6 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года за N 125-ФЗ " О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и абзацем 1 пункта 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года за N 879 " Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено, что очередность предоставления жилищных субсидий определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. Истица заявлений с другими датами постановки на учет не подавала и материалы дела не содержат.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм материального права, аналогичны доводам, изложенным при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в решении суда.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Елсаковой Е.Ю. Абидовой С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.