Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 08 августа 2013 г.
(Извлечение)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Сусловой Н.А.
судей Голикова А.А., Жуковской С.В.
при секретаре Чебыкиной Е.М.
рассмотрела в судебном заседании 08 августа 2013 года дело по апелляционным жалобам Агентства Республики Коми по социальному развитию, администрации муниципального района "Вуктыл" на решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 24 июня 2013 года, по которому на администрацию муниципального района "Вуктыл" возложена обязанность предоставить Милика А.А.благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарно-техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения, на состав семьи один человек, размером общей площади не менее 33 кв.метров, находящееся на территории муниципального образования муниципального района "Вуктыл".
Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., заключение прокурора Ковригиной О.Н., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Вуктыл обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Милика А.А. к администрации муниципального района "Вуктыл" об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения на состав семьи 1 человек общей площадью не менее 33 кв.м., находящееся на территории МО МР "Вуктыл".
В судебное заседание истец, извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом, не явился, представил заявление о проведении судебного разбирательства в его отсутствие.
Прокурор на удовлетворении требований настаивал.
Представитель Администрации МР "Вуктыл" в судебном заседании заявленные прокурором требования не признал.
Представитель органов опеки и попечительства в судебном заседании требования прокурора поддержал.
Представитель Агентства Республики Коми по социальному развитию просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений по поводу заявленных прокурором требований в суд не представил.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Агентство Республики Коми по социальному развитию не согласно с решением в части возложения на администрацию муниципального района "Вуктыл" обязанности предоставить истцу жилое помещение общей площадью 33 кв.м., просит решение суда в указанной части отменить, указывая, что суд при разерешии спора руководствовался утратившими силу законами.
Администрация МР "Вуктыл" также не согласна с решением суда, просит его отменить в связи с тем, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не применил закон, подлежащий применению.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционных жалоб, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Из материалов дела следует, что родителями Милика А.А., "Дата обезличена"г.р., являются: мать ФИО2, отец ФИО3.
Решением Вуктыльского городского суда от "Дата обезличена", вступившего в законную силу "Дата обезличена", ФИО2и ФИО3лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына - Милика А.А., который передан органам опеки и попечительства.
На основании постановления "Номер обезличен"от "Дата обезличена"главы администрации МО "Город Вуктыл" Милика А.А. направлен в детский дом "Адрес обезличен".
Из справки от "Дата обезличена"ГАОУ СПО РК "Сосногорский технологический техникум" следует, что Милика А.А. обучается в данном образовательном учреждении в группе "Номер обезличен" ... курса с "Дата обезличена"по "Дата обезличена".
Согласно справки от "Дата обезличена"администрации Дутовского сельского совета МО "Город Вуктыл", закрепление жилья за несовершеннолетним Милика А.А. невозможно в связи с тем, что жилье, где проживала семья, ветхое.
В соответствии со справкой от "Дата обезличена"филиала ГУП РК "Республиканское бюро технической инвентаризации" филиал ГУП РК "РБТИ" г.Вуктыл не располагает сведениями о регистрации недвижимости за Милика А.А.
Из уведомления от "Дата обезличена"Ухтинского отдела Управления федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Коми следует, что право собственности у Милика А.А. на объекты недвижимости отсутствует.
На основании Постановления "Номер обезличен"от "Дата обезличена""О включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договорам найма специализированных жилых помещений" администрации МР "Вуктыл" Милика А.А. включен в список нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.
"Дата обезличена"Милика А.А. обратился с заявлением к прокурору г.Вуктыл в котором просил оказать содействие в предъявлении иска к администрации МР "Вуктыл" о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда, которое желает получить в г.Вуктыл после окончания "Сосногорского Технологического техникума". Иного жилого помещения Милика А.А. не имеет.
По настоящее время жилое помещение истцу не предоставлено.
Разрешая спорные правоотношения, суд правильно исходил из вывода о том, что истец имеет право на получение жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей и не имеющее пригодного для проживания жилья.
Указанный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи; в список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" приведен перечень обстоятельств, при наличии которых проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным. К числу таких обстоятельств, в частности, относится проживание в жилых помещениях, непригодных для постоянного проживания или не отвечающих установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Законом Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 7 декабря 2012 года N104-РЗ, вступившим в силу с 1 января 2013 года, государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, и по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) Республики Коми.
Статьей 1 указанного Закона Республики Коми от 7 декабря 2012 года N104-РЗ установлено, что в соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях устанавливается Правительством Республики Коми, однако до настоящего времени такой порядок не установлен.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 7 Закона Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях; жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список.
Суд, установив, что Милика А.А. включен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, ставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, не имеет пригодного для проживания жилого помещения, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Размер площади предоставляемого истцу жилого помещения суд правильно определил из расчета 33 кв.м.
Доводы жалобы Агентства Республики Коми по социальному развитию о незаконности решения суда в этой части не могут быть признаны обоснованными.
В соответствии со статьей 10 Закона Республики Коми "О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма" от 04 июля 2006 года N 54-РЗ, истец имел право на получение жилья по норме, установленной указанным Законом Республики Коми с учетом позиции Конституционного суда Республики Коми, высказанной им в постановлении от 11 июля 2011 года, однако данное право не было реализовано Милика А.А. по не зависящим от него причинам. Таким образом, истец в период прежнего правового регулирования имел право на предоставление жилого помещения по установленной на тот момент норме. Кроме того, как следует из содержания пункта 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1203, размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию государственного полномочия субъекта Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, определяется по специальной формуле, которая предусматривает в качестве одного из показателей социальную норму площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемую для расчета размера субсидии в размере 33 кв. метров, то есть не исключается возможность получения жилой площади в таком размере.
Таким образом, администрация муниципального района "Вуктыл" обязана предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Доводы апелляционной жалобы администрации муниципального района "Вуктыл" о том, что субвенции за счет средств федерального бюджета и средств республиканского бюджета на приобретение жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда в адрес администрации не поступали, не влияет на законность оспариваемого решения.
Приведенными выше нормами закона декларируются меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Кроме того, положения Конституции РФ, устанавливающие право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилище, реализуются через вышеуказанные нормы закона и должны исполняться органами местного самоуправления.
Ошибочное указание в мотивировочной части решения на обязание администрации муниципального района "Вуктыл" предоставить Милика А.А. жилое помещение по договору социального найма вне очереди не является основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку выводы суда в резолютивной части решения изложены верно.
Соглашаясь с доводами подателей жалобы о том, что в мотивировочной части решения суд сослался на нормы материального права, часть из которых утратила силу на момент разрешения спора, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены правильного по существу решения суда по указанным основаниям, приведя в настоящем определении нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 24 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального района "Вуктыл" и Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.